ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-31/20 от 29.01.2020 Конаковского городского суда (Тверская область)

Дело № 12-31/2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

29 января 2020 года город Конаково

Судья Конаковского городского суда Тверской области Шейхов Т.С.,

с участием защитника Управления пенсионного фонда РФ в Конаковском районе Тверской области – ФИО2,

представителя Межрайонной природоохранной прокуратуры - Деревянченко Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Управления пенсионного фонда РФ в Конаковском районе Тверской области ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 № 428 от 25 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 № 428 от 25 ноября 2019 года Управление пенсионного фонда РФ в Конаковском районе Тверской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Начальник Управления пенсионного фонда РФ в Конаковском районе Тверской области ФИО3 обратился в Конаковский городской суд Тверской области с жалобой, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу, мотивируя тем, что совершенное УПФР в Конаковском районе Тверской области правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой нарушения прав и законных интересов граждан, общества и государства, никаких существенных негативных последствий от допущенного. Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, считает возможным применение положений ст. 2.9 КоАП РФ, полагая, что за впервые совершенное административное правонарушение, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.

Защитник юридического лица УПФР в Конаковском районе Тверской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании, не отрицая вины, просила отменить постановление, производство прекратить, поскольку существенных негативных последствий нарушение не повлекло, является малозначительным, полагала возможным ограничится замечанием, предупреждением в отношении юридического лица, применив положения ст. 4.11 КоАП РФ.

Помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора Деревянченко Н.О. в судебном заседании просил оставить постановление без изменения, поскольку в данном случае, имеет значение какой категории объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, и срок сдачи отчета. Иные причины не влияют на наличие либо отсутствие нарушения. Относительно малозначительности и предупреждения, представитель органов прокуратуры, в судебном заседании возражал.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела они извещены надлежащим образом. Предоставлены возражения от 28 января 2020 года вх. № 893-08, в котором Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области (далее - Министерство) возражает против доводов, изложенных в жалобе заявителя, в частности, по следующим основаниям. Заявитель указывает в своей жалобе на то, что совершенное ГУ УПФ РФ в Конаковском районе правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой нарушения прав и законных интересов граждан, общества и государства, никаких существенных негативных последствий от допущенного, поэтому является малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ. Из материалов дела следует, что ГУ УПФ РФ в Конаковском районе не предприняты все возможные и необходимые меры, направленные на соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. Таким образом, рассматриваемое нарушение не является следствием случайного стечения обстоятельств. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - отчет ПЭК) содержит информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля. Таким образом, отчет ПЭК относится к экологической информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов. Следовательно, сокрытие полной и достоверной информации в виде Отчета ПЭК образует состав административного правонарушения по ст. 8.5 КоАП РФ. Обязанность юридических лиц предоставлять в Министерство Отчет ПЭК закреплена в ч.ч. 7, 8 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) (юридические лица обязаны представлять в уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Форма Отчета и методические рекомендации по ее заполнению утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти). Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК утверждены Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 и указаны в Приложении № 2 к нему (далее - Порядок). Форма Отчета утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261. Указанный Порядок распространяется на всех юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий. При предоставлении Отчета ПЭК указанный Порядок должен соблюдаться неукоснительно, без каких-либо исключений, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Материалами дела об административном правонарушении подтверждено и ничем не опровергнуто, что ГУ УПФ РФ в Конаковском районе относится к объектам III категории негативного воздействия на окружающую среду, и подлежит региональному государственному экологическому надзору, в связи с чем обязано предоставлять отчет ПЭК ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. ГУ УПФ РФ в Конаковском районе имело возможность подготовить и сдать Отчет ПЭК в соответствии с утвержденными Порядком требованиями, однако этого не сделало. Выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ, производственные и бытовые отходы ухудшают условия жизни и деятельности проживающего в регионе населения. Поэтому, любое сокрытие экологической информации, в том числе в виде Отчета ПЭК, влечет за собой невозможность точной оценки степени негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого организацией, и как следствие, влечет возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде. На основании изложенного, просят оставить постановление о назначении административного наказания № 428 от 25.11.2019 по ст. 8.5 КоАП РФ в отношении ГУ Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) без изменения, жалобу начальника ГУ Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) ФИО3 - без удовлетворения.

Судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Рассмотрев жалобу, изучив возражение, выслушав явившихся участников процесса, исследовав представленные по делу документы, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей ст. 8.5 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчёте о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) - сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение экологической информации, искажение сведений о состоянии природных объектов. При этом под несвоевременным сообщением полной и достоверной информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц/органов либо сообщение в установленный срок лишь части необходимой информации, не отвечающей требованиям полноты и достоверности, а восполняющих ее сведений - после установленных сроков.

Об обстоятельствах административного правонарушения в постановлении изложено, что 01 ноября 2019 года Тверским межрайонным природоохранным прокурором вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ в отношении юридического лица - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) (далее - УПФР в Конаковском районе Тверской области, Управление, юридическое лицо, лицо). Установлено, что в нарушение ч. 7 ст. 67 Закона № 7-ФЗ, п.п. 1, 2 Порядка юридическим лицом - УПФР в Конаковском районе Тверской области, обязанным представлять в установленном порядке экологическую информацию, в срок до 25.03.2019 года не представлен в Министерство Отчет, чем допущено сокрытие полной и достоверной экологической информации.

Административное правонарушение совершено юридическим лицом - УПФР в Конаковском районе Тверской области 26.03.2019 года в 00:00 часов по месту нахождения (регистрации) УПФР в Конаковском районе ТО по адресу: 171250 <...>.

Согласно выданному Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области (далее - Министерство) свидетельству о постановке на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, УПФР в Конаковском районе Тверской области (код объекта 28-0269-001538-П), относится к объектам III категории негативного воздействия на окружающую среду, и подлежит региональному государственному экологическому надзору.

В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 67 Закона № 7-ФЗ в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды осуществляется производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль (далее - ПЭК).

Частью 2 ст. 67 Закона 7-ФЗ установлено, что юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и Ш категорий, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.

В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона № 7-ФЗ сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ч.ч. 7, 8 ст. 67 Закона № 7-ФЗ юридические лица обязаны представлять в уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Форма отчета и методические рекомендации по ее заполнению утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК утверждены Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 и указаны в Приложении № 2 к нему (далее - Порядок). Форма Отчета утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.

В соответствии с п.п. 1,2 Порядка юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляет Отчет ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным, в орган исполнительной власти субъект РФ, осуществляющий региональный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

Согласно п.п. 3, 5 Порядка Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица, осуществляющего деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией Отчета па магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, указанный в пункте 2 Порядка, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Отчет должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица).

Министерство является уполномоченным органом на осуществление регионального экологического надзора на территории Тверской области, однако в нарушение указанных выше требований Отчет в срок до 25.03.2019, а также по состоянию на 01.11.2019 Управлением в Министерство не представлен.

Согласно ч. 6 ст. 67 Закона № 7-ФЗ документация, содержащая сведения о результатах осуществления ПЭК, включает в себя документированную информацию: о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления; о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений; об обращении с отходами производства и потребления; о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений. То есть отчёт содержит информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, данные, полученных при осуществлении производственного экологического контроля (далее - экологическая информация).

Вина юридического лица - УПФР в Конаковском районе Тверской области в совершении правонарушения заключается в том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения требований законодательства, но им не были предприняты для этого все возможные меры. Доказательств невозможности соблюдения Управлением природоохранного законодательства в силу чрезвычайных обстоятельств или обстоятельств, которые оно не смогло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.

В нарушение указанных выше требований законодательства, юридическим лицом - УПФР в Конаковском районе Тверской области не предоставлен в Министерство в срок до 25.03.2019 года отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК УПФР в Конаковском районе Тверской области.

Выявленные нарушения подтверждаются: постановлением Тверского межрайонного природоохранного прокурора Тверской области о возбуждении производства об административном правонарушении от 01.11.2019 года; копией программы ПЭК, копией Положения о Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (межрайонное); свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающею среду; приказом о назначении ответственного за деятельность в области охраны окружающей среды от 29.12.2018 года № 212.

Таким образом, юридическое лицо - УПФР в Конаковском районе Тверской области совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.5 КоАП РФ, выразившееся в сокрытии информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду лицами обязанными сообщать такую информацию, а именно в результате не предоставления в срок до 25.03.2019 года отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля Управлением в Министерство.

Доводы защитника лица, о наличии признаков малозначительности выявленного нарушения, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют исключительные обстоятельства, которые могли бы свидетельствовать о малозначительности совершенного правонарушения, отсутствуют сведения о том, что лицом предприняты все возможные и необходимые меры, направленные на соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, либо нарушение является следствием случайного стечения обстоятельств.

Оценив имеющиеся доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного УПФР в Конаковском районе Тверской области административного правонарушения, непринятие достаточных и действенных мер, направленных на недопущение нарушений требований законодательства, считаю, что правонарушение, совершенное ГУ УПФР в Конаковском районе Тверской области, не может быть квалифицировано как малозначительное.

Доводы защитника лица, направленные на применение статьи 4.11 КоАП РФ, также не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, опубликованного в открытом доступе сети Интернет, УПФР в Конаковском районе Тверской области не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, в связи с чем положения ст. 4.1.1 КоАП РФ не подлежат применению.

Таким образом, судья приходит к выводу о законности вынесенного старшим государственным инспектором Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 № 428 от 25 ноября 2019 года и наличии в действиях юридического лица – УПФР в Конаковском районе Тверской области состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Установленные обстоятельства и виновность УПФР в Конаковском районе Тверской области в допущенном нарушении подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, оснований не доверять которым не имеется.

Объектом вменяемого УПФР в Конаковском районе Тверской области административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с исполнением обязанности по представлению экологической информации, предусмотренной законом, и обеспечивающей реализацию прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды.

Поскольку отчёт об организации и о результатах осуществления ПЭК содержит именно экологическую информацию, которая не была представлена в установленные сроки, административный орган, пришел к правильному выводу о том, что действия юридического лица – УПФР в Конаковском районе Тверской области связаны с объектом посягательства, указанным в ст. 8.5 КоАП РФ, и образуют объективную сторону данного административного правонарушения.

Ответственность за сокрытие, несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации предусмотрена ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Вина юридического лица - УПФР в Конаковском районе Тверской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными должностным лицом административного органа по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Нарушений закона при получении указанных доказательств допущено не было.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у УПФР в Конаковском районе Тверской области имелась возможность для соблюдения природоохранного законодательства, за нарушение которого ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения УПФР в Конаковском районе Тверской области требований природоохранного законодательства, в материалах дела отсутствуют, судье не представлены.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении на основании ст. 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях составлен уполномоченным лицом, и в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях содержит достаточно сведений, позволяющих квалифицировать действия УПФР в Конаковском районе Тверской области по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях защитнику разъяснены, копия протокола вручена в установленном законом порядке. Недостатков, влекущих признание постановление о возбуждении производства об административном правонарушении недопустимым доказательством, не имеется.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену, при вынесении постановления о назначении административного наказания, не допущено.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

В данном случае назначенное Управлению пенсионного фонда РФ в Конаковском районе Тверской области административное наказание в виде административного штрафа назначено с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельств дела, согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и применено в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией вменяемой статьи, что является справедливым. Оснований для замены меры наказания в виде административного штрафа на предупреждение не имеется.

При изложенных обстоятельствах, судья считает, что постановление должностного лица административного органа является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, полностью выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены постановления и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 № 428 от 25 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Управления пенсионного фонда РФ в Конаковском районе Тверской области – оставить без изменения, а жалобу начальника Управления пенсионного фонда РФ в Конаковском районе Тверской области ФИО3 – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Конаковский городской суд Тверской области в течение десять суток со дня вручения копии решения.

Судья Т.С. Шейхов