ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-31/20 от 10.03.2020 Ванинского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 12-31/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

10 марта 2020 года п. Ванино

Судья Ванинского районного суда Хабаровского края Молчанова Ю.Е.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Ванинского районного суда Хабаровского края по адресу п. Ванино Хабаровского края, ул. Железнодорожная д. 41,

с участием представителя юридического лица ФИО1, действующей на основании доверенности №37/2019 от 01.01.2020года, выданной сроком до 31.12.2020 года,

жалобу защитника АО «Ванинский морской торговый порт» на постановление мирового судьи судебного района «Ванинский район Хабаровского края»» на судебном участке № 49 по делу об административном правонарушении № 5-1034/2019 от 18.12.2019 о привлечении юридического лица – АО «Ванинский морской торговый порт» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного района «Ванинский район Хабаровского края»» на судебном участке № 49 от 18 декабря 2019 года по административному делу № 5-1034/2019 юридическое лицо АО «Ванинский морской торговый порт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Защитник АО «Порт Ванино» подал жалобу на указанное постановление, указав, что при проверке предоставлен приказ о создании объектовой КЧС и ПБ № 626 от 26.05.2014 Приказом утверждены руководитель ОКЧС и ПБ, а также персональный состав ОКЧС и ПБ. В составе имеются изменения, которые не отражены распорядительным документом, смена генерального директора - руководителя ОКЧС и ПБ, начальника отдела МПиГО - помощника начальника штаба по оперативным вопросам, и т.д. приказ о создании объектовой КЧС и ПБ типовой для организаций, о предписание о дополнении персональными именными данными в соответствии с замещаемыми должностями. В восьмом абзаце постановления мирового судьи указано, что председатель ОКЧС и ПБ, а также члены ОКЧСиПБ организации не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций АО «Порт Ванино» поясняет, что обучение планируется в 2020 году В организации не создан орган повседневного управления РСЧС - дежурно-диспетчерская служба организации. Согласно представленному при проверке положению о главной диспетчерской, на диспетчерскую не возложены функции повседневного управления РСЧС, не определена компетенция и полномочия, как органа повседневного управления РСЧС. В Положение Главной диспетчерской АО "Порт Ванино" будет внесен пункт, в котором пропишут функции повседневного управления РСЧС, не определена компетенция и полномочия, как органа повседневного управления РСЧС. Далее, в постановлении мирового судьи указано, что организацией не создана (документы не предоставлены) функциональная подсистема РСЧС для организации работы в области ЗНТЧС в сфере деятельности этой организации. Отсутствует (не предоставлено) согласованное с МЧС России положение о функциональной подсистеме устанавливающее организацию функциональной подсистемы, состав сил и средств функциональной подсистемы, порядок деятельности функциональной подсистемы. А также, не созданы (не определены распорядительным документом) специально подготовленные силы и средства предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Обществом представлен Договор оказания услуг от 15.04.2019 № 144OU-2019 (предоставлению услуг по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера) с аттестованным профессиональным аварийно-спасательным формированием спасателей ООО "Группа компаний «Техноспас»). Представлен Договор оказания услуг от 19.02.2019 № 92OU-2019 (по предоставлению услуг по локализации и ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов) с аттестованным профессиональным аварийно-спасательным формированием спасателей ООО "Группа компаний «Техноспас»). Специально обученных и аттестованных на квалификации работников и должностных лиц в АО "Порт Ванино" нет. При проведении проверки предоставлен Приказ о создания и использовании резерва финансовых средств на мероприятии ГО и ЧС № 911 от 05.07.2013. Не определены номенклатура материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, объем материальных ресурсов для ликвидации ЧС, контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением материальных ресурсов для ликвидации. При проверке предоставлен Приказ о создании и использовании резерва финансовых, средств на мероприятия ГО и ЧС № 911 от 05.07.2013 года. Подтверждающих документов о наличии указанных средств на счете в банке не предоставлено. Порт поясняет, что официального запроса о раскрытии статей расходной части бюджета, являющейся коммерческой тайной, на конкретный год, направлено не было. В организации не создан резерв средств индивидуальной защиты для работников организации. Имеющиеся СИЗ подлежат списанию, ввиду истечения срока годности. При проверке предоставлен Акт № б/н от 23.11.2018 года на списание пришедших в негодность материалов и предметов материально-технического оснащения, в том числе СИЗ. В бюджете 2020 года заложены затраты на приобретение средств индивидуальной защиты. При проверке предоставлен приказ о создании запаса средств индивидуальной защиты АО -Порт Ванино» № 1161а от 07.11.2016 года. Объемы и номенклатура не определены, документы не предоставлены. Объем и номенклатура средств защиты в АО "Порт Ванино" определены. Документы не представлены, т.к. проверяющая сторона не представила соответствующие допуски для работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Работники организации не прошли подготовку в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Подготовка в области защиты населения и территорий от ЧС подразумевает специальное обучение и аттестацию на проведение тех или иных видов работ в зонах ЧС. АО "Порт Ванино" заключило договоры о предоставлении услуг по данному направлению с профессиональным аттестованным аварийно-спасательным формированием ООО "Группа компаний "Техноспас" - действий по специальной подготовке работников и должностных лиц в АО "Порт Ванино" нет необходимости. Руководитель, работники, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, работники, включенные в состав органов управления РСЧС не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций. АО «Порт Ванино» планирует провести обучение в 2020 году. В организации с периодичностью 1 раз в год и продолжительностью до 1 суток не водятся командно-штабные учения и штабные тренировки, документы не предоставлены. Командно-штабные учения и штабные тренировки с АО "Порт Ванино" осуществляются по соответствующим Планам подготовки ФГБУ "Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива", Федеральное агентство морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ, ПАО "Мечел". Запросов о количестве и сроках проведения учений и тренировок проверяющая сторона в данные организации не направляла. Мировой судья установил, что не проводятся комплексные учения продолжительностью до 8 часов с периодичностью 1 раз в 3 года, документы не предоставлены. По данному поводу, Общество может пояснить следующее. Комплексные учения в АО "Порт Ванино" осуществляются по соответствующим Планам подготовки ФГБУ "Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива", Федеральное агентство морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ, ПАО "Мечел". Запросов о количестве и сроках проведения учений и тренировок проверяющая сторона в данные организации не направляла. Не предоставлены документы о выделении организацией финансовых средств на проведение мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций работников организации и подведомственных объектов. Официального запроса о раскрытии статей расходной части бюджета, являющейся коммерческой тайной, на конкретный год, в АО «Порт Ванино» направлено не было. Организацией не созданы технические устройства для распространения информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. АО "Порт Ванино" оборудовано 2 сиренами С-40, которые находятся в рабочем состоянии (проверка систем оповещения Ванинского муниципального района осуществлена в сентябре 2019 года). Утверждение не соответствует действительности. Согласно постановления мирового судьи, организацией не финансируются мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях, документы не предоставлены. Официального запроса о раскрытии статей расходной части бюджета, являющейся коммерческой тайной, на конкретный год в АО «Порт Ванино» направлено не было. На основании изложенного, просит постановление мирового судьи судебного района «Ванинский район Хабаровского края»» на судебном участке № 49 от 15 ноября 2019 года по административному делу № 5-896/2019 отменить, производство по делу прекратить.

