Дело № 12-31/2019
Р Е Ш Е Н И Е
село Новошешминск
03 сентября 2019 года - вынесена резолютивная часть
03 сентября 2019 года - составлено мотивированное решение
Новошешминский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.А. Сахабиевой, при секретаре О.А. Юдинцевой, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление административной комиссии Новошешминского муниципального района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 2.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением административной комиссии Исполкома Новошешминского муниципального района Республики Татарстан за № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 привлечена к административной ответственности по статье 2.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях (далее - КоАП РТ), к штрафу в размере 2000 рублей.
ФИО1 обратилась с жалобой на данное постановление, просила признать его незаконным и необоснованным.
В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержала, просила её удовлетворить, пояснив, что вышеуказанный административный орган привлек её к административной ответственности незаконно, поскольку средства, собираемые в качестве самообложения, не используются по целевому назначению, дороги не ремонтируются, населенный пункт не благоустраивается, что подтверждает фотоснимками данного населенного пункта, а также пояснениями граждан данного сельского поселения.
Представитель административного органа - административной комиссии Исполкома Новошешминского муниципального района РТ ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, полагая жалобу необоснованной, а постановление административной комиссии - законной.
Представитель Исполнительного комитета Екатерининского сельского поселения Новошешминского муниципального района РТ – Глава Исполнительного комитета Екатерининского сельского поселения ФИО3 также просил в жалобе отказать, пояснив, что решение о самообложении принято на местном референдуме в установленном законом порядке, решение обнародовано и вступило в законную силу, имеет обязательную силу для жителей указанного сельского поселения. Решение об установлении сроков уплаты сумм самообложения принято муниципальным органом в пределах его компетенции и полномочий, собранные суммы используются строго в соответствии с целевым назначением.
Заслушав ФИО1, иных лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, полагаю, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу части 1 статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ).
Судом установлено, что жалоба подана ФИО1 в установленные сроки.
В соответствии с частью 1 статьи 2.6 КоАП РТ неисполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления, принятых ими в пределах их полномочий, за исключением случаев, предусмотренных статьями 2.7, 2.8, 3.2 - 3.7 указанного Кодекса - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Часть вторая статьи 2.6 КоАП РТ предусматривает административную ответственность за те же действия, совершенные повторно в течение года.
Согласно материалам дела ФИО1 проживает по адресу: РТ, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ административной комиссией Исполкома Новошешминского муниципального района РТ было установлено, что ФИО1 не уплатила средства самообложения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, введенные в результате местного референдума на территории Екатерининского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статья 26.11 КоАП РФ указывает, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно частям 1 и 2 статьи 56 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования (населенного пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района), за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования (населенного пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района) и для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования указанных в части 1 настоящей статьи разовых платежей граждан решаются на местном референдуме, а в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 части 1 статьи 25.1 настоящего Федерального закона, на сходе граждан.
Сход граждан может проводиться по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан (п. 4 ч. 1 ст. 25.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), а также в населенном пункте, входящем в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, городского округа либо расположенном на межселенной территории в границах муниципального района, по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на территории данного населенного пункта (п. 4.1 ч. 1 ст. 25.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан).
Согласно статье 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение, принятое на местном референдуме, относится к муниципальным правовым актам органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 5 Закона РТ от 28.07.2004 №45-ЗРТ (ред. от 07.10.2017) «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан).
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Самообложение на территории Екатерининского сельского поселения Новошешминского муниципального района РТ было установлено решением Совета Екатерининского Екатерининского сельского поселения Новошешминского муниципального района РТ от 24.09.2018 № 58-98 «О назначении местного референдума на территории Екатерининского сельского поселения Новошешминского муниципального района по вопросам введения и использования средств самообложения граждан» и проведено 18.11.2018 г., данное решение обнародовано в установленном законом порядке.
При указанных обстоятельствах действия (бездействие) ФИО1 административным коллегиальным органом правильно расценены как неисполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления, принятых ими в пределах их полномочий.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должны указываться дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 указано, что существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Административный коллегиальный орган, правомерно усматривая в действиях (бездействии) ФИО1 состав административного правонарушения, тем не менее, в нарушение требований части 2 статьи 28.2 КоАП РФ не указал в протоколе и в оспариваемом постановлении по какой именно части статьи 2.6 КоАП РТ привлекается ФИО1
Тем самым в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении не конкретизировано существо правонарушения, что вызывает правовую неопределенность и препятствует разрешению дела.
Кроме того, в оспариваемом постановлении датой его вынесения указано: «ДД.ММ.ГГГГ», в то время, как следует из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, оспариваемое постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Так, пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 (ред. От 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, по истечении срока давности привлечения к административной ответственности (п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).
Согласно пункту 2 постановления главы Екатерининского сельского поселения Новошешминского муниципального района РТ от 21.11.2018 № 28 «О порядке сбора средств самообложения граждан «Положения о самообложении граждан Екатерининского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан», граждане обязаны уплатить сумму самообложения до 01 апреля 2019 года.
ФИО1 направлялось извещение (уведомление) об уплате разового платежа по самообложению в бюджет Екатерининского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан.
Сумма самообложения ФИО1 в установленный срок не уплачена, доказательств обратного не установлено.
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Исполкома Новошешминского муниципального района Республики Татарстан в отношении ФИО1 составлен протокол № об административном правонарушении по ст.2.6 КоАП РТ за неуплату средств самообложения в установленный срок.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание административной комиссии, которая постановлением № признала ФИО1 виновной в совершении указанного административного правонарушения и назначила ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Поскольку в самом муниципальном акте был указан срок уплаты средств самообложения - до ДД.ММ.ГГГГ, срок привлечения к административной ответственности - два месяца, истек ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 была привлечена к административной ответственности за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, что противоречит требованиям административного законодательства, постановление административной комиссии является незаконным.
Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах жалоба подлежит удовлетворению, производство по делу – прекращению в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 удовлетворить:
Постановление административной комиссии Исполкома Новошешминского муниципального района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 2.6 КоАП РТ отменить и производство по делу прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Новошешминский районный суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья
Решение вступило в законную силу: «___»______________ 2019 года.