ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-31/2017 от 07.03.2018 Исакогорского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 12-31/2017

Р Е Ш Е Н И Е

07 марта 2018 года г.Архангельск

Судья Исакогорского районного суда г.Архангельска Белая Н.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-АЗС-Запад» ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела автотранспортного и автодорожного надзора Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от 08 декабря 2017 года № 1220, которым общество с ограниченной ответственностью «Татнефть-АЗС-Запад» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.12.21.2 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя начальника отдела автотранспортного и автодорожного надзора Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Северное МУГАДН, Управление) ФИО2 от 08 декабря 2017 года № 1220 общество с ограниченной ответственностью «Татнефть-АЗС-Запад» (далее – ООО «Татнефть-АЗС-Запад», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.12.21.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник Общества ФИО1 обратился в суд с жалобой, попросив его отменить, производство по делу прекратить. Доводы жалобы защитника сводятся к тому, что Общество не является субъектом данного административного правонарушения, то есть участником отношений по перевозке топлива, выбираемого на нефтебазе покупателями, которые самостоятельно осуществляют перевозку этого топлива. Указывает, что ООО «Татнефть-АЗС-Запад» 14 января 2014 года был заключен договор поставки нефтепродуктов с ООО «АрхангельскНефтеГазМонтаж», согласно которому Общество поставляет топливо заказчику – ООО «АрхангельскНефтеГазМонтаж», которое в свою очередь принимает и оплачивает товар на условиях самовывоза. То есть при таких обстоятельствах полагает, что Общество грузоотправителем не является, оно лишь поставило дизельное топливо ООО «АрхангельскНефтеГазМонтаж» на условиях самовывоза. Топливо было передано водителю принадлежащего заказчику автомобиля – ФИО3, действовавшему на основании доверенности. Факт выдачи топлива с нефтебазы Общества был оформлен накладной отгрузки ТМЦ № 2034 от 09 октября 2017 года, на основании которой сторонами в этот же день была оформлена товарная накладная № Н3010005103. Полагает, что накладная отгрузки ТМЦ является внутренним документом поставщика, который подтверждает передачу товара от поставщика уполномоченному представителю заказчика, и является основанием для составления товарно-транспортной накладной, но не транспортным документом, на основании которого осуществляется перевозка груза. Таким образом, с учетом норм действующего законодательства и сложившейся судебной практике – накладная на отпуск ТМЦ, неправильное оформление которой вменяется в вину Общества, транспортным документом не является, поскольку единственным транспортным документом, предусмотренным действующим законодательством РФ, является транспортная накладная.

В судебном заседании защитник ООО «Татнефть-АЗС-Запад» Платова Т.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила ее удовлетворить.

Должностные лица – заместитель начальника отдела автотранспортного и автодорожного надзора Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 и старший государственный инспектор Управления ФИО4 возражали против удовлетворения жалобы, поскольку в ходе проверки транспортного средства 09 октября 2017 года водителем ФИО3 был предъявлен единственный транспортный документ, подтверждающий перевозку им опасного груза – дизельного топлива, – накладная отгрузки ТМЦ № 2034 от 09 октября 2017 года, оформленная грузоотправителем ООО «Татнефть-АЗС-Запад», которая не соответствовала правилам перевозки опасных грузов ДОПОГ.

Заслушав мнения сторон, рассмотрев жалобу по существу, исследовав материалы дела в полном объеме, нахожу постановление заместителя начальника отдела автотранспортного и автодорожного надзора Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 в отношении ООО «Татнефть-АЗС-Запад» подлежащим оставлению без изменения, а жалобу защитника Общества ФИО1 – без удовлетворения, на основании следующего.

Согласно ч. 2 ст. 12.21.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с п. 23.5 Правил дорожного движения РФ (далее – ПДД РФ) перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами, утвержденными, Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

Согласно п. 3 указанных Правил, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ, Соглашение) и настоящими Правилами.

Согласно подп. 5.4.1.1.1 п. 5.4.1 главы 5.4 «Документация» Приложения А «Общие положения и положения, касающиеся опасных веществ и изделий» Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), транспортные документы на опасные грузы должны содержать следующие элементы информации по каждому опасному веществу, материалу или изделию, предъявляемому к перевозке: номер ООН, которому предшествуют буквы «UN»; надлежащее отгрузочное наименование, определенное в соответствии с разделом 3.1.2 Соглашения, дополненное, при необходимости (п. 3.1.2.8.1), техническим названием, заключенным в скобки (п. 3.1.2.8.1.1); для веществ и изделий класса 1: классификационный код, указанный в колонке 3b таблицы А главы 3.2 Соглашения.

