ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-31/2018 от 04.07.2018 Юрлинского районного суда (Пермский край)

Дело № 12-31/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

4 июля 2018 года

Судья Юрлинского районного суда Пермского края Дереглазова Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Юрлинского районного суда Пермского края по адресу: с.Юрла, ул.Партизанская, 8 жалобу администрации Усть-Березовского сельского поселения на вынесенное 27 апреля 2018 года исполняющим обязанности руководителя Региональной службы по тарифам Пермского края Степиным В.Ю. постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

13 апреля 2018 года консультантом отдела контроля и надзора Региональной службы по тарифам Пермского края ФИО1 в отношении юридического лица - администрации Усть-Березовского сельского поселения составлен протокол за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен в отсутствие надлежащим образом извещённого представителя администрации Усть-Березовского сельского поселения, копия протокола направлена лицу, привлекаемому к ответственности, почтой.

О рассмотрении дела 27 апреля 2018 года администрации Усть-Березовского сельского поселения извещалась заблаговременно (л.д.110 - 114). Глава Усть-Березовского сельского поселения ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.115).

27 апреля 2018 года исполняющим обязанности руководителя Региональной службы по тарифам Пермского края Степиным В.Ю. вынесено постановление о признании администрации Усть-Березовского сельского поселения виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Из описательно-мотивировочной части постановления следует, что администрация Усть-Березовского сельского поселения не исполнила обязанность по своевременному, полному и достоверному раскрытию на сайте Региональной службы по тарифам Пермского края информации, подлежащей обязательному раскрытию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 января 2013 N 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения»:

- о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения: не раскрыты тарифы на период 2019 - 2022 годов.

Информация о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения размещена администрацией Усть-Березовского сельского поселения с нарушением срока, 18 января 2018 года, и на 2018 год (с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года и с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года). Данные на период 2019 - 2022 годов не размещены, датой окончания очередного периода регулирования вместо даты 31 декабря 2022 года (как это установлено постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края № 84-в) от 20 сентября 2017 года обозначено 31 декабря 2018 года;

- об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг: отсутствуют сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров, оказания регулируемых услуг, в том числе договоров о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения;

Администрацией Усть-Березовского сельского поселения размещён договор на отпуск питьевой воды с Усть-Березовской основной школой, не размещены типовой договор с потребителем услуги холодного водоснабжения, типовой договор о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения;

- о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе холодного водоснабжения: отсутствует форма заявки о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, перечень документов, представляемых одновременно с заявкой о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, отсутствуют реквизиты нормативного правового акта, регламентирующего порядок действий заявителя и регулируемой организации при подаче, приёме, обработке заявки о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, принятии решения и уведомлении о принятом решении.

Обозначенная информация должна была быть размещена в срок до 20 октября 2017 года.

Администрация Усть-Березовского сельского поселения обжаловала постановление и, указывая на его незаконность и необоснованность, просила его отменить. Не отрицает факт совершения правонарушения, выразившегося в нарушении Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановления Правительства РФ от 17 января 2013 года №6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения». Полагает, что может быть освобождена от административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 2.9, ч. 2 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью деяния. Указала, что в результате нарушения существенная угроза охраняемым общественным отношениям и серьёзные последствия отсутствуют. Информация в сфере водоснабжения и водоотведения, хотя и с нарушением срока, но была размещена.

Дополнительно в жалобе обозначено, что обязанность по водоснабжению в границах поселения отнесена к полномочиям органа местного самоуправления на законодательном уровне и закреплена в Уставе муниципального органа. В то же время, согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», органы местного самоуправления не имеют права совмещать функции органов местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, осуществляющего регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения с установленными тарифами. На основании вышеуказанного Федеральной антимонопольной службой в администрацию Усть-Березовского сельского поселения было направлено предупреждение от 28 июля 2017 года № 09149-17 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с предупреждением главой администрации Усть-Березовского сельского поселения издано распоряжение № 48-ОД от 16 августа 2017 года о прекращении приёма платежей на территории поселения по тарифам, установленным на отпуск холодной воды, от населения и организаций.

