К делу № 12-31/2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ст. Новопокровская 01 марта 2016 г.
Судья Новопокровского районного суда Краснодарского края Сапега Н.Н.,
рассмотрев материалы по жалобе ОАО «Викор» об отмене постановления Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о назначении административного наказания от 21.08.2015 г. № 07-128-129, 4ЭП-3,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея № 07-128-129, 4ЭП-3 от 21.08.2015 г. юридическое лицо - ОАО «Викор» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 180000 р. за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Согласно указанному постановлению ОАО «Викор» признано виновным в следующем:
В соответствии с планом контрольно-надзорной деятельности на 2015 г. на основании распоряжения руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 11.06.2015 г. № 01-04-19/264 в период с 16.06.2015 г. по 12.08.2015 г. проведена плановая документарная проверка в отношении юридического лица - ОАО «Викор»; из акта проверки следует:
Основным видом деятельности ОАО «Викор» в соответствии с Уставом является заготовка, переработка сахарной свеклы и сахара сырца, производство и реализация сахара.
Основная производственная площадка ОАО «Викор» располагается по адресу: <адрес>.
На ОАО «Викор» функционируют подразделения представленные:
Согласно ПНООЛР, разработанному для ОАО «Викор» в 2015 г., на предприятии функционирует общежитие, расположенное в <адрес>, в соответствии со справочной информацией общежитие рассчитано на 240 мест, постоянно проживают 28 человек.
В 2014 г. проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу ОАО «Викор», составлен технический отчет инвентаризации, на основании которого составлен проект нормативов предельно допустимых выбросов ЗВ в атмосферный воздух. На основании проектной документации предприятие осуществляет выброс ЗВ в количестве 1478,58053524645015 т/год от 168 источников, из которых 59 являются организованными.
На предприятии функционируют пылегазоочистные устройства в количестве 11 штук, представлены паспорта на пылегазоочистные установки в количестве 11 штук и инструкции по эксплуатации установок.
ОАО «Викор» 21.01.2015 г. утверждены нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществе в атмосферный воздух, разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ выдано предприятию ДД.ММ.ГГГГ№, на основании которого предприятию разрешается в период с 15.05.2015 г. по 20.01.2020 г. осуществлять выбросы ЗВ в атмосферный воздух в пределах установленных нормативов.
Ранее выброс загрязняющих веществ на предприятии производился в соответствии с разрешением на выброс ЗВ в атмосферный воздух № В11/12, на основании которого ОАО «Викор» в период с 26.01.2010 г. по 25.01.2015 г. разрешался выброс загрязняющих веществ.
В соответствии с расчетами платы за негативное воздействие на ОС в 1 квартале 2015 г. ОАО «Викор» осуществило сверхлимитный выброс следующих загрязняющих веществ:
- железа оксид (аэрозоль сварочный) в количестве 0,0375938 т/кв.;
- марганец и его соединения в количестве 0,0011990 т/кв.;
- азота окислы в количестве 0,6598294 т/кв.;
- азота оксид - 0,1059574 т/кв.;
- серы диоксид - 0,0983472 т/кв.;
- углерода оксид - 2,1103620 т/кв.;
- фтористые соединения газообразные - 0,0008250 т/кв.;
- фториды неорг. плохо растворимые - 0,0036300 т/кв.;
- ксилол - 0,4007100 т/кв.;
- толуол - 0,2509000 т/кв.;
- бензапирен - 0,0000003 т/кв.;
- спирт-н-бутиловый - 0,1546795 т/кв.;
- спирт изобутиловый - 0,0350572 т/кв.;
- спирт этиловый - 0,1204800 т/кв.;
- этилцеллозольв - 0,0371612 т/кв.;
- бутилацетат - 0,1389338 т/кв.;
- этилацетат - 0,1309338 т/кв.;
- ацетон - 0,0549506 т/кв.;
- бензин нефтяной - 0,0997979 т/кв.;
- гептановая фракция - 0,1351011 т/кв.;
- сольвент нафта - 0,3093200 т/кв.;
- уайт-спирит - 0,1581750 т/кв.;
- пыль различного происхождения - 0,1539570 т/кв.;
- пыль неорганическая - 0,0009600 т/кв.;
- пыль абразивная металлическая - 0,0009792 т/кв.;
- пыль древесная - 0,60000 т/кв.
Количество отработанных дней завода в 1 кв. 2015 г. в соответствии со справкой о производственной деятельности составляет 56 дней, количество израсходованного природного газа составляет 585,4 тыс. м^3, для сварочных работ использовано 1,1 т сварочных электродов, пропана израсходовано 0,52 т, производились покрасочные работы - израсходовано эмали 703 кг, растворителя 80 кг.
Эксплуатировались станки по металлообработке в количестве 17 шт., суммарное время работы - 68 часов, токарные в количестве 9 шт. - время работы 97 часов, сверлильные 2 станка - время работы 13 часов.