Защитник АО «Порт Ванино» ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала, по основаниям, в ней изложенным.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении старший инспектор надзорной деятельности по Ванинскому и Советско-Гаванскому муниципальным районам УНД и ПР России по хабаровскому краю ФИО2 в судебное заседание не прибыл, предоставил возражения, согласно которых, считает постановление мирового судьи законным и обоснованным.

Выслушав защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Субъектом ответственности являются должностные и юридические лица.

Согласно преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) названный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Действие названного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. д ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При вынесении обжалуемого постановления, мировым судьей установлено следующее:

в период с 14 часов 15 минут 21.10.2019 года по 16 часов 00 минут 18.11.2019 года на основании распоряжения №3/4 от 07.10.2019 при проведении плановой выездной проверки Акционерного общества «Ванинский морской торговый порт» осуществляющего деятельность по адресу: 682860, Хабаровский край, Ванинский район, и.Ванино, ул.Железнодорожная, 1, выявлено невыполнение требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно:

При проверке предоставлен приказ о создании объектовой КЧС и ПБ №626 от 26.05.2014. Приказом утверждены руководитель ОКЧС и ПБ, а также персональный состав ОКЧС и ПБ. В составе имеются изменения, которые не отражены распорядительным документом (смена генерального директора - руководителя ОКЧС и ПБ, начальника отдела МПиГО - помощника начальника штаба по оперативным запросам, и т.д).

Председатель ОКЧС и ПБ, а также члены ОКЧСиПБ организации не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

В организации не создан орган повседневного управления РСЧС - дежурно-диспетчерская служба организации.

Согласно представленному при проверке положению о главной диспетчерской, на диспетчерскую не возложены функции повседневного управления РСЧС, не определена компетенция и полномочия, как органа повседневного управления РСЧС.

Организацией не создана (документы не предоставлены) функциональная подсистема РСЧС для организации работы в области ЗНТЧС в сфере деятельности этой организации, отсутствует (не предоставлено) согласованное с МЧС России положение о функциональной подсистеме устанавливающее организацию функциональной подсистемы, состав сил и средств функциональной подсистемы, порядок деятельности функциональной подсистемы.

