ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-31/18 от 07.08.2018 Беломорского районного суда (Республика Карелия)

Дело № 12-31/2018г.

РЕШЕНИЕ

07 августа 2018 года г. Беломорск

Судья Беломорского районного суда Республики Карелия Полузерова С.В., при секретаре Весниной С.В., с участием представителя МУП «Жилфонд» МО «Беломорский муниципальный район» Бебениной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МУП «Жилфонд» МО «Беломорский муниципальный район» на постановление мирового судьи судебного участка Лоухского района Республики Карелия, и.о. мирового судьи судебного участка Беломорского района Республики Карелия, от 04.06.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении МУП «Жилфонд» МО «Беломорский муниципальный район», юридический адрес: Республика Карелия, г. Беломорск, ул. Мерецкова, д. 9, ИНН 1011009871, ОГРН 1131032000351, дата государственной регистрации 08.08.2013,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка Лоухского района Республики Карелия, и.о. мирового судьи судебного участка Беломорского района Республики Карелия, от 04.06.2018 МУП «Жилфонд» МО «Беломорский муниципальный район» (далее – МУП «Жилфонд») привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 125000 рублей по тем основаниям, что МУП «Жилфонд» осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

В своей жалобе МУП «Жилфонд» просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить по следующим основаниям. Дело должно было рассматриваться в г.Беломорск с выездом судьи судебного участка Лоухского района Республики Карелия, замещающего на тот момент мирового судью Беломорского района. Не всем доводам привлекаемого к ответственности лица дана оценка в оспариваемом постановлении. Протокол не соответствует положениям КоАП РФ, одна часть протокола в указании адреса многоквартирного дома противоречит другой, не отражено объяснение руководителя предприятия, несмотря на то, что он присутствовал при составлении протокола и давал свои объяснения. С распоряжением о проведении проверки они ознакомлены не были, копия распоряжения в управляющую организацию не поступала, проверка производилась в отсутствие руководителя предприятия, информацией об осмотре домов во время выездной проверки они не располагали, кроме того им неизвестно, на какой вид проверки было выдано распоряжение и правовые основания проверки. Акт проверки получен ими 19.04.2018, то есть не сразу после окончания проверки, руководитель управляющей организации для вручения акта в г.Петрозаводск не приглашался, в связи с чем считают акт проверки недопустимым доказательством. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, нарушение которых вменяется МУП «Жилфонд» МО «БМР» не являются техническим регламентом, требования, изложенные в данных Правилах, не являются лицензионными требованиями. Вина в совершении правонарушения отсутствует, поскольку они не несут ответственность за невыполнение работ, не предусмотренных договором управления многоквартирными домами, а по своему усмотрению не вправе расширять состав общего имущества собственников.

В судебном заседании представитель МУП «Жилфонд» Бебенина В.А. жалобу поддержала по доводам, изложенным в ней, просила прекратить производство по делу в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.

Представитель Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав представителя МУП «Жилфонд», исследовав представленные материалы, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2, 7 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа,

В соответствии с ч. 1 ст. 8 вышеназванного закона, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

К полномочиям Правительства Российской Федерации в области лицензирования относятся: утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования (п. 2 ч. 1 ст.5 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011).

В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами (п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011).

Во исполнение данного полномочия Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение).

Согласно п. 3 указанного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее - Перечень услуг и работ), периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом: в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией (п. «б» ч. 2 Перечня).

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № -170 (далее - Правила), определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств (Раздел 2 Правил).

Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений (п. 2.1 Правил).

В соответствии с п. 2.6.2 Правил при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит произвести следующие работы: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков; обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.

Согласно п. 4.6.4.1 Правил неисправности системы водоотвода: наружного (загрязнение и разрушение желобов и водосточных труб, нарушение сопряжений отдельных элементов между собой и с кровлей, обледенение водоотводящих устройств и свесов) и внутреннего (протечки в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, засорение и обледенение воронок и открытых выпусков, разрушение водоотводящих лотков от здания, протекание стыковых соединений водосточного стояка, конденсационное увлажнение теплоизоляции стояков) следует устранять по мере выявления дефектов, не допуская ухудшения работы системы.

В силу п.4.6.1.26 Правил при обслуживании крыш следует обеспечить: исправность системы водостока; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояков; водосточные трубы следует прокладывать вертикально; стояки внутреннего водостока, проходящие в чердачном помещении, следует утеплять; водоприемные воронки должны быть оборудованы защитными решетками, установленными на прижимном кольце, и колпаками с дренирующим отверстием; водоприемные воронки должны регулярно очищаться от мусора и снега, а также промываться; достаточность и исправность тепловой изоляции всех трубопроводов, стояков и запорной арматуры. Усиление тепловой изоляции трубопроводов и стояков систем горячего водоснабжения и центрального отопления следует выполнять эффективным теплоизоляционным материалом.

В соответствии с п.4.2.3.1 Правил местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.

Как следует из п. 4.2.1.11 Правил отметы водосточных труб устанавливаются на 20 - 40 см выше уровня тротуаров. Желоба, лотки, воронки и водосточные трубы должны быть выполнены как единая водоприемная система с соблюдением необходимых уклонов, для чего лежачие фальцы загибают по уклону, лотки в нижней части заводят под желоба, колена и звенья водосточных труб вставляют один в другой (верхние внутрь нижних).

