ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-31/20 от 07.12.2020 Голышмановского районного суда (Тюменская область)

№ 12-31/2020

РЕШЕНИЕ

р.п. Голышманово 07 декабря 2020 года

Голышмановский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Дурновой Г.А.,

с участием представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности, ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Русаковское» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ<номер> О, в отношении

Юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Русаковское», юридический адрес: <адрес>, <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 14.10.2020 года № 171 О ООО «Русаковское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ – несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, юридическое лицо обратилось в суд с жалобой, в которой просит вынесенное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что навоз крупного рогатого скота в качестве отходов животноводства, Общество использует для внесения удобрения на свои поля, которые используются в целях растениеводства, в связи с чем, согласно разъяснениям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.05.2016 года, данными Министерством в соответствии с представленными ему полномочиями, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду не распространяются. Коме того, указывает на тот факт, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) квалифицируется по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ. Расхождение отчетности, вмененной Обществу, административным органом не доказано, поскольку в Данных учета по приказу от 01.09.2011 года № 721 за 2019 года, представленной Обществом государственному инспектору, не указана информация об образовании таких отходов как навоз крупного рогатого скота свежий, в связи с чем расхождения с отчетностью по форме 2-ТП (отходы) за 2019 год отсутствуют.

В судебном заседании представитель ООО «Русаковское» поддержала доводы письменной жалобы, дополнительно пояснив, что в процессе производственной деятельности Общества образуются только отходы в виде навоза перепревшего. Весь этот навоз используется только в своих производственных целях в качестве удобрений на полях, занятых под растениеводство. Никакой прибыли от его реализации, или передачи третьим лицам Общество не получает. Отвечая на вопросы суда, представитель пояснил, что государственным инспектором, у Общества не запрашивались бухгалтерские документы, свидетельствующие о получении прибыли от реализации навоза. Также пояснила, что сроки сдачи отчетности за 2019 год Общество не нарушало, и ни в одном из отчетов не отражало об образовании отходов - навоз крупного рогатого скота свежий, данный вывод сделан должностным лицом безосновательно.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, при надлежащем извещении в судебное заседание не явилось, уважительных причин неявки не представило, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовало., в связи с чем судом принято решение без участия должностного лица.

Изучив доводы жалобы, и проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено материалами дела и признается сторонами, ООО «Русаковское» осуществляет деятельность (основной вид) по разведению лошадей, ослов, мулов, лошаков (код по ОКВЭД – 01.43.1), дополнительными видами деятельности являются выращивание зерновых культур, зернобобовых культур, семян масличных культур, овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей, прочих однолетних культур, однолетних кормовых культур (Дело об административном правонарушении, л.д.34-27).

Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора (далее по тексту Управление) на основании поручения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в связи с внесением представления Генеральной прокуратуры РФ от 29.11.2019 № 75/1-19-2019 об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами животноводства, выявило лиц, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства с нарушением установленных требований. При этом, в отношении ООО «Русаковское», использующего поставленный на учет объект НВОС 71-0172-002092-П, имеющего площадку для хранения навоза, было установлено отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности (Дело об административном правонарушении, л.д.26-20).

По результатам выявленных нарушений в отношении ООО «Русаковское» 29.09.2020 года был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ (Дело об административном правонарушении, л.д.49-44), и в этот же день у Общества были запрошены дополнительные сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении (л.д.50).

Согласно отчета по Форме № 2-ТП (отходы) за 2019 год, Обществом отчиталось об образовании отходов животноводства: навоз крупного рогатого скота перепревший V класса опасности, которые иным хозяйствующим субъектам не передавались (Дело об административном правонарушении, л.д.79-70).

Данные учета отходов, переданных от ООО «Русаковское» на основании приказа Минприроды России от 01.09.2011 года № 721 за 2019 года, также содержат сведения только об образовании отходов V класса опасности – навоз КРС перепревший (л.д.99-80).

