ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-31/2021 от 19.02.2021 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г.Иркутск 19 февраля 2021 года

Судья Свердловского районного суда г. Иркутска Обыскалов А.В.,

с участием защитников Лавыгина И.В. и Гаврилова Г.М., представивших доверенность,

рассмотрев материалы дела № 38RS0032-01-2020-005150-12 (№ 12-31/2021) по жалобе защитника Лавыгина И.В. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Иркутской области Б от 30 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.27.1 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Иркутской области Б от 30 ноября 2020 года юридическое лицо ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27.1 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Этим постановлением юридическому лицу ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.

Защитник Лавыгин И.В., не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, полагая, что оно является незаконным и необоснованным, обжаловал его в суд.

В своей жалобе защитник Лавыгин И.В. просит отменить постановление по делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу, указывая, что выводы государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Иркутской области о виновности ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, является неверными.

В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ», так как в материалах дела имеются данные о надлежащем извещении этого лица о месте и времени рассмотрения жалобы и от него не поступало ходатайство об отложении ее рассмотрения.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитников Лавыгина И.В. и Гаврилова Г.М., участвующих в рассмотрении жалобы и поддержавших приведенные в ней доводы, проверив с учетом требований части 3статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.

Частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, юридическое лицо ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» привлечено к административной ответственности за то, что причиной несчастного случая, произошедшего с работником Ф, послужила неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в необеспечении со стороны работодателя безопасности оператора пульта управления оборудованием железобетонного производства 6 разряда Ф при осуществлении технологических процессов, то есть ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» допущены нарушения требований ст. 212 ТК РФ, п.144 Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утвержденных приказом Минтруда России № 553н от 27.08.2018, а именно:

работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

защитные ограждения конвейеров должны быть откидными (на петлях, шарнирах) или съемными, изготовленными из отдельных секций. Для удобства обслуживания конвейеров в ограждениях должны быть предусмотрены дверцы и крышки.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения к административной ответственности, установленной данной нормой закона.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Согласно диспозиции части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

В обоснование выводов о виновности ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» в совершении вышеуказанного административного правонарушения должностное лицо сослалось на нарушение ст. 212 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, а также на нарушение требований п.144 Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утвержденных приказом Минтруда России № 553н от 27.08.2018 года «Защитные ограждения конвейеров должны быть откидными (на петлях, шарнирах) или съемными, изготовленными из отдельных секций. Для удобства обслуживания конвейеров в ограждениях должны быть предусмотрены дверцы и крышки».

Однако, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» сведения, касающиеся объективной стороны вменяемого административного правонарушения не конкретизированы: требования пункта 144 Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утвержденных приказом Минтруда России № 553н от 27.08.2018 года, нарушение которых вменяется Обществу, в протоколе и в постановлении не приведены.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В рассматриваемом случае доказательств, которые могли бы объективно свидетельствовать о нарушении требований ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» п.144 Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утвержденных приказом Минтруда России № 553н от 27.08.2018 года, в материалах дела не имеется.

В связи с вышеизложенным следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела должностным лицом Государственной инспекции труда не приняты.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также требования статей 26.2, 26.11 названного Кодекса о непосредственности исследования доказательств соблюдены не были.

Из содержания частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица не может быть признано законным и обоснованным, поскольку вышеуказанные существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело должно быть возвращено на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть данное дело, так как срок давности привлечения ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» к административной ответственности по настоящему делу не истек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу защитника Лавыгина И.В. удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Иркутской области Б от 30 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.27.1 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» отменить, дело возвратить на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть данное дело.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья _________