Дело № Р Е Ш Е Н И Е 27 февраля 2018 года г. Севастополь Судья Нахимовского районного суда города Севастополя, расположенного по адресу: <...>. ФИО1, д. 9, - ФИО2, представителя президента Севастопольской региональной общественной организации «Фонд социальной помощи «Пафос» ФИО4 – адвоката Глинкина Д.А., рассмотрев в помещении Нахимовского районного суда г. Севастополя жалобу президента Севастопольской региональной общественной организации «Фонд социальной помощи «Пафос» ФИО4 на постановление заместителя главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель – начальника отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО6. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица – президента Севастопольской региональной общественной организации «Фонд социальной помощи «Пафос» ФИО4 к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, - У С Т А Н О В И Л: Постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель – начальника отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО3 должностное лицо – президент Севастопольской региональной общественной организации «Фонд социальной помощи «Пафос» ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением ДД.ММ.ГГГГ президентом СРОО «Фонд социальной помощи «Пафос» ФИО4 подана жалоба на постановление о назначении административного наказания, которая мотивирована следующими обстоятельствами. Так, заявитель не согласен с привлечением к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, поскольку Государственным актом от ДД.ММ.ГГГГ о праве постоянного пользования землей установлен иной вид разрешенного использования земельного участка по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, <адрес> - для реконструкции и обслуживания жилых и административных зданий и сооружений бывшего военного городка. Кроме того, в публичной кадастровой карте России указан вид разрешенного использования данного земельного участка – «для иных видов использования, характерных для населенных пунктов». Таким образом, заявитель считает, что указанный земельный участок выделен не для жилищного или иного строительства, садоводства или огородничестве, а для реконструкции. Действующим же законодательством Российской Федерации, определено содержание указанных понятий: «строительство» и «реконструкции», которые предусматривают совершение разных юридически значимых действий. Поскольку ответственность за неиспользование земельного участка, выделенного для реконструкции жилых и административных зданий, кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, не предусмотрена, просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания президенту СРОО «Фонд социальной помощи «Пафос» ФИО4 в виде штрафа в размере 50 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. В суде представитель президента СРОО «Фонд социальной помощи «Пафос» ФИО4 – Глинкин Д.А. жалобу поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в ней. Исследовав доказательства по административному делу и выслушав мнение сторон, суд приходит к выводу о том, что постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене по следующим основаниям. В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья проверяет дело в полном объеме. Срок подачи жалобы не пропущен, в силу закона, последний уполномочен на ее подачу. В силу ч.ч. 1, 4 ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В силу ст. 24.1 КоАП РФ следует, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно ст. 26.1. КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2). Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. В силу положений ч. 3 ст. 8.8 КРФоАП неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.. Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.8 КРФоАП является формальным. Из материалов дела № о привлечении к административной ответственности директора Фонда социальной помощи «Пафос» ФИО4 ФИО7 по ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя - государственным инспектором города федерального значения Севастополя по исполнению и охране земель – ФИО5 составлен акт проверки соблюдения земельного законодательства юридического лица, индивидуального предпринимателя №, согласно которого установлено, что СРОО «ФСП «Пафос» не использует находящийся с ДД.ММ.ГГГГ в бессрочном пользовании земельный участок по адресу: г. Севастополь, <адрес>, 1, в соответствии с его видом разрешенного использования – «для реконструкции и обслуживания жилых и административных зданий и сооружений бывшего военного городка», поскольку здание, обозначенное на Схеме земельного участка под лит. А, фактически разрушено, каких-либо сведений о проводимых работах по реконструкции и обслуживанию домовладения в ходе проверки не предоставлено. В ходе визуального осмотра установлено, что часть земельного участка, на котором расположено разрушенное здание, заброшена, территория земельного участка заросла травянисто-кустарниковой растительностью, строительные работы по реконструкции не ведутся. Согласно приказа № о вступлении в должность от ДД.ММ.