ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-31/19 от 04.12.2019 Усть-майского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 12-31/2019

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

п. Усть-Мая 04 декабря 2019 года

Судья Усть- Майского районного суда Республики Саха (Якутия) Прокопьева Ф.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора общества с ограниченной ответственностью старательская артель «Золото Ыныкчана» Попова А.Ю.

на постановление № 3 Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Саха (Якутия) от 17.09.2019 о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 3 Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Саха (Якутия) о назначении административного наказания от 17.09.2019 генеральный директор общества с ограниченной ответственностью старательская артель «Золото Ыныкчана» Попов Ю.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Лицом подана жалоба на постановление с указанием на то, что наличие события и состава вменяемого правонарушения административным органом не доказано и в постановлении № 3 не обосновано.

Лицо, подавшее жалобу- Попов ЮА. и ИФНС России № 9 по Республике Саха (Якутия) извещены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, не явились. Попов Ю.А. просил рассмотреть жалобу в его отсутствие ввиду нахождения в командировке. Судьей принято решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц.

Судом при рассмотрении жалобы установлено следующее:

В период с 23.07.2019 по 14.08.2019 ИФНС № 9 в отношении ООО СА «Золото Ыныкчана» проведена документарная проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования за период с 01.07.2017 по 31.12.2018.

09.09.2019 по результатам проведенной проверки в отношении генерального директора ООО СА «Золото Ыныкчана» Попова Ю.А. старшим государственным налоговым инспектором Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Саха (Якутия) ФИО14 составлен протокол по признакам ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ- нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

17.09.2019 постановлением № 3 и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по РС (Я) ФИО15 генеральный директор ООО СА «Золото Ыныкчана» Попов Ю.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

17.09.2019 ИФНС России № 9 лицу направлено указанное постановление.

18.09.2019 лицом постановление получено, что подтверждается извещением о получении электронного документа.

26.09.2019 лицом подана жалоба на постановление ИФНС России № 9, что подтверждается штампом Почты России, описью ценного письма с простым уведомлением.

04.10.2019 жалоба поступила в Усть-Майский районный суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Нарушений порядка, срока подачи жалобы не имеется.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Рассмотрев материалы, судья приходит к выводу об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения, по следующим основаниям:

Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а именно- осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

ИФНС России № 9 должностное лицо привлечено к административной ответственности за осуществление резидентом- юридическим лицом незаконной валютной операции в виде отчуждения денежных средств в пользу нерезидентов- иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность на территории Российской Федерации.

Резидентами в соответствии с п.п. «в» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее-Федеральный закон № 173-ФЗ) являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях".

ООО старательская артель «Золото Ыныкчана» является резидентом- зарегистрировано в качестве юридического лица, поставлено на учет в налоговом органе, имеет ОГРН 117144704816.

Между юридическим лицом и следующими лицами, указанными в постановлении административного органа, заключены трудовые договоры:

ФИО2- данных о гражданстве не имеется; заключен трудовой договор от 20.09.2017 - машинист бульдозера.

ФИО3- данных о гражданстве не имеется; заключен трудовой договор от марта 2017 - водитель по вывозке горной массы.

ФИО4- данных о гражданстве не имеется; заключен трудовой договор от марта 2017 - маляр.

ФИО5- гражданин Украины, не документирован видом на жительство, зарегистрирован по месту пребывания; заключен трудовой договор от июля 2017 - машинист погрузчика.

ФИО6- гражданин Украины, не документирован видом на жительство, зарегистрирован по месту пребывания; заключен трудовой договор от 10.04.2017 - слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов.

ФИО7- данных о гражданстве не имеется; заключен трудовой договор от 20.07.2017 - водитель а/с БелАЗ.

ФИО8- гражданин Узбекистана, не документирован видом на жительство, зарегистрирован по месту пребывания; заключен трудовой договор от 20.09.2017, водитель автосамосвала.

ФИО9- данных о гражданстве не имеется, заключен трудовой договор от 20.09.2017, водитель автосамосвала.

ФИО10- гражданин Украины, не документирован видом на жительство, зарегистрирован по месту пребывания; заключен трудовой договор от мая 2017 - машинист бульдозера.

ФИО11- гражданин Украины, не документирован видом на жительство, зарегистрирован по месту пребывания; заключен трудовой договор от 15.06.2017 - машинист погрузчика.

ФИО12- данных о гражданстве не имеется, заключен трудовой договор от 15.06.2017, водитель автомобиля.

Согласно данных миграционного пункта Отд МВД России по Усть-Майскому району от 25.04.2019, исх. , следующие лица имеют гражданство другого государства- ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО10, ФИО11 Данных относительно гражданства других лиц, указанных в постановлении, в материалах дела не имеется.

Нерезидентами в соответствии с п.п. «а» п. 7 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" (граждане РФ) и "б" (постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства) пункта 6 данной статьи.

