№ 12-31/2020
Р Е Ш Е Н И Е
05 ноября 2020 года г.Карабаш
Карабашский городской суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи Колотова В.В.
при секретаре Якушкиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Государственного автономного учреждения по организации отдыха и оздоровления «Метеор» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 22 июня 2020 года и решение главного государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды, Министра экологии Челябинской области ФИО3 от 13 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ в отношении Государственного автономного учреждения по организации отдыха и оздоровления «Метеор»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды ФИО2 № 124(19)-у от 22 июня 2020 года юридическое лицо – государственное автономное учреждение по организации отдыха и оздоровления «Метеор» привлечено к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Решением главного государственного инспектора Челябинской области в области окружающей среды, Министра экологии Челябинской области ФИО3 № 124(19)-у от 13 июля 2020 года постановление о назначении административного наказания от 23 июня 2020 года № 124(19)-у изменено. Вследствие малозначительности совершенного административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении в отношении ГАУ «Метеор» по ст.8.39 КоАП РФ прекращено с объявлением устного замечания.
Директор ГАУ «Метеор» ФИО1 не согласившись с указанными выше постановлением и решением подала жалобу, в которой указывает, что указанные постановление и решение являются незаконными и подлежат отмене в силу следующего.
Постановление составлено 22 июня 2020 года в отсутствие законного представителя ГАУ «Метеор» и выдано директору ГАУ «Метеор» 23 июня 2020 года. При этом о рассмотрении дела 22 июня 2020 года ГАУ «Метеор» в установленном порядке не извещалось. Решение, подписанное ФИО3 содержит заведомо ложные сведения о его рассмотрении ФИО3 в присутствии представителя ГАУ «Метеор», так как рассмотрение жалобы 13 июля 2020 года фактически производилось первым заместителем министра экологии ФИО4 При этом решение по жалобе не объявлялось директору ГАУ «Метеор» ФИО1 В постановлении содержатся заведомо ложные выводы о совершении противоправного деяния ГАУ «Метеор» с указанием наличия вины в «форме умысла по отношению к действию, а именно в организации платной автомобильной стоянки, которое может привести к загрязнению Памятника природы озеро Увилъды и его охранной зоны». Между тем, ГАУ «Метеор» услуги по размещению стоянок и парковок транспорт средств не оказывает и не вправе оказывать в соответствии с уставом учреждения, доказательства иного в материалах дела отсутствуют. ГАУ «Метеор» не обладает полномочиями и ресурсами для ограничения доступа других лиц и не вправе лишать физических лиц правом пользования водным объектом. Таким образом, отсутствует само событие административного правонарушения – факт размещения ГАУ «Метеор» стоянки автотранспортных средств в границах охранной зоны в протоколе отсутствуют сведения о размещении ГАУ «Метеор» автотранспортных средств учреждения и доказательства оказания услуги по размещению автотранспорта иных лиц.
В протокол № 124(19)-У от 27 мая 2020 года ФИО5 внесены заведомо ложные сведения, представленные начальником № 2 ОГУ «ООПТ по Челябинской области» ФИО6 29 декабря 2019 года в силу ст.111 Трудового кодекса РФ является выходным днем. ГАУ «Метеор» никакой деятельности 29 декабря 2019 года не осуществлял, в том числе на территории оздоровительного лагеря ДОЛ «Бригантина». Указанная территория не охраняется и в соответствии с требованиями федерального законодательства ворота открыты, так как обеспечивается доступ к водоему. Приобщенные к материалам дела фотографии не свидетельствуют о факте нарушения экологического законодательства ГАУ «Метеор». ФИО6 не устанавливал личности лиц, владеющих автотранспортом, изображенных на приложенных к протоколу фотографиях.
Заявитель просит постановление от 22 июня 2020 года № 12419)-у о назначении административного наказания, вынесенное ФИО2, и Решение от 13 июля 2020 года подписанное ФИО3, отменить, производство по делу № 124(19)-у об административном правонарушении в отношении ГАУ «Метеор» прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Представитель ГАО «Метеор» ФИО7 и ФИО8, действующие по доверенностям, в судебном заседании доводы жалобы поддержали, по основаниям. указанным в жалобе. Также пояснил, что въезд на территорию ДОЛ «Бригантина» свободный, так как иначе будет ограничен свободный доступ граждан к озеру Увильды, что повлечет привлечение к административной ответственности.
Представители Министерства экологии Челябинской области ФИО2, ФИО5 в судебном заседании с доводами жалобы не согласились. Просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав представителей заявителя, Министерства экологии Челябинской области, допросив свидетеля, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Законность постановления по делу означает соответствие его формы и содержания требованиям ст.29.10 КоАП РФ, в соответствии с которой постановление должно быть мотивированным, с указанием причин виновности правонарушителя, обстоятельств совершения правонарушения, а также оценки действий правонарушителя.
