РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Иркутск 19 февраля 2021 года
Судья Свердловского районного суда г. Иркутска Обыскалов А.В.,
с участием защитников Лавыгина И.В. и Гаврилова Г.М., представивших доверенность,
рассмотрев материалы дела № 38RS0032-01-2020-005150-12 (№ 12-31/2021) по жалобе защитника Лавыгина И.В. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Иркутской области Б от 30 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.27.1 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Иркутской области Б от 30 ноября 2020 года юридическое лицо ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27.1 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Этим постановлением юридическому лицу ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Защитник Лавыгин И.В., не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, полагая, что оно является незаконным и необоснованным, обжаловал его в суд.
В своей жалобе защитник Лавыгин И.В. просит отменить постановление по делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу, указывая, что выводы государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Иркутской области о виновности ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, является неверными.
В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ», так как в материалах дела имеются данные о надлежащем извещении этого лица о месте и времени рассмотрения жалобы и от него не поступало ходатайство об отложении ее рассмотрения.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитников Лавыгина И.В. и Гаврилова Г.М., участвующих в рассмотрении жалобы и поддержавших приведенные в ней доводы, проверив с учетом требований части 3статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, юридическое лицо ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» привлечено к административной ответственности за то, что причиной несчастного случая, произошедшего с работником Ф, послужила неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в необеспечении со стороны работодателя безопасности оператора пульта управления оборудованием железобетонного производства 6 разряда Ф при осуществлении технологических процессов, то есть ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» допущены нарушения требований ст. 212 ТК РФ, п.144 Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утвержденных приказом Минтруда России № 553н от 27.08.2018, а именно:
работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
защитные ограждения конвейеров должны быть откидными (на петлях, шарнирах) или съемными, изготовленными из отдельных секций. Для удобства обслуживания конвейеров в ограждениях должны быть предусмотрены дверцы и крышки.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения к административной ответственности, установленной данной нормой закона.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Согласно диспозиции части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
В обоснование выводов о виновности ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» в совершении вышеуказанного административного правонарушения должностное лицо сослалось на нарушение ст. 212 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, а также на нарушение требований п.144 Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утвержденных приказом Минтруда России № 553н от 27.08.2018 года «Защитные ограждения конвейеров должны быть откидными (на петлях, шарнирах) или съемными, изготовленными из отдельных секций. Для удобства обслуживания конвейеров в ограждениях должны быть предусмотрены дверцы и крышки».
Однако, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» сведения, касающиеся объективной стороны вменяемого административного правонарушения не конкретизированы: требования пункта 144 Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утвержденных приказом Минтруда России № 553н от 27.08.2018 года, нарушение которых вменяется Обществу, в протоколе и в постановлении не приведены.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В рассматриваемом случае доказательств, которые могли бы объективно свидетельствовать о нарушении требований ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» п.144 Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утвержденных приказом Минтруда России № 553н от 27.08.2018 года, в материалах дела не имеется.
В связи с вышеизложенным следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела должностным лицом Государственной инспекции труда не приняты.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также требования статей 26.2, 26.11 названного Кодекса о непосредственности исследования доказательств соблюдены не были.
Из содержания частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица не может быть признано законным и обоснованным, поскольку вышеуказанные существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело должно быть возвращено на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть данное дело, так как срок давности привлечения ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» к административной ответственности по настоящему делу не истек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу защитника Лавыгина И.В. удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Иркутской области Б от 30 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.27.1 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» отменить, дело возвратить на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть данное дело.
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья _________