РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Новицкая А.Э. Дело № 12-31/2021
Р Е Ш Е Н И Е
«21» января 2021 года г. Калининград
Калининградский областной суд в лице судьи Шкуратовой А.В.,
при секретаре Прокошиной Т.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу директора МКП «КС г. Багратионовска» ФИО1 на не вступившее в законную силу решение судьи Багратионовского районного суда Калининградской области от 30 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица – МКП «КС г. Багратионовска».
Выслушав пояснения представителя защитника МКП «КС г. Багратионовска» ФИО2, показания свидетеля - ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента охраны окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО3, исследовав материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента охраны окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО3 № 486/2020 от 31 июля 2020 года юридическое лицо – МКП «КС г. Багратионовска» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Багратионовского районного суда Калининградской области от 30 ноября 2020 года постановление административного органа от 31 июля 2020 года оставлено без изменения, жалоба директора МКП «КС г. Багратионовска» ФИО1 – без удовлетворения.
Выражая несогласие с состоявшимся решением судьи Багратионовского районного суда Калининградской области от 30 ноября 2020 года, директор МКП «КС г. Багратионовска» ФИО1 обратился в Калининградский областной суд с жалобой, в которой просит его отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава вмененного административного правонарушения.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что по адресу: <...> находятся очистные сооружения, собственником которых является МО «Багратионовский городской округ»; ссылаясь на то, что МКП «КС г. Багратионовска» оказывает услуги, связанные с водопользованием, полагает, что в обязанность данного юридического лица не входит обеспечение содержания, создание и организация обустройства контейнерной площадки для накопления ТКО на земельном участке по вышеуказанному адресу; приводит доводы о нарушении административным органом введенного в 2020 году моратория на проведение проверок в отношении юридических лиц.
Проверив законность и обоснованность решения судьи и постановления должностного лица административного органа, нахожу их подлежащими оставлению без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Пунктом 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно частям 1-3 статьи 13.4 вышеназванного Закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее – Правила обращения с ТКО), контейнерная площадка - это место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
В силу пункта 4 Правил обращения с ТКО обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (далее схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов.
Согласно пункту 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 –«мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений».
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 28 мая 2020 года в период с 14.45 по 14.47 часов на основании рейдового задания Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области № 15-РО от 21 мая 2020 года проведен рейдовый осмотр территории МО «Багратионовский городской округ», в ходе которого установлено, что контейнерная площадка для накопления ТКО в районе дома 41Г по ул. Калининградская в г. Багратионовске Калининградской области не оборудована ограждением, зеленые насаждения по периметру отсутствуют, площадка не выделена, в данном месте находится один металлический контейнер объемом 0, 75 м.куб.
Согласно сведениям из реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования Багратионовский городской округ собственником (балансодержателем) места накопления ТКО с адресом: Калининградская область, Багратионовский городской округ, <...>, является МКП МО «Багратионовское городское поселение» «Коммунальная служба г. Багратионовска».
Аналогичные сведения содержатся в Территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления в Калининградской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 649.
Таким образом, вышеуказанный контейнер расположен на территории муниципального образования в границах земельного участка, принадлежащего МКП «КС г. Багратионовска» в отсутствие специализированной площадки накопления твердых коммунальных отходов - вне места оборудованного должным образом.
Из реестра контейнерных площадок ТКО на территории МО «Багратионовский городской округ», утвержденного постановлением администрации МО «Багратионовский городской округ» Калининградской области от 11 апреля 2020 года № 452 следует, что балансодержатель и собственник контейнерной площадки, расположенной по адресу: <...>, является МКП «КС г. Багратионовска».
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения МКП «КС г. Багратионовска» к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства вменяемого административного правонарушения и вина МКП «КС г. Багратионовска» подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом № 486/2020 об административном правонарушении от 15 июля 2020 года в отношении юридического лица - МКП МО «Багратионовское городское поселение» «КС г. Багратионовска» (л.д. 48-50), актом осмотра (обследования) территории земельного участка в районе <...> в г. Багратионовске Калининградской области с приложенной фототаблицей (л.д. 53-57), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 62-66), реестром контейнерных площадок ТКО на территории МО «Багратионовский городской округ» (л.д. 67-71,) договором № 10-07-17-ОУ о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 21 июля 2017 года, заключенного между администрацией МО «Багратионовский городской округ» и МКП «Багратионовское городское поселение» «КС г. Багратионовска», с перечнем муниципального имущества, предназначенного для закрепления за МКП МО «Багратионовское городское поселение» «КС г. Багратионовска» на праве оперативного управления (л.д. 18-21), договором № 220800333 га оказание услуг по обращению с ТКО для нужд МКП МО «Багратионовское городское поселение» «КС г. Багратионовска» (л.д. 27-33), и другими материалами дела, которые оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Поскольку МКП «КС г. Багратионовска», согласно приведенным выше муниципальным правовым актам, является собственником контейнерной площадки для накопления ТКО, расположенной по адресу: Калининградская область, Багратионовский городской округ, <...>, которая не соответствует требованиям пункта 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, является верным вывод должностного лица административного органа и судьи о том, что данным юридическим лицом допущены нарушения требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении отходов производства и потребления, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу актов.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного решения, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права истолкованы и применены правильно.
Административное наказание назначено МКП «КС г. Багратионовска» в пределах санкции части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, с учетом фактических обстоятельств дела и характера вмененного административного правонарушения, объектом посягательства которого является установленный порядок обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, является справедливым и соразмерно содеянному.
При указанных обстоятельствах постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда являются законными и обоснованными, оснований для их отмены либо изменения, в том числе по доводам, изложенным заявителем в жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
постановлением ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента охраны окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО3 № 486/2020 от 31 июля 2020 года и решение судьи Багратионовского районного суда Калининградской области от 30 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении МКП «КС г. Багратионовска» оставить без изменения, жалобу МКП «КС г. Багратионовска» – без удовлетворения.
Судья
Калининградского областного суда А.В. Шкуратова