С августа 2016 года по настоящее время администрация Усть-Березовского сельского поселения ежеквартально издаёт и размещает постановления о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта водоснабжения в п.Усть-Березовка. Заявок не поступало, торги признаются несостоявшимися.

Вопрос о передаче полномочий по водоснабжению в настоящее время не решён. Администрация Усть-Березовского сельского поселения продолжает обеспечивать население посёлка питьевой водой, не взимая при этом плату по тарифам за водоснабжение, проводя лабораторные исследования качества воды, разводящей сети и скважины, неся при этом значительные убытки.

Податель жалобы считает, что сумма взысканного штрафа в размере 50 000 рублей на лицо, не ведущее деятельности, приносящей доход, обладающего высокой социальной значимостью, не будет отвечать конституционным принципам соразмерности и справедливости назначенного наказания.

Подачу жалобы в Юрлинский районный суд Пермского края, относящегося к судам общей юрисдикции, а не в Арбитражный суд Пермского края, мотивирует отнесением вмененного правонарушения к правонарушениям против порядка управления.

В судебном заседании представитель администрации Усть-Березовского сельского поселения Никифоров А.А., поддержав жалобу по приведённым в ней основаниям, дополнил, что, несмотря на отсутствие в поселении квалифицированных специалистов и качественного Интернета и, как следствие, возможность размещения той или иной информации на сайтах только с привлечением сотрудников районной администрации и на территории с.Юрла, размещение шаблонов могло быть произведено заблаговременно, но на сайте Региональной службы по тарифам (РСТ) Пермского края, в разделе «Архив запросов», был указан срок для размещения с 17 октября 2017 года по 30 января 2018 года. Размещение состоялось 18 января 2018 года.

Действиями поселения вреда чьим либо интересам причинено быть не могло, в том числе, потому, что основную часть информации для размещения составляют тарифы, а плата с потребителей услуги за поставку воды не взимается.

Общая протяжённость водопроводной сети на территории поселения 1, 5 км, она охватывает улицы Молодёжная, Таёжная и часть улицы Ленина п.Усть-Березровка Юрлинского района. Потребителями воды, по количеству договоров, являются 18 физических лиц и одно юридическое лицо – Усть-Березовская основная общеобразовательная школа.

Должностное лицо, вынесшее постановление, Степин В.Ю., на слушание дела не явился, просил об его проведении без его участия, представил письменные возражения против удовлетворения жалобы с приведением мотивов, аналогичных доводам, изложенным в обжалуемом постановлении.

Заслушав представителя лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, принимая во внимание доводы, приведённые в жалобе и возражениях на неё, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.

Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Из материалов дела усматривается, что в результате мониторинга раскрытия организациями на сайте РСТ Пермского края информации в соответствии со стандартами раскрытия информации, выявлено неисполнение администрацией Усть-Березовского сельского поселения обязанности по своевременному, полному и достоверному раскрытию информации, о чём 15 февраля 2018 года составлен акт.

Администрация Усть-Березовского сельского поселения не исполнила обязанность по своевременному, в срок по 20 октября 2017 года, полному и достоверному раскрытию на сайте Региональной службы по тарифам Пермского края информации, подлежащей обязательному раскрытию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 января 2013 N 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения»:

- о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения: не раскрыты тарифы на период 2019 - 2022 годов.

Информация о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения размещена администрацией Усть-Березовского сельского поселения с нарушением срока, 18 января 2018 года, и на 2018 год (с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года и с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года). Данные на период 2019 - 2022 годов не размещены, датой окончания очередного периода регулирования вместо даты 31 декабря 2022 года (как это установлено постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края № 84-в) от 20 сентября 2017 года обозначено 31 декабря 2018 года;

- об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг: отсутствуют сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров, оказания регулируемых услуг, в том числе договоров о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения;

Администрацией Усть-Березовского сельского поселения размещён договор на отпуск питьевой воды с Усть-Березовской основной школой, не размещены типовой договор с потребителем услуги холодного водоснабжения, типовой договор о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения;

- о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе холодного водоснабжения: отсутствует форма заявки о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, перечень документов, представляемых одновременно с заявкой о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, отсутствуют реквизиты нормативного правового акта, регламентирующего порядок действий заявителя и регулируемой организации при подаче, приёме, обработке заявки о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, принятии решения и уведомлении о принятом решении.

