Дело № 12 -31/2018г.
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Судья Муромского городского суда Владимирской области Новикова Л.А.,
с участием представителя Муниципального унитарного предприятия округа Муром «Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие № 3» ФИО1, действующей на основании доверенности,
рассмотрев жалобу Муниципального унитарного предприятия округа Муром «Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие № 3» (далее МУП ПЖРЭП № 3) на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Владимирской и Ивановской областям от 13 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Владимирской и Ивановской областям № 03-01-50/2018 от 13 февраля 2018 года МУП ПЖРЭП № 3 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 180 000 рублей.
МУП ПЖРЭП № 3 обратилось в суд с жалобой, в которой просит изменить постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Владимирской и Ивановской областям от 13 февраля 2018 года в части назначения административного наказания, а именно просит снизить размер штрафа до 90000 рублей, в обоснование указав, что факт совершения административного правонарушения предприятие не оспаривает, поскольку действие выданного разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух закончилось 25 декабря 2017 года. Указывает, что МУП ПЖРЭП № 3 социально важным предприятием и гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения и водоотведения микрорайона Вербовский о. Муром. Указывает на тяжелое финансовое положение предприятия, по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2016 года убытки составили (данные изъяты)., кроме того, на банковские счета предприятия ОСП и ИОИО выставлены документы на безакцептное списание денежных средств в счет погашения задолженности на общую сумму более (данные изъяты).. Единственным источником финансирования деятельности предприятия являются платежи потребителей за коммунальные ресурсы. Считает, что уплата наложенного штрафа может повлечь за собой невозможность выплаты заработной платы работникам предприятия.
При рассмотрении жалобы представитель МУП ПЖРЭП № 3 ФИО1 поддержала её доводы, просила снизить размер наложенного штрафа.
Представитель Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской и Ивановской областям на рассмотрение жалобы не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Выслушав представителя МУП ПЖРЭП № 3, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, образует выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное воздействие на него в отсутствие специального разрешения у субъектов хозяйственной и иной деятельности, обладающих стационарными, передвижными и иными источниками воздействия на окружающую среду.
При этом к загрязняющим веществам относятся химические или биологические вещества, либо смесь таких веществ в атмосферном воздухе, оказывающие при определенной концентрации неблагоприятное воздействие на здоровье человека, объекты растительного и животного мира и другие составляющие окружающей природной среды.
Статьей 1 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. При этом вредное (загрязняющее) вещество представляет собой химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
На основании п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выбросы вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Из протокола об административном правонарушении № 03-01-05/2018 от 30 января 2018 года следует, что на основании служебной записки отдела планирования и информационно-аналитического обеспечения Управления Росприроднадзора по Владимирской области установлено, что МУП ПЖРЭП № 3 с 26 декабря 2017 года осуществляет свою хозяйственную деятельность с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Срок действия ранее выданного МУП ПЖРЭП № 3 разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух истек 25 декабря 2017 года.
Факт совершения МУП ПЖРЭП № 3 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях подтверждается собранными по делу доказательствами: служебной запиской начальника отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Управления Росприроднадзора от 23 ноября 2017 года; протоколом об административном правонарушении от 30 января 2018 года № 03-01-05/2018, в котором отражены выявленные нарушения и отражены обстоятельства совершения административного правонарушения.
Указанные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам, установленным ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.5 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Существенных нарушений процессуальных требований закона, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Вместе с тем, имеются основания для изменения постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Владимирской и Ивановской областям Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 03-01-05/2018 от 13 февраля 2018 года в части назначенного МУП ПЖРЭП № 3 наказания по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом согласно ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Указанные выше нормы закона согласуются с позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014г. №4-П.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, наличия смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, принятие мер к устранению выявленных нарушений (заключение договора на разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу № 4 от 10 января 2018 год), сложного финансового положения МУП ПЖРЭП № 3, которое является муниципальным унитарным предприятием, занимающимся добычей питьевых подземных вод и поставкой её населению, принимая во внимание конституционные принципы соразмерности и справедливости назначения административного наказания, а также, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, назначенное муниципальному предприятию административное наказание, в виде административного штрафа, в размере 180000 рублей, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы.
При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Владимирской и Ивановской областям межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 03-01-50/2018 от 13 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении МУП ПЖРЭП № 3, подлежит изменению путем снижения, назначенного предприятию наказания в виде административного штрафа.
На основании изложенного, и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Владимирской и Ивановской областям межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 03-01-50/2018 от 13 февраля 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Муниципального унитарного предприятия округа Муром «Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие № 3», изменить,
назначить Муниципальному унитарному предприятию округа Муром «Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие № 3» административное наказание в виде административного штрафа в размере 90000 рублей.
В остальной части постановление должностного лица оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 10-ти суток со дня вынесения или получения копии решения.
Судья Л.А. Новикова