ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-31/18 от 22.02.2018 Сургутского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

№12-31/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г.Сургут ХМАО-Югра 22 февраля 2018 года

Судья Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Дитюк А.Б., при участии защитника общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Северная археология -1» Кривуля Ю.Е., действующего на основании ордера №1/10 от 13 февраля 2018 года, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Северная археология-1» Кривуля Ю.Е. на постановление начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Кузнецова Д.В. №03-817/2017 о назначении административного наказания от 28 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Северная археология-1»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Кузнецова Д.В. №03-817/2017 от 28.09.2017 года юридическое лицо – ООО «НПО «Северная археология-1» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.28 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей за нарушение требований п.11 ст.1, ст.20 Лесного кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с вынесенным постановлением, считая его незаконным и не обоснованным, защитник ООО «НПО «Северная археология-1» Кривуля Ю.Е. обратился в Сургутский районный суд ХМАО-Югры с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку в действиях Общества отсутствует состав вменяемого правонарушения, поскольку административным органом не правильно квалифицированы действия сотрудников ООО «НПО «Северная археология-1», как незаконная рубка лесных насаждений, тогда как имело место законное проведение археологических работ, в ходе которых была произведена рубка лесных насаждений. На собственниках и (или) пользователях лежит обязанность обеспечить лицам, проводящим археологические работы, доступ к участкам на территорию, определенную разрешением (открытым листом) на проведение археологических работ, то есть при проведении археологических работ не производится изъятие и предоставление земельных участков лесного фонда для проведения археологических работ, а производится доступ лиц, проводящих археологические работы, к объектам археологического наследия. Деревья, находившиеся на территории объекта археологического наследия «Поселение Когончинское 19», представляли угрозу для работников ООО «НПО «Северная археология-1» при проведении археологических работ, проведение земляных работ в рамках археологических полевых работ невозможно без освобождения участков работ от деревьев. Запрета на осуществление рубки на данном участке нет. Автор жалобы утверждает, что Лесным кодексом Российской Федерации не регулируется вопрос рубки леса при проведении археологических работ и юридическим лицом не нарушена ст.25 ЛК РФ, предусматривающая такой вид использования лесов, как осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, согласно ст.25 и ст.40 ЛК РФ. Неправильная квалификация действий ООО «НПО «Северная археология-1» является следствием неисполнения некоторыми уполномоченными органами государственной власти своих полномочий. После того, как на территории лесного участка в квартале №403 выдел 32 Юганского территориального отдела-лесничества Угутского участкового лесничества был выявлен объект археологического наследия «Поселение Когончинское 19», изменилось целевое назначение участка с участка лесного фонда на земельный участок земель историко-культурного назначения, данное обстоятельство должно быть оформлено в порядке, предусмотренном ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации, что уполномоченным органом сделано не было.

В судебном заседании защитник юридического лица Кривуля Ю.Е. поддержал доводы жалобы, просил отменить обжалуемое постановление.

Дополнительно в обоснование доводов жалобы защитник Кривуля Ю.Е. представил уведомление о проведении работ от 22.08.2017 года; письмо АУ «Центр охраны культурного наследия» от 01.12.2017 года с расчетом стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия «Поселение Когончинское 19»; открытые листы №2195 и 1545 на имя ФИО5; открытый лист №444 на имя ФИО6; копия технического отчета: «Археологические работы по сохранению объекта культурного наследия «Поселение Когончинское 19», находящееся в границах участка, подлежащего воздействию хозяйственных работ в ходе строительства «Обустройство куста скважин №30 Среднесургутского месторождения» ш. 3824 в Сургутском районе ХМАО-Югры»; копия решения Арбитражного суда ХМАО-Югры от 14.12.2017 года.

Судьей ходатайство о приобщении указанных документов к материалам жалобы удовлетворено в полном объеме.

Заслушав участвующего в рассмотрении материалов дела защитника привлекаемого юридического лица, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении согласно п.8 ч.2 ст. 30.6 КоАП судом проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу.

Следуя положениям ст.ст. 2.1, 24.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч.1 ст.8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

На основании п.11 ст.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются принципе платности использования лесов.

Статьей 20 ЛК РФ установлено, что граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном статьей 25 настоящего Кодекса, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством.

Статьей 25 ЛК РФ определены виды использования лесов: 1) заготовка древесины; 2) заготовка живицы; 3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; 5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; 6) ведение сельского хозяйства; 7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; 8) осуществление рекреационной деятельности; 9) создание лесных плантаций и их эксплуатация; 10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; 10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); 11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; 12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; 13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; 14) переработка древесины и иных лесных ресурсов; 15) осуществление религиозной деятельности; 16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 16 ЛК РФ определено, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).