Согласно п. 5.1.9 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ № 73, водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе, в том числе, товарно-транспортную накладную.

Согласно утвержденной форме транспортной накладной (приложение № 4 к Правилам № 272) в разделе 3 «Наименование груза» должна содержаться, в том числе, следующая информация, касающаяся опасного груза: отгрузочное наименование груза в соответствии с ДОПОГ, информация по каждому опасному веществу, материалу или изделию в соответствии с пунктом 5.4.1 ДОПОГ.

В судебном заседании установлено, что 09 октября 2017 года в 15 часов 47 минут в районе 1215 км федеральной автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» водитель ФИО3 управлял транспортным средством НЕФАЗ366062 10, государственный регистрационный знак <***>, принадлежащим ООО «АрхангельскНефтеГазМонтаж», осуществляя перевозку опасного груза – дизельного топлива с нарушением п. 5.4.1.1. требований ДОПОГ, то есть не имея в транспортных документах обязательных элементов информации, которым предшествуют буквы UN, класс, знак опасности, группа упаковки, транспортная категория.

Таким образом, действующее законодательство прямо регламентирует необходимость указания в транспортной накладной информации, предусмотренной подп. 5.4.1.1.1 п. 5.4.1 главы 5.4 «Документация» Приложения А «Общие положения и положения, касающиеся опасных веществ и изделий» Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), отсутствие которой и вменено ООО «Татнефть-АЗС-Запад», при этом суд считает, что Общество могло принять меры по соблюдению требований действующего законодательства, однако таких мер не предприняло.

Из представленных материалов следует, что согласно договору поставки нефтепродуктов № 19/А-14/опт от 14 января 2014 года ООО «Татнефть-АЗС-Запад» («Поставщик») обязуется в течение срока действия договора поставлять, а ООО «АрхангельскНефтеГазМонтаж» («Заказчик») – принимать и оплачивать нефтепродукты (Продукцию»). При этом п. 1.2 указанного договора предусмотрено, что вид (наименование, марка) продукции, цена, объемы, сроки поставки и оплаты каждой партии Продукции, порядок расчетов между сторонами указываются в спецификациях, являющихся неотъемлемыми частями настоящего договора.

Согласно спецификации (приложение к договору поставки № 02/10/17) поставщик – ООО «Татнефть-АЗС-Запад» обязалось поставить в октябре 2017 года дизельное топливо TANECO летнее сорт С, экологический класс К5 ЕВРО, в количестве 9 375 кг на условиях самовывоза автотранспортом заказчика с нефтебазы, расположенной в <адрес>. 09 октября 2017 года работники нефтебазы Архангельского филиала ООО «Татнефть-АЗС-Запад» произвели отпуск нефтепродуктов (дизельного топлива) в автоцистерну ООО «АрхангельскНефтеГазМонтаж» под управлением водителя ФИО3, действовавшего на основании доверенности. При выезде с нефтебазы охрана филиала осмотрела полноту налива в автоцистерну, после чего ФИО3 была выдана накладная отгрузки ТМЦ № 2034 от 09 октября 2017 года. Других документов на опасный груз водителю ФИО3 не выдавалось.

В соответствии с п. 1.2.1 ДОПОГ грузоотправитель – это предприятие, осуществляющее отправку опасных грузов для собственных целей или для третьей стороны.

В силу требований п. 1.4.1.1 ДОПОГ участники операций по перевозке опасных грузов должны принимать надлежащие меры безопасности в зависимости от характера и масштаба предполагаемой опасности с целью избежать ущерба и травм и, при необходимости, свести их к минимуму. В любом случае они должны соблюдать требования ДОПОГ в своей соответствующей сфере деятельности.

Согласно подп. а) и b) п. 1.4.2.1.1 ДОПОГ отправитель опасных грузов обязан предъявлять к перевозке только грузы, соответствующие требованиям ДОПОГ. Он должен, в частности, убедиться в том, что опасные грузы классифицированы и допущены к перевозке в соответствии с ДОПОГ, передать перевозчику информацию и данные, и, в случае необходимости, требуемые транспортные документы и сопроводительные документы (разрешения, допущения, уведомления. Свидетельства и т.д.), принимая во внимание требования главы 5.4 и таблиц, содержащихся в части 3 (раздел 1.4.1 ДОПОГ).