Соответственно, ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО10, ФИО11 являются нерезидентами, т.к. имеют гражданство другого государства и не имеют вида на жительство в РФ.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ валютной операцией признается приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Статьей 6 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона N 173-ФЗ, в соответствии с частью 2 которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.

В частности, юридические лица – резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами – нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическими лицам – нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Таким образом, под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Материалами дела подтверждено, что ООО СА «Золото Ыныкчана», являясь резидентом, совершало операции по выдаче в пользу физических лиц – нерезидентов валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, то есть совершало валютные операции, что находит подтверждение в следующих документах:

ФИО5- на основании расходного кассового ордера от 21.09.2017 года выдано 8 762 руб.; на основании расходного кассового ордера от 16.10.2017 года выдано 8 762 руб.

ФИО6- на основании расходного кассового ордера от 10.11.2017 года выдано 30 000 руб.;

ФИО8 на основании расходного кассового ордера от 20.09.2017 года выдано 24 000 руб.;

ФИО10 на основании расходного кассового ордера от 13.10.2017 года выдано 8 762 руб.;

ФИО11 на основании расходного кассового ордера от 28.09.2017 года выдано 8 762 руб.; на основании расходного кассового ордера от 13.11.2017 года выдано 30000 руб.

Возможность осуществления такой валютной операции, как выдача резидентом физическому лицу - нерезиденту денежных средств в подотчет наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений такая выплата не входит.

В соответствии с п. 6 Указания Центрального Банка РФ от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» выдача наличных денег проводится по расходным кассовым ордерам. Выдача наличных денежных средств работнику влечет обязанность по отчетности с его стороны (п. 6.3 указания), при невозврате средств- ответственность согласно норм трудового законодательства.

Исходя из изложенных норм, выдачу работодателем работнику денежных средств в подотчет судья расценивает как отчуждение резидентом валюты в пользу нерезидента.

По указанным основаниям доводы лица об отсутствии факта приобретения и соответственно, факта валютной операции, судьей не могут быть приняты.

Следовательно, выдача обществом иностранным работникам денежных средств в подотчет, то есть осуществление обществом вышеназванной валютной операции не через банковский счет в уполномоченном банке свидетельствует о совершении лицом незаконной валютной операции и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Факт возврата либо невозврата лицами валюты, выданной в подотчет, на квалификацию не влияет, т.к. состав правонарушения является формальным, наступление последствий законодателем как условие ответственности не предусмотрено. По указанным основаниям доводы заявителя об отсутствии состава ввиду возврата средств лицами- не могут быть приняты.

Попов А.Ю. 28.11.2016 года на общем собрании акционеров ОАО СА «Золото Ыныкчана» определен лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа- генеральным директором ООО.

Генеральный директор, являясь должностным лицом, обязан был действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно, что установлено ч. 3 ст. 53 ГК РФ.

Судьей истребованы дополнительные сведения, необходимые для рассмотрения дела, о чем вынесено определение от 02.12.2019 года, направлено административному органу и лицу, подавшему жалобу. Административным органом сведения (данные миграционного пункта, расходные кассовые ордера) представлены посредством электронной почты, оригиналы направлены заказным письмом Почтой России, что подтверждается кассовым чеком.

Оценив все доказательства в совокупности после всестороннего, полного и объективного их исследования в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу о том, что вина заявителя в совершении правонарушения материалами дела доказана.

Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав лица при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.

Событие правонарушения имело место с сентября по ноябрь 2017 года, ввиду чего срок давности, предусмотренный п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ- 2 года, не истек.

Налагая штраф за нарушение валютного законодательства, административный орган действовал в пределах полномочий, предоставленных статьей 23.5 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении № 3 от 09.09.2019 года составлен старшим государственным налоговым инспектором в отсутствие законного представителя общества (уведомление о времени и месте составления протокола получено обществом 04.09.2019), содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

Дело административным органом рассмотрено и постановление № 3 от 17.09.2019 вынесено в отсутствие должностного лица, надлежаще уведомленного о месте и времени рассмотрения дела (уведомлении о времени и месте рассмотрения дела получено обществом 11.09.2019) с соблюдением норм, предусмотренных КоАП РФ, а также в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах судья считает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

От заявителя- Попова Ю.А., 11.11.2019, 28.11.2019 поступило ходатайство о приостановлении производства по делу на основании ст. 215 ГПК РФ ввиду рассмотрения дела о привлечении юридического лица к административной ответственности в Арбитражном суде РС (Я). Судья оснований для удовлетворения ходатайства не находит, т.к. ст. 29.6 КоАП РФ не предусмотрено приостановление административного производства по указанному основанию. Ссылка лица на то, что Арбитражным судом рассматривается административное дело о привлечении юридического лица к административной ответственности, не может быть принята, т.к. рассматривается в отдельном судопроизводстве.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление № 3 Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Саха (Якутия) о назначении административного наказания от 17.09.2019 года в отношении должностного лица- генерального директора ООО СА «Золото Ыныкчана» Попова Ю.А.- оставить без изменения, жалобу- без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ф.В. Прокопьева