Технологическим регламентом ООО «Русаковское» установлено, что помимо производственных зданий на территории фермы размещается, в том числе навозохранилище (п.5.2). При этом, в соответствии с п.13.1 Регламента, на фермах крупного рогатого скота удавление и транспортировка навоза за пределы животноводческих помещений осуществляется, как правило, механическими способами с помощью скреперных установок, скребковых транспортеров, бульдозеров. Возможно также накопление навоза под решетчатым полом помещения для содержания скота с последующим его вывозом на поля мобильным транспортом. Пунктом 13.4 Регламента предусмотрено, что для хранения навоза применяют прифермские и полевые навозохранилища. Объем прифермских навозохранилищ принимается, исходя из накопления и хранения навоза в течение 6 месяцев. (Дело об административном правонарушении, л.д.124-100).

Учитывая представленные Обществом документы, и возражения относительно протокола об административном правонарушении, старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ООО «Русаковское» 14.10.2020 года было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ, выразившиеся в отсутствие паспорта на отходы животноводства: навоз крупного рогатого скота свежий (код по ФККО 1 12 110 01 33 4); отсутствие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности; расхождении данных в отчетности об образовании отходов: навоз крупного рогатого скота свежий (код по ФККО 1 12 110 01 33 4) (Дело об административном правонарушении, л.д.178-171).

В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно ст.14 вышеназванного закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Частью 1 статьи 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства.

Материалы дела содержат доказательства того, что ООО «Русаковское» осуществляет предпринимательскую деятельность по разведению крупного рогатого скота, в результате которой образуются отходы V класса опасности - навоз крупного рогатого скота перепревший, на который, в соответствии с требованиями законодательства паспорт отходов не требуется.

Доказательств того, что при производственной деятельности Общества образуются отходы IV класса опасности – навоз КРС свежий, материалы дела не содержат.

Кроме того, в соответствии с Разъяснениями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.05.2016 № 04-12-27/9376, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.08.2016 № ВА-14-27/8782 юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства. В случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.

В соответствии с техническим регламентом отходы, образующиеся в результате осуществления Обществом основного вида деятельности, подвергаются естественной обработке и в дальнейшем используются в виде удобрения в целях осуществления дополнительного вида деятельности – выращивания зерновых, зернобобовых, а также кормовых культур.

При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие реализацию Обществом изготовленного удобрения с целью получения прибыли.

Более того, согласно отчету по форме № 2-ТП (отходы), навоз крупного рогатого скота свежий 4 класса опасности в ходе производственной деятельности Общества в 2019 году не образовывался, а отходы 5 класса опасности (навоз КРС перепревший) другим хозяйствующим субъектам не передавался.

В связи с вышеизложенным, в действиях ООО «Русаковское» по отсутствию паспорта на отходы животноводства (навоз КРС свежий) отсутствует состав административного правонарушения.

Ответственность же за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрены ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, объектом посягательства которой является предпринимательская деятельность, тогда как объектом посягательства ст.8.2.3 КоАП РФ является охрана окружающей среды и природопользования.

Рассмотрение дел, предусмотренных ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, отнесено к подсудности судей Арбитражных судов Российской Федерации, в связи с чем данное нарушение не могло быть предметом рассмотрения должностного лица.

Не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы и доводы постановления о привлечении к административной ответственности о расхождении отчетности за 2019 года по образованию в ходе производственной деятельности ООО «Русаковское» производственных отходов разных классов опасности, поскольку, как установлено судом в Данных учета по приказу Минприроды России от 01.09.2011 года № 721 и в отчете по форме 2-ТП (отходы) отсутствуют сведения об образовании отходов: навоз крупного рогатого скота свежий.

Учитывая вышеизложенное, постановление должностного лица о привлечении ООО «Русаковское» к административной ответственности не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с прекращением производства на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст.24 ч.1 п.6, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2.3 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Русаковское» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы через Голышмановский районный суд Тюменской области.

Судья Г.А. Дурнова