Дело № 12–31/2018
РЕШЕНИЕ
09 ноября 2018 года село Кочево
Судья Кочевского районного суда Пермского края Петрова Л.С.,
при секретаре судебного заседания Шаньшеровой Л.В.,
с участием представителя Аминистрации Кочевского муниципального района Пермского края ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации Кочевского муниципального района на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Кочевского судебного района по делу об административном правонарушении от 17 сентября 2018 года,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Кочевского судебного района Пермского края ФИО2 от 17 сентября 2018 года Администрация Кочевского муниципального района Пермского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Администрация Кочевского муниципального района Пермского края подала жалобу, в которой просит постановление отменить как незаконное, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях Администрации Кочевского муниципального района состава административного правонарушения.
В жалобе указано, что автомобильная дорога Кочево-Акилово является дорогой местного значения и находится в собственности Кочевского муниципального района.
При рассмотрении дела установлено, что в соответствии с пунктом 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 года № 221, действующий на дату составления протокола об административном правонарушении (30.07.2018 года), автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
В соответствии с действующей в настоящее время нормой законодательства (на дату принятия постановления по делу об административном правонарушении), на основании пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Таким образом, действующая норма закона, а также утратившая силу, четко регламентировала обязанность установки знаков не только в соответствии с нормами ГОСТ, но и утвержденной дислокацией (проектом/схемой) организации дорожного движения.
Довод представителя Администрации Кочевского муниципального района о том, что проектом организации дорожного движения автодороги Кочево-Акилово, искусственная неровность и предупреждающие знаки на участке 0 км +290м не предусмотрены, не принят во внимание и ему не дана правовая оценка.
За количество и виды установленных дорожных знаков с учетом территориальной расположенности дороги отвечает Администрация Кочевского муниципального района. Все указатели должны стоять строго по схеме установки дорожных знаков и с соблюдением схемы движения, определенной стандартом во избежание допущения нового правонарушения, а именно: произвольная самостоятельная установка дорожных знаков.
Указанные нормы в совокупности предусматривают обязанность собственника автомобильных дорог соблюдать требования дорожных знаков, установленных в соответствии с законом и предусматривают ответственность за нарушение данной обязанности.
В судебном заседании представитель Администрации Кочевского муниципального района Пермского края ФИО1 жалобу поддержал в полном объеме по изложенным в ней доводам.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Исходя из положений ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п.п. «б» п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения, старшими государственными инспекторами безопасности дорожного движения, государственными инспекторами безопасности дорожного движения, старшими государственными инспекторами дорожного надзора, государственными инспекторами дорожного надзора в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221 утвержден ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения., определены в том числе перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов (утратившим силу с 1 сентября 2018 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст)
Согласно п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Согласно п. 4.1.5., замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1 - 2.7) следует осуществлять в течение 3 сут. после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток.
В соответствии с п. 6.2.1 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст), дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с п. 5.2.19 "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст) (ред. от 09.12.2013), знак 1.17 "Искусственная неровность" устанавливают перед искусственной неровностью для принудительного снижения скорости.
Согласно п. 5.6.25 ГОСТ Р 52289-2004, знак 5.20 "Искусственная неровность" применяют для обозначения границ искусственной неровности.
Знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. (п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004)
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что 21.06.2018 года в 16 часов 50 минут в ходе повседневного надзора ст. государственным инспектором БДД ОГИБДД МО МВД России «Кочевский» ФИО9 было выявлено, что на участке автодороги Кочево-Акилово на 0 км 290 м имеются недостатки содержания автодороги, а именно: данный участок автодороги оборудован искусственной неровностью, при этом отсутствуют дорожные знаки 1.17 «Искусственная неровность», 5.20 «Искусственная неровность» и 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход».
В целях устранения нарушений п. 4.1.1., 4.1.5. ГОСТ Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" Врио главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ФИО3 22.06.2018 года было вынесено предписание, согласно которому Администрации Кочевского муниципального района предписывалось в течение трех суток установить на участке автодороги Кочево-Акилово 0 км 290 м, расположенной в с. Кочево Кочевского района дорожные знаки 1.17 и 5.20 «Искусственная неровность» и дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход». Предписание Администрацией Кочевского муниципального района получено 22 июня 2018 года.