В соответствии с требованиями п. 5.4.1 ДОПОГ (как уже указывалось выше) транспортный документ должен содержать следующие элементы информации по опасному веществу: номер ООН, которому предшествуют буквы «UN», надлежащее отгрузочное наименование, соответствующий номер образца знака опасности, группа упаковки вещества, адрес грузополучателя, сведения о декларации, требующейся в соответствии с положениями любого специального соглашения.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований Обществом как отправителем опасного груза водителю ФИО3 была выдана лишь накладная отгрузки ТМЦ, не содержащая всех необходимых элементов информации по опасному веществу, в которой в качестве предприятия, осуществившего со склада АФ ООО «Татнефть-АЗС-Запад» отправку опасного груза – грузоотправител» указано ООО «Татнефть-АЗС-Запад», в качестве покупателя и грузополучателя – ООО «АрхангельскНефтеГазМонтаж».

При таких обстоятельствах должностное лицо обоснованно пришло к выводу о нарушении Обществом правил перевозки опасных грузов, выразившемся в непредоставлении водителю ФИО3 сопроводительной транспортной документации на перевозимый опасный груз, а предъявленный водителем документ, выданный ООО «Татнефть-АЗС-Запад», не соответствовал п. 5.4.1.1.1 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)., то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «Татнефть-АЗС-Запад» подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства № 1180-СПВК от 09.102017, протоколом № 1517 об административном правонарушении от 29.11.2017, накладной отгрузки ТМЦ № 2034 от 09.10.2017, путевым листом № 377 от 09.10.2017, объяснениями защитника ООО «Татнефть-АЗС-Запад» регионального управляющего Архангельского филиала) ФИО1 от 29.11.2017, объяснениями защитника ООО «АрхангельскНефтеГазМонтаж» ФИО5 от 05.12.2017, договором поставки нефтепродуктов № 19/А/14 опт от 14.01.2014 с приложениями к нему.

Доводы заявителя о том, что ООО «Татнефть-АЗС-Запад» не является грузоотправителем опасного груза, следовательно, субъектом данного административного правонарушения, то есть участником отношений по перевозке топлива, суд считает несостоятельными, поскольку субъектами правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 12.21.2 КоАП РФ, являются водители транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку и юридические лица, допустившие нарушение правил перевозки опасных грузов.

Доводы жалобы о том, что оформление товарно-транспортной (транспортной) накладной в случае, если доставка товара (нефтепродуктов) осуществляется посредством самовывоза покупателем, не требуется, Общество не является в данном случае грузоотправителем топлива и не обязано оформлять какие бы то ни было документы кроме товарной накладной, противоречат действующему законодательству в области перевозки опасных грузов, и, кроме того, как следует из материалов дела и указано в жалобе заявителем – в тот же день, 09 октября 2017 года, товарная накладная (поименованная также как «транспортная накладная») между ООО «Татнефть-АЗС-Запад» и ООО «АрхангельскНефтеГазМонтаж» все же была оформлена.

Ссылки в жалобе на нормы Гражданского кодекса РФ, определяющие особенности заключения договоров поставки и перевозки, не опровергают выводы должностного лица о виновности Общества в инкриминируемом деянии, поскольку деятельность по перевозке опасных грузов регламентирована специальными правилами, установленными международным договором – Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов, заключенным в г. Женеве 30 сентября 1957 года.

При таких обстоятельствах, суд считает доказанным факт совершения ООО «Татнефть-АЗС-Запад» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При назначении ООО «Татнефть-АЗС-Запад» наказания учтены фактические обстоятельства дела и данные о правонарушителе, в связи с чем ему назначено наказание с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ – менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкций ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ для юридических лиц.

Оснований для освобождения ООО «Татнефть-АЗС-Запад» от административной ответственности, в том числе, за малозначительностью, поскольку каких-либо исключительных обстоятельств для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имелось, должностное лицо обоснованно не усмотрело, не находит таких обстоятельств и суд.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей проверено дело в полном объеме и не установлены законные основания для отмены постановления об административном правонарушении.

Руководствуясь ст.ст.30.6, п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

р е ш и л :

Постановление заместителя начальника отдела автотранспортного и автодорожного надзора Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от 08 декабря 2017 года № 1220 оставить без изменения, а жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-АЗС-Запад» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение в течение 10 суток со дня получения его копии может быть обжаловано в Архангельском областном суде.

Судья Н.Я. Белая