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

Пунктом 10 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определены основания для проведения внеплановой выездной проверки лицензиата. Подпунктом 2 указанного пункта в качестве основания предусмотрено поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 24 Приказа Государственного комитета РК по строительному, жилищному и дорожному надзору от 02.04.2018 N 22 о/д "Об утверждении Административного регламента Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору исполнения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля" (Далее – Приказ) основанием для принятия решения о проведении внеплановой (документарной и (или) выездной) проверки является мотивированное представление должностного лица Комитета по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с лицензиатами, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Комитет обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения лицензиатом лицензионных требований, в том числе повлекших нарушение прав потребителей.

Согласно пункту 31 Приказа внеплановая документарная проверка лицензиата проводится в порядке, установленном статьями 11 и 14 Федерального закона N 294-ФЗ. Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится в порядке, установленном статьями 12 и 14 Федерального закона N 294-ФЗ. Обязательным условием для начала осуществления плановой, внеплановой, (документарной, выездной) проверки (далее - проверка) является наличие распоряжения о проведении проверки, принимаемого Председателем Комитета (его заместителем), по форме, установленной статьей 14 Федерального закона N 294-ФЗ (п.32).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 33 Приказа должностные лица Комитета обязаны уведомить лицензиатов о проведении внеплановой выездной проверки - не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Между тем, в силу подпункта 2 пункта 34 Приказа, предварительное информирование лицензиатов не требуется при наличии оснований, указанных в подпунктах 1, 2, 4, 5 пункта 24 Регламента.

При таких обстоятельствах, предварительное информирование МУП «Жилфонд» МО «Беломорский муниципальный район» о проведении в отношении него внеплановой документарной и выездной проверки не предусмотрено законом. В связи с чем доводы МУП «Жилфонд» о том, что они не были ознакомлены с распоряжением о проведении проверки в нарушение требований законодательства, подлежат отклонению, поскольку правовых последствий в рассматриваемом деле не влекут.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу положений ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

МУП «Жилфонд» в ходе рассмотрения дела мировым судьей было заявлено ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту совершения административного правонарушения в г.Беломорск, которое было рассмотрено мировым судьей, в удовлетворении ходатайства было правомерно отказано по тем основаниям, что мировой судья Беломорского района находился на момент рассмотрения дела в отпуске, при этом его обязанности временно исполнял мировой судья Лоухского района. При таких обстоятельствах, дело об административном правонарушении было обоснованно рассмотрено в пгт.Лоухи Лоухского района.

В судебном заседании мировым судьей установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ от 10.04.2018 МУП «Жилфонд» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.

МУП «Жилфонд» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № 50 от 30.04.2015, выданную Государственной жилищной инспекцией РК. Лицензия предоставлена бессрочно и действует на территории Республики Карелия.

МУП «Жилфонд» на основании договора управления многоквартирными домами от 01.05.2017 является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов по адресам: ....

Согласно акту проверки лицензиата МУП «Жилфонд» МО «Беломорский муниципальный район» № ЛК 019/13-21/А/1399 от 11.04.2018 в ходе проведения внеплановой документарной и выездной проверки был выявлен факт осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: ... с нарушением лицензионных требований, предусмотренных п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а именно недостатки в системе водоснабжения, чем нарушаются п.п. 4.6.4.1, 4.6.1.26, 4.2.3.1, 4.2.1.11 Правил №170.

Установив данные обстоятельства, мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что МУП «Жилфонд», являясь управляющей организацией на основании договора управления многоквартирным домом по адресам: ... оказывало услуги и выполняло работы по содержанию и ремонту общего имущества в указанном доме с нарушением лицензионных требований, предусмотренных п.п. «а, б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Действия МУП «Жилфонд» мировым судьей верно квалифицированы по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.

Тот факт, что в протоколе имеется противоречие в адресах места расположения многоквартирных домов, являлся предметом обсуждения при рассмотрении дела судом первой инстанции и обоснованно признан технической опиской. Данное обстоятельство было устранено в судебном заседании исследованными материалами дела.

Акт проверки №ЛК 019/13-21/А/1399 был составлен 11.04.2018, незамедлительно после окончания проверки, во исполнение требований п.4 ст.16 ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, при этом получение данного акта МУП «Жилфонд» лишь 19.04.2018 не свидетельствует о нарушении сроков и требований в проведении проверки. Требований о незамедлительном вручении акта лицу, в отношении которого проводится проверка, законодательство не содержит.

Вопреки доводам жалобы, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, при системном толковании пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 и положений Жилищного кодекса РФ, относятся к лицензионным требованиям.

Несмотря на то, что некоторые виды работ не определены договором управления многоквартирными домами, они обусловлены в силу закона, и обязанность по выполнению указанных работ возлагается на управляющую компанию, таким образом доводы МУП «Жилфонд» об отсутствии вины в совершении административного правонарушении подлежат отклонению.

Сроки привлечения к административной ответственности, установленные ст.4.5 КоАП РФ, мировым судьей не нарушены, в связи с чем оснований для прекращения производства по делу в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности не имеется.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов мирового судьи, с данными доводами жалобы судья не соглашается, поскольку мировым судьей по существу принято верное решение, основанное на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, являющихся основаниями для отмены или изменения обжалуемого постановления, в ходе производства по делу не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья,

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка Лоухского района Республики Карелия, и.о. мирового судьи судебного участка Беломорского района Республики Карелия, от 04.06.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в отношении МУП «Жилфонд» МО «Беломорский муниципальный район» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья С.В. Полузерова