Обжалуемым постановлением начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Кузнецова Д.В. №03-817/2017 о назначении административного наказания от 28.09.2017 года были определены следующие обстоятельства административного правонарушения:

02.08.2017 года на основании распоряжения № 03-286/2017 от 01.08.2017 года Сургутским управлением Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры в ходе проведения рейдового патрулирования территории лесного фонда Юганского территориального отдела-лесничества, Угутского участкового лесничества, на предмет соблюдения требований лесного законодательства РФ, обнаружена рубка лесных насаждений. На лесном участке с координатами №60°26’16.5” с.ш. Е073° 56’ 54.0” в.д. (координаты в системе WGS’84) вырублены лесные насаждения на площади 0,2527 га, во множестве присутствуют пни со свежими спилами. Согласно ведомости сплошного перечета пней, проведенного сотрудниками Угутского участкового лесничества, на участке вырублено: сосна - 205 шт., береза - 24 шт., осина - 27 шт. (см. Ведомость перечета). Стволы срубленных деревьев и порубочные остатки большей частью складированы в стене леса, частью находятся по периметру котлована.

На участке лесного фонда снят слой почвы и вырыт котлован-раскоп. Со слов лаборанта АНО «Института археологии севера» ФИО7, являющегося старшим на раскопках, на участке лесного фонда юридическим лицом ООО «НПО «Северная археология-1» проводятся археологические изыскания. Изыскания ведутся с 07.07.2017 года группой работников, нанятой ООО «НПО «Северная археология-1».

Со слов защитника юридического лица ООО «НПО «Северная археология-1» Ю.Е. Кривули (действующего на основании доверенности №б/н от 19.09.2017 года, удостоверение №173 от 09.12.2002 года, ордер №1/67 от 19.09.2017 года), рубку деревьев производили сотрудники Общества при помощи бензопил, с целью расчистки участка.

Согласно письму №829 от 22.09.2017 г. директора ООО «НПО «Северная археология-1», рубка деревьев на участке лесного фонда в квартале № 403 выделе 32 производилась работниками ООО «НПО Северная археология-1» в связи с тем, что стоящие деревья представляли угрозу работникам при проведении земляных работ на участке.

По факту произведенной рубки Сургутским управлением Природнадзора Югры 24.08.2017 года направлен запрос в Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры о наличии договоров аренды участков лесного фонда на указанном выше участке.

В ответ на запрос Сургутского управления Природнадзора Югры поступило письмо исх. № 579 от 29.08.2017 года о том, что указанный участок в аренду не передавался, договорные обязательства отсутствуют, разрешения на рубку лесных насаждений до 29.08.2017 года не выдавалось.

Административным органом было установлено, что у ООО «НПО «Северная археология-1» отсутствует договор аренды лесного участка, то есть ООО «НПО «Северная археология-1» незаконно произвело рубку лесных насаждений на площади 0,2527 га на территории участка лесного фонда, расположенного в квартале №403 выделе 32 Юганского территориального отдела-лесничества Угутского участкового лесничества.

Действия ООО «НПО «Северная археология-1» административным органом квалифицированы по ч.1 ст.8.28 КоАП РФ как незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.

В обоснование факта совершенного ООО «НПО «Северная археология-1» правонарушения должностным лицом Природнадзора Югры представлены в качестве доказательств следующие документы: определение о переносе рассмотрения дела об административном правонарушении от 19.09.2017 года; объяснение по делам об административных правонарушениях ООО «НПО «Северная археология-1» от 22.09.2017 года; определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 06.09.2017 года; протокол об административном правонарушении №03-817/2017 от 05.09.2017 года; уведомление от 24.08.2017 года; ответ Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры от 29.08.2017 года; объяснение ФИО8 от 27.09.2017 года; доверенность и копия паспорта на имя ФИО8; уведомление от 25.09.2017 года; копия акта №03-286 проведения мероприятий по контролю (патрулирование) от 02.08.2017 года, в соответствии с которым в квартале 403 Угутского участкового лесничества в границах выдела 32 обнаружена рубка лесных насаждений; копия карты-схемы самовольного используемого участка лесного фонда в квартале 403 выделе 32 Угутского участкового лесничества Юганского территориального отдела – лесничества от 03.08.2017 года; копия объяснения ФИО7 от 02.08.2017 года; копия ведомости пересчета деревьев, без указания даты составления; копия фото-таблицы к акту рейдового мероприятия (патрулирования) №03-286 от 02.08.2017 года; копия ответа Службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры от 15.06.2017 года; копия информационного письма Службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры от 04.09.2017 года; копия договора подряда №25 от 27.06.2017 года; копия открытого листа №1545, выданного ФИО5; копия прейскурантного договора №16-34 от 19.08.2016 года с приложениями.

Защитником привлекаемого лица были представлены суду следующие документы: уведомление о проведении работ от 22.08.2017 года; письмо АУ «Центр охраны культурного наследия» от 01.12.2017 года с расчетом стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия «Поселение Когончинское 19»; открытые листы №2195 и 1545 на имя ФИО5; открытый лист №444 на имя ФИО6; копия технического отчета: «Археологические работы по сохранению объекта культурного наследия «Поселение Когончинское 19», находящееся в границах участка, подлежащего воздействию хозяйственных работ в ходе строительства «Обустройство куста скважин №30 Среднесургутского месторождения» ш. 3824 в Сургутском районе ХМАО-Югры»; копия решения Арбитражного суда ХМАО-Югры от 14.12.2017 года.

Исследовав перечисленные доказательства, выслушав пояснения защитника привлекаемого юридического лица, судья полагает, что в действиях юридического лица отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.

Так, в силу положений ст. 40 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности научными организациями, образовательными организациями. Для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим научным организациям, образовательным организациям - в аренду.

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Рослесхоза от 23.12.2011 № 548 в соответствии с положениями ч. 3 ст. 40 ЛК РФ утверждены Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (Зарегистрирован в Минюсте РФ 15.03.2012 № 23497), между тем, как следует из указанных Правил, использование лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности включает в себя осуществление экспериментальной или теоретической деятельности, направленной на получение новых знаний об экологической системе леса, проведение прикладных научных исследований, направленных на применение этих знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Таким образом, деятельность в сфере археологических изысканий не урегулирована данными Правилами и не отнесена к виду использования лесов, определенному в ст. 25 и ст. 40 ЛК РФ.

Лесной кодекс Российской Федерации прямо не предусматривает обязанность оформления правоустанавливающих документов, перечень, порядок и основание оформления таких документов при производстве археологических изысканий и исследований в лесах. Исходя из изложенного, наличие договора аренды земельного участка в данном случае не требуется.

Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», нормы которого приводятся в обжалуемом постановлении, не регламентирует вопросы использования лесов, в том числе для целей осуществления археологических исследований.

В соответствии с п. 2 ст. 45.1 вышеуказанного Закона разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, указанных в пункте 7 настоящей статьи.

Частью 6.1 статьи 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определено, что физическим и юридическим лицам, проводящим археологические полевые работы, в целях проведения указанных работ собственниками и (или) пользователями земельных участков, в границах которых расположены объекты археологического наследия, должен быть обеспечен доступ к земельным участкам, участкам водных объектов, участкам лесного фонда, на территорию, определенную разрешением (открытым листом) на проведение археологических полевых работ, между тем, порядок и основания доступа при выполнении вышеуказанных работ к охраняемым объектам окружающей среды, в том числе лесным землям, законом не урегулированы.

Не определены основания доступа к лесным землям Лесным кодексом Российской Федерации или Земельным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, в настоящий момент порядок обеспечения доступа к землям лесного фонда для целей проведения археологических исследований, основания и виды правоустанавливающих документов, которые необходимо оформить для получения такого доступа, на законодательном уровне не определены.

В связи с вышеназванными положениями, требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

Так, ООО «НПО «Северная археология-1» привлечено административным органом к административной ответственности за незаконную рубку и повреждение лесных насаждений при производстве археологических изысканий.

При этом в материалах дела имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда ХМАО-Югры от 08.12.2017 года по делу № А75-18027/2017, согласно которому признано незаконным и отменено полностью постановление начальника Сургутского управления Природнадзора Югры Кузнецова Д.В. от 28.09.2017 года № 03-816/2017 о привлечении ООО «НПО «Северная Археология-1» к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ в виду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.

В связи с изложенным, с учетом проанализированных доказательств, судья соглашается с доводом жалобы о том, что материалами административного дела не доказано, что ООО «НПО «Северная археология-1» осуществляло незаконную рубку лесных насаждений, поскольку отсутствуют нормы закона, обязывающие юридическое лицо совершить определенные действия по оформлению специального разрешения либо по заключению договора на использование лесных земель для археологических изысканий, отмечая при этом наличие у ООО «НПО «Северная археология-1» разрешения на проведение археологических исследований в лесах в виде полученных открытых листов, дающих право на проведение археологических полевых работ на территории выявленного объекта археологического наследия «Поселение Когочинское 19».

При изложенных обстоятельствах событие, состав рассматриваемого административного правонарушения и вина ООО «НПО «Северная археология-1» не установлены в судебном заседании.

Отсутствие события и состава административного правонарушения, а также вины в его совершении являются обстоятельствами, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Следуя п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.

В силу изложенного постановление начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Кузнецова Д.В. №03-817/2017 о назначении административного наказания от 28.09.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ, в отношении ООО «НПО «Северная археология - 1», является незаконным и подлежит отмене с прекращением производства по делу, а жалоба защитника Кривуля Ю.Е. - удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Северная археология-1» Кривуля Ю.Е. на постановление по делу об административном правонарушении удовлетворить.

Постановление начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Кузнецова Д.В. №03-817/2017 о назначении административного наказания от 28 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Северная археология - 1», отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Сургутского

районного суда ХМАО-Югры А.Б.Дитюк