Организацией не создана (документы не предоставлены) функциональная подсистема РСЧС для организации работы в области ЗНТЧС в сфере деятельности этой организации. Отсутствует (не предоставлено) согласованное с МЧС России положение о функциональной подсистеме устанавливающее организацию функциональной подсистемы, состав сил и средств функциональной подсистемы, порядок деятельности функциональной подсистемы.

Не созданы (не определены распорядительным документом) специальные подготовленные силы и средства предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

При проверке предоставлен Приказ о создании и использовании резерва финансовых средств на мероприятия ГО и ЧС № 911 от 05.07.2013 года. Не определены номенклатура материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, объем материальных ресурсов для ликвидации ЧС, контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

При проверке предоставлен Приказ о создании и использовании резерва финансовых средств на мероприятия ГО и ЧС № 911 от 05.07.2013 года. Подтверждающих документов о наличии указанных средств на счете в банке не предоставлено

При проверке предоставлен приказ о создании запаса средств индивидуальной защиты АО «Порт Ванино» № 1161а от 07.11.2016 года. Объемы и номенклатура не определены (документы не предоставлены).

Работники организации не прошли подготовку в области защиты населения п территории от чрезвычайных ситуаций.

Руководитель, работники, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, работники, включенные в состав органов управления РСЧС не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

В организации с периодичностью 1 раз в год и продолжительностью до 1 суток не проводятся командно-штабные учения и штабные тренировки (документы не предоставлены)

Не проводятся комплексные учения продолжительностью до 8 часов с периодичностью 1 раз в 3 года (документы не предоставлены)

Не предоставлены документы о выделении организацией финансовых средств на проведение мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций работников организации и подведомственных объектов.

Организацией не созданы технические устройства для распространения информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Организацией не финансируются мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях (документы не предоставлены).

Таким образом, юридическим лицом нарушены требования п.8 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794, Пункт «в» ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ст.7-10, 13 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", п.13, 14 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 №794, и.4 Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1091, п.«ж» ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п.2-7 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 № 1340, п.53 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденные приказом МЧС России от 28.02.2003 № 105, п.«ж» ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п.2, 3 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 № 1340, п.2,6,7,9,11,12,17,18,19 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденное приказом МЧС России от 01.10.2014 №543, п.«ж» ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ "О защите не населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п.2, 3 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 №1340, п.2,6,7,9,11,12,17,18,19 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденное приказом МЧС России от 01.10.2014 № 543. п.«в» ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п.2,3,5-8,10.12-19,21-23,26 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденная приказом МЧС России от 24.04.2013 №284, ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", подпункты «г», "д" пункта 2, подпункт "д” пункта 4, пункт 5, подпункт "в" пункта 6 Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003.

Факт совершения АО «Порт Ванино» административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ и его виновность подтверждены: протоколом об административном правонарушении; предписанием №08-615/2018-1 от 28. протоколом об административном правонарушении; распоряжением о проведении проверки от 07.10.2019. актом проверки № 3/4 от 20.11.2019.

Ставить под сомнение допустимость доказательств, на основании которых мировым судьей сделан вывод о виновности юридического лица АО «Порт Ванино» в совершении инкриминируемого правонарушения поводов не имеется, поскольку они получены с соблюдением требований КоАП РФ, обоснованно признаны мировым судьей достоверными относительно события административного правонарушения.

Рассматривая дело по существу, мировой судья установил все фактические обстоятельства полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении. Таким образом, все представленные доказательства были оценены мировым судьей в совокупности, в связи с чем вывод о наличии события правонарушения и виновности Общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, является правильным и обоснованным.

Доводы жалобы о планируемых мероприятиях по соблюдению требований законодательства по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также о не направлении официального запроса о раскрытии статей расходной части бюджета, являющегося коммерческой тайной, не опровергают, а напротив подтверждают факт невыполнения нарушения требований законодательства на момент проведения проверки.

Иные доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы при рассмотрении дела об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает. Иных доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, в жалобе не приведено.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах санкции, установленной законом за данное правонарушение.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену либо изменение постановления, при рассмотрении дела мировым судьей допущено не было.

Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка «Ванинский район Хабаровского края» на судебном участке № 49 по делу об административном правонарушении № 5-1034/2019 от 18 декабря 2019 не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, оснований для его отмены либо изменения судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного района «Ванинский район Хабаровского края»» на судебном участке № 49 по делу об административном правонарушении № 5-1034/2019 от 18.12.2019 о привлечении юридического лица – АО «Ванинский морской торговый порт» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу представителя АО «Ванинский морской торговый порт» – без удовлетворения.

Судья Ванинского районного суда

Хабаровского края Молчанова Ю.Е.