Как следует из материалов дела, в Министерство экологии Челябинской области (далее именуется – Министерство) поступил акт обследования (осмотра) охранной зоны памятника природы Челябинской области озера Увильды от 29 декабря 2019 года № 6/2/12 (далее – Акт), составленный начальником участка № 2 ОГУ «ООПТ по Челябинской области» ФИО6
В ходе рассмотрения Акта установлено следующее.
При проведении 29 декабря 2019 года рейдового осмотра на территории охранной зоны озера Увильды выявлен факт нарушения п.п.7 п.19 Положения о памятнике природы Челябинской области озера Увильды, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 18 мая 2006 года № 112-П, а именно: факт размещение стоянок и парковок транспортных средств, не оборудованных в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
Согласно Акту на территории детского оздоровительного лагеря ДОЛ «Бригантина» организована стоянка автотранспорта для рыбаков любителей. Рыбаки любители привозят мототехнику - снегоходы и осуществляют заезд на акваторию озера. На момент обследования выявлено 3 (три) места размещения стоянок автотранспорта. GPS-координаты автомобильных стоянок на территории оздоровительного лагеря ДОЛ «Бригантина»:
- стоянка 1: <данные изъяты> (два автомобиля);
- стоянка 2: <данные изъяты> (три автомобиля);
- стоянка 3: <данные изъяты> (восемь автомобилей + один снегоход).
Уклон к озеру Увильды на месте стоянок составляет 10-15 градусов. Стоянки не оборудованы в соответствии с требованиями природоохранным законодательства, а именно:
- отсутствует твердое покрытие;
- отсутствует дренажная система отвода дождевых стоков и талых вод.
Таким образом, при таянии снежного покрова талые воды с места стоянки стекают в акваторию озера Увильды без очистки.
Факт организации стоянки автотранспорта на территории СОЛ «Бригантина» подтвержден фототаблицей, приложенной к акту обследования (осмотра) от 29 декабря 2019 года № 6/2/12.
Территория СОЛ «Бригантина» полностью размещена в границах охранной зоны памятника природы Челябинской области озера Увильды.
Информационные аншлаги ООПТ вдоль границ охранной зоны памятника природы озера Увильды установлены.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст.16 Закона Челябинской области от 14 мая 2002 года № 81-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области» на территориях, на которых находятся памятники природы регионального значения, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы регионального значения.
Согласно решению Исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 21 января 1969 года № 29 «Об охране памятников природы в области» озеро Увильды отнесено к памятникам природы областного значения.
В соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 18 мая 2006 года № 112-П «Об утверждении положения о памятнике природы Челябинской области озере Увильды» озеро Увильды отнесено к памятнику природы регионального значения.
Согласно Положению о памятнике природы озере Увильды (далее - Положение), в границах памятника природы установлен режим особой охраны.
В соответствии с п.5 настоящего Положения, памятник природы расположен в области предгорий восточного склона Уральских гор в пределах границ Аргаяшского муниципального района, Карабашского и Кыштымского городских округов.
В соответствии с п.6 Положения площадь Памятника природы составляет 7974 гектара, из них на территории Аргаяшского муниципального района - 4775,25 гектара, Карабашского городского округа - 2371,08 гектара Кыштымского городского округа- 827,67 гектара.
Согласно п.7 Положения - «Границей Памятника природы является граница акватории озера Увильды, включая все его острова: озера Ахматка, Забойное и Садок, болото Бунчук (согласно приложению).
Граница Памятника природы установлена в границах среднемноголетнего уровня воды – 275,5 метра в Балтийской системе высот».
Согласно п.8 Положения - «Общая протяженность границы Памятника природы составляет 77,5 километра, в том числе по территории Аргаяшского муниципального района 28,03 километра, Карабашского городского округа – 22,97 километра, Кыштымского городского округа - 26,5 километра».
Согласно п.17 Положения - «В целях защиты Памятника природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к нему участках создана охранная зона. Территория охранной зоны Памятника природы обозначается на местности аншлагами».
Согласно п.9 Положения, граница охранной зоны Памятника природы установлена по естественным, четко определенным объектам на местности - дорогам, просекам лесоустроительных кварталов, линиям электропередачи и другим объектам.
Граница охранной зоны составляет не менее 100 метров от границы Памятника природы, частично совмещена с границами прибрежной защитной полосы озера, колеблется в пределах от 100 до 800 метро».
Исключение составляет территория открытого акционерного общества «Санаторий Увильды», где охранная зона исключается, поскольку земельный участок, на котором расположено открытое акционерное общество «Санаторий Увильды». относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В соответствии с п.10 Положения - «Общая, протяженность границы охранной зоны Памятника природы составляет 88,9 километра, в том числе по территории Аргаяшского муниципального района 21,84 километра, Карабашского городского округа – 41,79 километра, Кыштымского городского округа - 25,27 километра».
Согласно п.п.7 п.19 настоящего Положения - «На территории охранной зоны Памятника природы запрещается: «размещение стоянок и парковок транспортных средств, не оборудованных в соответствии с требованиями природоохранного законодательства».
В соответствии с п.4-2 Положения, режим особой охраны памятника природы озера Увильды и его охранной зоны учитывается при разработке документов территориального планирования Челябинской области и Документов территориального планирования муниципальных образований, областных и районных схем землеустройства. а также при подготовке материалов рекреационного использования, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов.