В связи с невыполнением в установленный срок названного выше предписания 30 июля 2018 года врио государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД МО МВД России «Кочевский» ФИО4 в отношении Администрации Кочевского муниципального района Пермского края составлен протокол об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, ответственность за которое предусмотрена ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт невыполнения юридическим лицом законного предписания в установленный срок подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 30.06.2018 года (л.д. 2-5); определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.06.2018 года (л.д. 6); актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 21.06.2018 года (л.д. 7); предписанием от 22.06.2018 года (л.д. 9); фототаблицами от 21.06.2017, 29.06.2018 (л.д. 8, 11-12), актом контрольной проверки по ранее выявленным недостаткам в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 29.06.2018 года (л.д. 10); предписанием от 02.07.2018 года (л.д. 13); ответом Администрации Кочевского муниципального района от 02.07.2018 года (л.д. 14); свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 17); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 20-22); Уставом Кочевского муниципального района (л.д. 23-30); решением Земского собрания Кочевского муниципального района Пермского края № 45 от 29.05.2014 года «О внесении изменений в Устав Кочевского муниципального района» (л.д. 32-35).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.03.2009 года, Муниципальное образование «Кочевский муниципальный район» является собственником автомобильной дороги Кочево-Акилово.
Как видно из акта контрольной проверки по ранее выявленным недостаткам в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 29.06.2018 года, в ходе проверки исполнения предписания выявлено, что на участке проезжей части автодороги Кочево-Акилово 0 км 290 м, расположенной в с. Кочево Кочевского муниципального района дорожные знаки 1.17 и 5.20 «Искусственная неровность» и дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» не установлены.
В ответе Администрации Кочевского муниципального района от 02.07.2018 года указано, что мероприятия по установлению дорожных знаков 1.17 и 5.20 «Искусственная неровность» и дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на участке 0 км. 290 км автодороги Кочево-Акилово будут выполнены до 15.07.2018 года.
Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ, им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно п. 2.5 ст. 9 Устава Кочевского муниципального района, к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 54 Устава Кочевского муниципального района, осуществление указанных полномочий в области дорожной деятельности относится к полномочиям Администрации Кочевского муниципального района.
Установив, что по состоянию на 29.06.2018 года в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 (ГОСТ Р 50597-93) на участке проезжей части автодороги Кочево-Акилово 0 км 290 м, расположенной в с. Кочево Кочевского муниципального района дорожные знаки 1.17 и 5.20 «Искусственная неровность» и дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» не установлены, что не позволяло обеспечить соблюдение требований дорожной безопасности на автомобильной дороге, а также учитывая подтвержденный материалами дела факт невыполнения Администрацией Кочевского муниципального района в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства, мировой судья правильно квалифицировал бездействие Администрации Кочевского муниципального района по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.
Довод представителя Администрации района о том, что действующей нормой закона, а также утратившей силу, регламентирована обязанность установки знаков не только в соответствии с нормами ГОСТ, но и с утвержденной дислокацией (проектом/схемой) организации дорожного движения, является несостоятельным и не может быть принят судом во внимание.
Учитывая диспозицию ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы. Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения, и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Из материалов дела следует, что предписание от 22.06.2018 № 29 было вынесено уполномоченным лицом - Врио главного государственного инспектора безопасности дорожного движения, в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, в установленном законом порядке предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено, а поэтому доводы, изложенные в жалобе, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого акта в отношении Администрации Кочевского муниципального района о привлечении к административной ответственности по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Действия юридического лица правильно квалифицированы по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и представленными доказательствами.
Наказание Администрации Кочевского муниципального района назначено в пределах санкции ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
При таких обстоятельствах, не нахожу оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7- 30.9 КОАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Кочевского судебного района Пермского края ФИО2 от 17 сентября 2018 года, оставить без изменения, а жалобу Администрации Кочевского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы могут быть обжалованы в порядке надзора лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, прокурором в Пермский краевой суд в порядке ст. 30.12- 30.14 КоАП РФ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>