ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-31/2018 от 04.07.2018 Вязниковского городского суда (Владимирская область)

Дело №12-31/2018

Р Е Ш Е Н И Е

4 июля 2018 года г. Вязники

Судья Вязниковского городского суда Владимирской области Глазкова Д.А., рассмотрев в помещении Вязниковского городского суда по адресу: г. Вязники Владимирской области, ул. Мельничная, д.2, жалобу МУП Вязниковского района «Коммунальные системы» на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Владимирской области Московско-Окского территориального управления Росрыболовства м от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Владимирской области Московско-Окского территориального управления Росрыболовства м от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо МУП Вязниковского района «Коммунальные системы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Из постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Владимирской области по поступившим из ОМВД России по Вязниковскому району материалам проверки по заявлению ФИО2 было возбуждено дело об административном правонарушении по признакам правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.42 и статьи 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Из полученных материалов и в ходе административного расследования установлено, что ДД.ММ.ГГГГ из канализационного колодца, расположенного за <адрес> происходил сброс сточных вод на почву, которые затем растекаются по рельефу местности и попадают в воды реки Тюряха.

Согласно постановлению Главы администрации Вязниковского района от ДД.ММ.ГГГГ канализационно-напорный коллектор с оборудованием в пос. Октябрьский закреплен на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием Вязниковского района «Коммунальные системы».

Тем самым был нарушен специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне, а также дополнительные ограничения хозяйственной или иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта.

Данное нарушение стало возможным вследствие неисполнения юридическим лицом МУП Вязниковского района «Коммунальные системы» всех зависящих от него мер по соблюдению природоохранного законодательства.

В результате указанных действий был нарушен пункт 7 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в соответствии, с которым сброс сточных вод, в том числе дренажных вод в границах водохранилища запрещен, то есть содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

МУП Вязниковского района «Коммунальные системы» обратился в суд с жалобой на данное постановление, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что на основании постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием Вязниковского района «Коммунальные системы»» канализационно-напорный коллектор с оборудованием по адресу: <адрес>, протяженностью 5 300 м.п. и относящиеся к нему очистные сооружения с КНС по адресу: Вязниковский район, поселок Лукново переданы на праве хозяйственного ведения МУП Вязниковского района «Коммунальные системы». Право хозяйственного ведения на объект предприятием не зарегистрировано. Соответственно МУП Вязниковского района «Коммунальные системы» не является собственником объектов коммунальной инфраструктуры. Кроме этого, при передаче объекта, оборудование уже находилось в нерабочем состоянии.

Канализационный колодец, расположенный за домом <адрес> входит в единый комплекс системы водоотведения всей территории поселка Октябрьский и поселка Лукново, следовательно, не может являться отдельным объектом коммунальной инфраструктуры.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В связи с этим, решением Вязниковского городского суда Владимирской области от 8 апреля 2009 года администрация муниципального образования Октябрьское Вязниковского района обязана была привести водоотведение в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических и природоохранных норм.

Представитель МУП Вязниковского района «Коммунальные системы» ФИО3 в суде жалобу поддержала, дополнив, что в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав па недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В связи с тем, что за МУП «Коммунальные системы» не было зарегистрировано право хозяйственного ведения на спорное имущество и не возникло право хозяйственного ведения на недвижимое имущество, что подтверждает уведомление об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, собственник имущества, а именно муниципальное образование Вязниковский район, вправе распорядиться им и изъятие не может повлечь последствий для признания этого изъятия недействительной сделкой па основании статьи 61.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Подтверждением вышеизложенного является постановление администрации Вязниковского района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приложение к постановлению администрации района от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием Вязниковского района «Коммунальные системы», согласно которого спорный объект изъят от МУП «Коммунальные системы» не нарушая положений статьи 61.2 Закона №127-ФЗ.

Выслушав представителя МУП Вязниковского района «Коммунальные системы» ФИО3, гос. инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ФИО4, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей.

Согласно положениям статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В силу положений пункта 7 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются сброс сточных, в том числе дренажных, вод.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником Вязниковского межрайонного прокурора ФИО5 произведен осмотр с использованием фотосъемки участка местности по адресу: <адрес> в ходе которого установлено, что из канализационного колодца, расположенного по вышеуказанному адресу, происходит сброс сточных вод на почву, которые затем растекаются по рельефу местности и попадают в воды реки Тюряха.

Данный акт был направлен Вязниковским межрайонным прокурором в ОМВД России по Вязниковскому району для проведения проверки, по результатам которой материал поступил в Росрыболовство.

На основании установленного нарушения в отношении МУП Вязниковского района «Коммунальные системы» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального образования Вязниковский район от ДД.ММ.ГГГГ за МУП Вязниковского района «Коммунальные системы» закреплено на праве хозяйственного ведения имущество по перечню, в том числе канализационно-напорный коллектор с оборудованием в <адрес>.

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении, основанием привлечения МУП Вязниковского района «Коммунальные системы», которому передано имущество (канализационно-напорный коллектор с оборудованием) на праве хозяйственного ведения к административной ответственности послужил факт нарушения положений подпункта 7 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, а именно сброс сточных, в том числе дренажных, вод.

В силу положений пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Согласно положениям статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (пункт 1).

В соответствии со статьей 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (пункт 1).

Таким образом, с учетом вышеизложенного, право хозяйственного ведения подлежит государственной регистрации, поскольку от этого зависит юридический факт возникновения данного права у МУП Вязниковского района «Коммунальные системы».

Между тем материалы дела об административном правонарушении таких сведений не содержат.

Кроме того, из материалов дела также следует, что на момент передачи спорного имущества на праве хозяйственного ведения от администрации муниципального образования Вязниковский район МУП Вязниковского района «Коммунальные системы» канализационно-напорный коллектор находился в нерабочем состоянии, поскольку согласно сведениям из перечня (приложения к постановлению ) его остаточная стоимость составляла 0 рублей. Изложенное также подтверждается калькуляцией расходов в сфере водоотведения на 2016-2019 годы, балансом водоотведения в 2018 году.

В соответствии с положениями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1,2).

Согласно статье 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации (части 1 и 2).

В подтверждение вмененного МУП Вязниковского района «Коммунальные системы» правонарушения положены акт осмотра старшего помощника Вязниковского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными к нему фотографиями.

Однако, по мнению суда, данные фотографии не могут являться подтверждением совершенного МУП административного правонарушения, поскольку не содержат достаточных сведений, относящихся к событию выявленного административного правонарушения, предусмотренного

При таком положении вывод административного органа о допущенном МУП Вязниковского района «Коммунальные системы» нарушении положений подпункта 7 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в части запрета сброса сточных вод в границах водоохранных зон является недоказанным.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

С учетом изложенного, постановление по данному делу не может быть признано законным и обоснованным, поэтому подлежат отмене.

Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек, постановление должностного лица по настоящему делу на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, дело об административном правонарушении - возвращению на новое рассмотрение в административный орган.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

решил:

жалобу МУП Вязниковского района «Коммунальные системы» - удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Владимирской области Московско-Окского территориального управления Росрыболовства м от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Владимирской области Московско-Окского территориального управления Росрыболовства.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд Владимирской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Д.А. Глазкова