Приведённые обстоятельства подтверждены протоколом об административном правонарушении, актом мониторинга, иными материалами и не оспорены подателем жалобы.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно подпункту «а» п. 3 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 года N 6 (далее - Стандарты раскрытия информации), регулируемыми организациями информация раскрывается путём обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления) или на сайте в сети Интернет, предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 15 мая 2013года N 129 утверждены формы предоставления информации, подлежащей раскрытию, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также Правила заполнения таких форм.

Пунктом 27 Стандартов раскрытия информации предусмотрено, что информация, указанная в пунктах 15, 23 и 24 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования: о тарифах на регулируемые товары (услуги); об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров, и (или) об условиях договоров о подключении к системе централизованного водоснабжения; о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе холодного водоснабжения.

Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2013 года № 24 (в редакции от 27 сентября 2017 года) утверждён порядок размещения информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, организациями, осуществляющими водоснабжение, водоотведение, операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и региональными операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, на официальном сайте РСТ Пермского края.

Тарифы в сфере холодного водоснабжения для Юрлинского района установлены постановлением РСТ от 20 сентября 2017 года № 84-в на период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года, которое опубликовано 2 октября 2017 года.

Признав исследованные доказательства достаточными и оценив их в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, должностные лица пришли к выводу о наличии в действиях администрации Усть-Березовского сельского поселения состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм её предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.15 настоящего Кодекса.

Санкция статьи предусматривает возможность назначения наказания в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Обжалуемым постановлением администрации Усть-Березовского сельского поселения назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В процессе рассмотрения жалобы установлено, что процедура привлечения администрации Усть-Березовского сельского поселения к административной ответственности соблюдена, протокол составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными лицами в пределах их компетенции, при наличии достаточных оснований, с учётом данных о надлежащем извещении правонарушителя о дате, времени и месте осуществления процессуальных действий, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (один год), соблюдён, административное наказание назначено с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, менее минимального размера.

Деятельность, осуществляемая администрацией Усть-Березовского сельского поселения, по своему характеру предпринимательской или иной экономической деятельностью не является, поскольку целей извлечения прибыли не преследует.

Приведённые данные подтверждены действующим распоряжением администрации Усть-Березовского сельского поселения № 48-ОД от 16 августа 2017 года (принятым с учётом предупреждения УФАС по Пермском краю о наличии в действиях муниципального органа признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совмещении функций органа местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта, осуществляющего регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения с установленными тарифами) о прекращении приёма платежей за отпуск холодной воды, начиная с 16 августа 2017 года.

В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 № 5 (в редакции от 19 декабря 2013 года) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Принимая во внимание то, что объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, связанные с регулированием хозяйственной деятельности в сферах естественных монополий, в целях пресечения недобросовестной конкуренции, борьбы с монопольным производством продукции и установлением на неё монопольных цен, учитывая установленные обстоятельства, прихожу к выводу, что деяние администрации Усть-Березовского сельского поселения, формально содержащее признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ, с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, является малозначительным. В пользу данного вывода свидетельствует и оценка конкретных обстоятельств совершения правонарушения, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, если при рассмотрении дела установлена малозначительность совершённого административного правонарушения, судья вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Если малозначительность административного правонарушения установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 30.3 КоАП РФ, судья

р е ш и л а:

постановление, вынесенное 27 апреля 2018 года исполняющим обязанности руководителя Региональной службы по тарифам Пермского края Степиным В.Ю., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ в отношении администрации Усть-Березовского сельского поселения, отменить.

В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освободить администрацию Усть-Березовского сельского поселения от административной ответственности, объявив ей устное замечание.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Усть-Березовского сельского поселения прекратить.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Юрлинского районного суда

Пермского края Н.Н.Дереглазова