Осуществлялся сброс сточных вод на большие поля фильтрации в количестве 13,7 тыс. м^3/год, на малые поля фильтрации - 1,196 тыс. м^3/год.
Специалистами ЦЛАТИ по ЮФО Тихорецкий отдел осуществлен отбор проб промышленных выбросов на источнике № Котел марки Duotherm на определяемые показатели - оксид азота, диоксид серы, оксид углерода (протокол испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ), объем выброшенного газа в атмосферу составил 1,82 м^3/с.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.
Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством РФ.
При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством РФ.
Таким образом,ОАО «Викор» нарушило требования п. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», осуществляя выброс загрязняющих веществ от стационарных источников в 1 квартале 2015 г. без специального разрешения.
В своей жалобе, подтвержденной при ее рассмотрении, ОАО «Викор» просит данное постановление признать незаконным, отменить и прекратить производство по делу, мотивируя тем, что он заявитель до получения разрешения № В276 не бездействовал, принимал всевозможные меры по исполнению возложенных на него природоохранным законодательством обязанностей по разработке и представлению для утверждения экологической документации и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно, утвердил в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея нормативы выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), данные нормативы действуют на период с 21.01.2015 г. по 20.01.2020 г.
В период с декабря 2014 г. по июль 2015 г. предприятие не занималось переработкой и выпуском продукции, т.е. выбросы загрязняющих веществ от производственных объектов не осуществлялись.
В работе была только котельная, прекратить её работу до получения разрешения не было возможности. ОАО «Викор» осуществляет обеспечение теплоэнергией, отведением хозяйственно-бытовых сточных вод социально значимых объектов: детских садов, школы, фельдшерского пункта, почтового отделения, магазинов, а также жителей многоквартирных домов.
Пунктом 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрено наложение административных штрафов за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения. Разрешение включает в себя соответствующие допустимые нормативы воздействия (физические показатели объемов выбросов и сбросов веществ), которые были утверждены Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея нормативы выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель ОАО «Викор» ФИО1 просит суд удовлетворить жалобу.
Представитель Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в судебное заседание не явился, просит суд рассмотреть дело в их отсутствие,
Выслушав доводы представителя ОАО «Викор» ФИО2 и исследовав материалы дела об административном правонарушении, считаю необходимым изменить обжалуемое постановление, снизив размер штрафа, по следующим мотивам:
Постановлением Конституционного Суда РФ № 1-П от 17.01.2013 г. установлено, что положения КоАП РФ, предусматривающее во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами назначения административного наказания возможность привлечения юридического лица к административной ответственности в виде административного штрафа в определенных им пределах, не соответствует Конституции РФ, постольку, поскольку установленный этим положением значительный минимальный размер административного штрафа в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства и тем самым - обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания, поскольку при введении в качестве меры административной ответственности значительных по размеру безальтернативных административных штрафов законодатель в силу конституционных требований соразмерности и индивидуализации юридической ответственности обязан вводить соответствующие правила назначения и исполнения административных наказаний, в том числе критерии, позволяющие надлежащим образом учитывать имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица. Такой учет может осуществляться различными способами, в том числе путем установления "гибкой" дифференциации размера штрафных санкций, более мягких альтернативных санкций за конкретные виды административных правонарушений, а также правил замены конкретных санкций более мягкими, включая назначение административного наказания ниже низшего предела.
Материалами административного дела установлено и доказано, что ОАО «Викор» допустил в период с 25.01.2015 г. по 15.05.2015 г. выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником без соответствующего разрешения.
Постановлением от 21.08.2015 г. ОАО «Викор» подвергнуто административному штрафу в размере 180000 р. по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, при этом санкция данной статьи предусматривает наказание от 180000 до 250000 р.
Принимая решение о снижении размера административного штрафа ниже низшего предела, суд учитывает, что ранее действующее разрешение на выброс вредных (загрязняющих) от 09.03.2010 г., как и разрешение от 15.05.2015 г. предусматривало и предусматривает гораздо большее количество выбросов вредных веществ, чем количество выбросов, произведенных за период с 25.01.2015 г. по 15.05.2015 г.; ОАО «Викор» принимало возможные меры для получения соответствующего разрешения, поскольку приказом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Викор» были утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ; кроме того предприятие не имело возможности в указанный период времени прекратить свою деятельность по выбросу вредных веществ, поскольку невозможно было остановить деятельность принадлежащей им котельной, которая обеспечивает теплоэнергией жителей многоквартирных домов сахарного поселка, а также социально значимые объекты: школа, фельдшерский пункт, детский сад, почтовое отделение.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление об административном правонарушении, выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея № 07-128-129.11ЭП-2 от 21.08.2015 г., которым юридическое лицо - ОАО «Викор» признано виновным по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 180000 р., - изменить, снизить размер штрафа до 10000 (десять тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Новопокровский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: