Дело 12-31/2016
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
с. Большая Соснова 05 апреля 2016 года
Судья Большесосновского районного суда Пермского края Бахарева Е.Б., при секретаре судебных заседаний ФИО1, с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 <данные изъяты> рассмотрев в с. Большая Соснова жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Большесосновская Служба Заказчика» на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Большесосновского судебного района от 03 марта 2016 года по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ,
установил:
Постановлением по делу об административном правонарушении от 03 марта 2016 года ООО «Большесосновская Служба Заказчика» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100.000 рублей за то, что в нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», приказа МСЧ России от 28.02.2003 г. № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», постановления Правительства РФ от 01.03.1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», приказа МЧС России от 04.11.2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» Общество в с. Большая Соснова Пермского края на гидротехническом сооружении (противоэрозийный пруд на р. Сосновка) не создало локальную систему оповещения; не разработало паспорт безопасности указанного опасного объекта; не разработало план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; не создало резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации; не организовало подготовку в области защиты руководителя и специалистов; не создало силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; не планирует и не проводит мероприятия по повышению устойчивости функционирования предприятия в чрезвычайных ситуациях (отсутствует комиссия по повышению устойчивости функционирования, приказ о ее создании, положение о комиссии, функциональные обязанности членов комиссии, план работы комиссии); не уточняет показатели степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера с периодичностью не реже одного раза в 5 лет; не создало координирующий орган в области предупреждения чрезвычайных ситуаций; в организации отсутствует работник, специально уполномоченный на решение задач в указанной области (орган по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям).
Не согласившись с постановлением мирового судьи, Общество обратилось с жалобой на постановление, в обоснование доводов жалобы указало, что гидротехническое сооружение Большесосновского пруда распоряжением главы Большесосновского района от 10.07.2009 г. передано Обществу в хозяйственное ведение, финансирование содержания указанного объекта в бюджете района не предусмотрено, коммерческих доходов от содержания ГТС Общество не имеет, в связи с чем не имеет возможности проводить необходимые мероприятия по содержанию указанного объекта.
В судебном заседании законный представитель Общества ФИО2 <данные изъяты> доводы жалобы поддержал.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6. КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Судом из представленных материалов установлено, что в период с 25 января 2016 года по 08 февраля 2016 года Главным управлением МЧС России по Пермскому краю проведена плановая выездная проверка ООО «Большесосновская Служба Заказчика» на предмет соблюдения требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Проверка проведена с соблюдением требований Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля», что подтверждается распоряжением начальника 22 Отдела надзорной деятельности по Частинскому и Большесосновскому районам ФИО3 <данные изъяты> от 11.01.2016 г. № 1, с которым Общество ознакомлено 12 января 2016 года.
В ходе проведения проверки сотрудниками ГУ МЧС России по Пермскому краю выявлено нарушение Обществом требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Так, в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Из материалов дела следует, что на балансе Общества на праве хозяйственного ведения находится гидротехническое сооружение Большесосновского пруда на р. Сосновка, которое является потенциально-опасным объектом, в случае аварии на котором в зону затопления могут попасть 124 жилых дома и хозяйственные постройки (л.д. 11).
В соответствии с п.п. 2, 4 приказа МЧС России о 04.11.2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Паспорт безопасности предназначен для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций. Разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта.
Постановлением Правительства РФ от 01.03.1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", постановлено: организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, в том числе, гидросооружения, обеспечивать начиная с 1993 года проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах.
В соответствии с пунктами «а» «б», «в», «ж» ст. 14 Закона организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п.п. 45, 46, 48, 50, 53 приказа МЧС России от 28.02.2003 г. № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» к основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения относятся: разработка распорядительных и организационных документов по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций; разработка и реализация объектовых планов мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций; прогнозирование чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, определение и периодическое уточнение показателей риска чрезвычайных ситуаций для производственного персонала и населения на прилегающей территории; обеспечение готовности объектовых органов управления, сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; подготовка персонала к действиям при чрезвычайных ситуациях; сбор, обработка и выдача информации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий; декларирование безопасности, лицензирование и страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения; создание объектовых резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. На потенциально опасном объекте разрабатывается план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и документация, регламентирующая деятельность объекта. Управление мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте осуществляется под руководством лица, возглавляющего эксплуатирующую организацию. В составе органов управления организацией формируются: координирующий орган в области предупреждения чрезвычайных ситуаций (объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям), постоянно действующий орган управления (отдел, сектор), специально уполномоченный на решение задач в указанной области (орган по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), и орган повседневного управления мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций (дежурно-диспетчерская служба организации).
Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера уточняются организациями, эксплуатирующими потенциально опасные объекты, с периодичностью не реже одного раза в пять лет или чаще в случаях проведения реконструкций, изменений технологий, увеличении численности производственного персонала, ужесточения требований по безопасности, смены эксплуатирующей организации или передачи объекта в аренду. Организации создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Из материалов дела следует, что вышеприведенные положения законодательства ООО «Большесосновская Служба Заказчика» соблюдены не были: на ГТС Большесосновского пруда, являющегося потенциально опасным объектом, паспорт безопасности опасного объекта не разработан; на ГТС не создана локальная система оповещения; не разработан план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; не созданы силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не уточняются показатели степени риска чрезвычайных ситуаций; не организована подготовка руководителя и специалистов в области защиты от чрезвычайных ситуаций; в организации не создан координирующий орган в области предупреждения чрезвычайных ситуаций; не проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования в чрезвычайных ситуациях.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки № 1 от 08 февраля 2016 года, протоколом об административном правонарушении № 1 от 12.02.2016 г.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В деле не имеется доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения Общества к административной ответственности, также не установлено, в связи с чем вину Общества в совершении административного правонарушения следует считать доказанной.
При таких обстоятельствах мировой судья пришел к правильному и обоснованному выводу о квалификации бездействия Общества по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ – невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Санкция ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа размере от ста до двухсот тысяч рублей.
Наказание Обществу назначено в пределах санкции статьи, каких-либо нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица мировым судьёй допущено не было.
Учитывая, что юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является коммерческой организацией, основной целью создания которой является извлечение прибыли, суд считает, что назначение Обществу наказания в виде административного штрафа в размере 100.000 рублей не является чрезмерным, поскольку соотносится с характером и степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, являющихся основанием для снижения назначенного административного штрафа, судом не установлено.
Совершенное правонарушение посягает на установленный законодательством режим защиты населения от чрезвычайных ситуаций, создает угрозу охраняемым общественным правоотношениям и свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушения в указанной сфере.
Состав правонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, является формальным, угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению возложенных на него обязанностей по соблюдению действующего законодательства в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
С учетом конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень опасности конкретного деяния, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
На основании изложенного, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении следует вынести решение об оставлении постановления без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление по делу об административном правонарушении от 03 марта 2016 года, вынесенное мировым судьей судебного участка № 2 Большесосновского судебного района Пермского края ФИО4 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Большесосновская Служба заказчика», оставить без изменения, жалобу Общества на указанное постановление – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его принятия.
Судья: Бахарева Е.Б.