Лесохозяйственные регламенты, проекты освоения лесов, материалы проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, условия использования водного объекта и материалы намечаемой хозяйственной деятельности (в части размещения новых объектов) на территории памятника природы озера Увильды и его охранной зоны согласовываются с Министерством экологии Челябинской области и Главным управлением лесами Челябинской области.
Согласно координатам, указанным в Акте, сведениям публичной кадастровой карты Росреестра, информации, имеющейся в распоряжении Министерства экологии Челябинской области, СОЛ «Бригантина» расположен в границах лесного участка с кадастровым номером № на территории 179 квартала 20,22 выделов Карабашского лесничества ОГУ «Кыштымское лесничество».
В настоящее время СОЛ «Бригантина» и лесной участок с кадастровым номером № находится в оперативном управлении ГАУ «Метеор».
Географические координаты размещения стоянок автотранспорта, указанные в Акте, не соответствуют месту расположения автостоянки, указанной в проекте освоения лесов, согласованного с Министерством экологии <адрес> и Главным управлением лесами Челябинской области.
Таким образом, согласно Акту и иным материалам установлено, что ГАУ «Метеор» на территории СОЛ «Бригантина» организована стоянка автотранспортных средств, в месте, не предусмотренном проекту освоения лесов. Место, на котором выявлен факт несанкционированной стоянки не имеет твердого покрытия, отсутствует дренажная система отвода и очистки талых вод. В результате размещения рассматриваемой стоянки ГАУ «Метеор» создало угрозу загрязнения озера Увильды и его охранной зоны слючными водами, в том числе талыми водами, образующимися на месте стоянки автотранспорта. Кроме этого, ГАУ «Метеор» не согласовано с Министерством экологии Челябинской области и Главным управлением лесами Челябинской области место размещения стоянки автотранспорта, выявленной ОГУ «Особо охраняемые природные территории Челябинской области».
По результатам проведенной проверки в действиях ГАУ «Метеор» установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
Решением главного государственного инспектора Челябинской области в области окружающей среды. Министра экологии Челябинской области ФИО3 № 124(19)-у от 13 июля 2020 года постановление о назначении административного наказания от 23 июня 2020 года № 124(19)-у изменено. Вследствие малозначительности совершенного административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении в отношении ГАУ «Метеор» по ст.8.39 КоАП РФ прекращено с объявлением устного замечания.
Из материалов административного дела следует, что дата составления постановления о наложении административного наказания 22 июня 2020 года указана не верно и является опиской, которая устранена посредством вынесения определения от 29 июня 2020 года, в котором верно указано «23 июня 2020 года».
В судебном заседании установлено, что согласно акту обследования (осмотра) № 46/2/12 от 29 декабря 2019 года начальником участка № 2 ОГУ «ООПТ Челябинской области» ФИО6 в ходе проведения рейдового осмотра территории охранной зоны памятника природы озера Увильды, был выявлен факт нарушения природоохранного законодательства, а именно:
На территории ДОЛ «Бригантина» организована стоянка автотранспорта для рыбаков любителей. На момент обследования выявлено три места размещения стоянки автотранспорта с координатами, указанными выше.
При составлении Акта указано, что участвовал сторож б/о ДОЛ «Бригантина» К.В.В. Однако подпись указанного лица в Акте отсутствует.
Свидетель К.В.В. в судебном заседании показал, что 29 декабря 2019 года он не участвовал в проведении обследования территории СОЛ «Бригантина», представителем ГАУ «Метеор» не является.
В качестве доказательств к акту приобщена фототаблица, на которой зафиксированы транспортные средства. Данное обстоятельство лишь подтверждает факт нарушение природоохранного законодательства со стороны собственников транспортных средств.
Каких – либо доказательств, подтверждающих организацию парковки ГАУ «Метеор», материалы проверки не содержат.
Согласно п.2.1 Устава ГАУ «Метеор» основными видами деятельности Учреждения являются:
- организация отдыха и оздоровления;
- методическое обеспечение образовательной деятельности;
- ведение информационных ресурсов и баз данных в сфере образования;
- организация проведения общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики.
Как следует из Устава у ГАУ «Метеор» отсутствует такой вид разрешенной деятельности как организация парковки.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Таким образом, суд полагает, что постановление старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 22 июня 2020 года № 124(19)-у и решение главного государственного инспектора Челябинской области в области окружающей среды, Министра экологии Челябинской области ФИО3 № 124(19)-у от 13 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ в отношении Государственного автономного учреждения по организации отдыха и оздоровления «Метеор» подлежат отмене, а производство по делу прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 22 июня 2020 года, решение главного государственного инспектора Челябинской области в области окружающей среды, Министра экологии Челябинской области ФИО3 от 13 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ в отношении Государственного автономного учреждения по организации отдыха и оздоровления «Метеор» отменить, производство по делу прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Челябинский областной суд через Карабашский городской суд.
Председательствующий: В.В.Колотов