ГГГГ президентом СРОО «Фонд социальной помощи «Пафос» является ФИО4 На основании вышеуказанного акта ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении президента СРОО «Фонд социальной помощи «Пафос» ФИО4 Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель – начальника отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО3 по делу №, президент Севастопольской региональной общественной организации «Фонд социальной помощи «Пафос» ФИО4 привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Так, государственным актом на право постоянного пользования землей II-КМ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Севастопольским городским Советом народных депутатов, Общественной организации «Фонд социальной помощи военнослужащим «Пафос» предоставлено в постоянное пользование 0,3385 гектар земли в пределах согласно плану землепользования. Землю предоставлено в постоянное пользование для реконструкции и обслуживания жилых и административных зданий и сооружений бывшего военного городка по Клубному переулку, 1 с отнесением этих земель к категории земель населенных пунктов, предоставленных для жилой застройки и общественного назначения в соответствии с пунктом 1.13.3. На основании распоряжения Севастопольской городской госадминистрации от 07.08.2001 № 1642-р. На основании свидетельства о праве собственности, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением имущества города Севастопольской городской государственной администрации, 39/100 долей домовладения по адресу <адрес> в г. Севастополе, принадлежит Общественной организации «Фонд социальной помощи военнослужащим «Пафос» на праве коллективной собственности. Статьей 12 Федерального конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 28.12.2017) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения. Согласно ч. 1 ст. 23 вышеуказанного закона законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. В силу ч. 1 ст. 3 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 №-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу вышеуказанного Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Из анализа вышеприведенных норм закона, следует, что предусмотренное государственным актом на право постоянного пользования землей II-КМ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ право постоянного пользования земельным участком по адресу: <...>, предоставленное Общественной организации «Фонд социальной помощи военнослужащим «Пафос» для реконструкции и обслуживания жилых и административных зданий и сооружений бывшего военного городка, соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Выпиской из ЕГРЮЛ подтверждается перерегистрация СРОО «Фонд социальной помощи «Пафос» на территории Республики Крым или города Федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя. Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ признание президента СРОО «Фонд социальной помощи «Пафос» ФИО4 виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, основано, в том числе, на положениях п. 1 ч. 2 ст. 45 ЗК РФ, которым предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно: при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при: использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порче земель; невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование; По смыслу данной нормы закона, неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, влечет принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Однако, каких-либо других санкций за неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях, данной нормой не предусмотрено. Таким образом, законом не установлен срок использования земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества. Кроме того, санкция ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за неиспользование земельного участка предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях. При этом данной нормой не предусмотрена ответственность за неиспользование земельного участка, предназначенного для реконструкции зданий и сооружений, расположенных на нем. Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017), установлены основные понятия, используемые в этом кодексе, в частности: строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов; Каких-либо доказательств, документов об установлении срока для реконструкции и обслуживания жилых и административных зданий и сооружений бывшего военного городка по адресу: <адрес> в материалах дела не имеется и сторонами в ходе судебного разбирательства суду не предоставлено. Таким образом, в административном материале не имеется бесспорных доказательств наличия в действиях президента СРОО «Фонд социальной помощи «Пафос» ФИО4 состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ. Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. По правилам п.2 ч.24.5 Кодекса РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии отсутствия состава административного правонарушения. При таких обстоятельствах постановление постановление заместителя главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель – начальника отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.8 КоАП РФ в отношении президента СРОО «Фонд социальной помощи «Пафос» ФИО4 прекращению за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья, - Р Е Ш И Л: Жалобу президента Севастопольской региональной общественной организации «Фонд социальной помощи «Пафос» ФИО4 ФИО22 на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.8 КоАП РФ, - удовлетворить. Постановление заместителя главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель – начальника отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.8 КоАП РФ в отношении президента Севастопольской региональной общественной организации «Фонд социальной помощи «Пафос» ФИО4 ФИО23 – отменить. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении президента Севастопольской региональной общественной организации «Фонд социальной помощи «Пафос» ФИО4 ФИО24 прекратить, за отсутствием состава административного правонарушения. Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение 10 суток со дня вынесения или получения его копии. Судья Нахимовского районного суда города Севастополя ФИО2 |