ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-31/2022 от 04.04.2022 Горячеключевской городского суда (Краснодарский край)

К делу № 12-31/2022

23RS0012-01-2022-000703-76

РЕШЕНИЕ

г. Горячий Ключ 04 апреля 2022 года

Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Дзигаря А.Л.,

при секретаре Чайлян М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Омега плюс» на постановление главного государственного инспектора по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району по использованию и охране земель Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО1№«...» от 15 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ,

установил:

Постановлением главного государственного инспектора по г.Горячий Ключ и Туапсинскому району по использованию и охране земель Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО1№«...» от 15 июля 2021 года ООО «Омега плюс» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ и юридическому лицу назначено административное наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с указанными постановлением органа государственного земельного надзора, ООО «Омега плюс» подало в суд жалобу, в которой просило постановление главного государственного инспектора по г.Горячий Ключ и Туапсинскому району по использованию и охране земель ФИО1№«...» от 15 июля 2021 года отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, на том основании, что вывод государственного инспектора о том, что ООО «Омега плюс» не по целевому назначению использует земельный участок, с кадастровым номером №«...», расположенный в бухте <адрес> в соответствии с его принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием, не соответствует сложившимся обстоятельствам и законодательству Российской Федерации. При этом ООО «Омега плюс» ходатайствовало о восстановлении срока для подачи жалобы с учетом того обстоятельства, что копия обжалуемого постановления получена обществом только 18 февраля 2022 года.

В судебном заседании представитель ООО «Омега плюс» по доверенности ФИО2 просила восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи жалобы, на удовлетворении жалобы настаивала, по основаниям, изложенным в ее тексте.

Представитель Межмуниципального отдела по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя заявителя, проверив письменные материалы дела, считает правильным жалобу ООО «Омега плюс» удовлетворить, производство по административному делу прекратить по следующим основаниям.

В своей жалобе ООО «Омега плюс» просило восстановить пропущенный процессуальный срок на обжалование постановление главного государственного инспектора по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району по использованию и охране земель Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО1№«...» от 15 июля 2021 года, так как считает его пропущенным по уважительной причине в виду того, что копия указанного постановления была получена обществом только 18 февраля 2022 года.

На основании ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

С учетом того, что копия обжалуемого постановления была получена ООО «Омега плюс» только 18 февраля 2022 года, суд считает срок на подачу жалобы обществом не пропущенным.

Из постановления главного государственного инспектора по г.Горячий Ключ и Туапсинскому району по использованию и охране земель Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО1№«...» от 15 июля 2021 года следует, что ООО «Омега плюс» признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании, находящегося в аренде у юридического лица, земельного участка не по целевому назначению и виду разрешенного использования, а именно, размещении и эксплуатации на земельном участке с кадастровым номером №«...», расположенном по адресу: <адрес>.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – благоустройство пляжной зоны, находящимся в собственности субъекта РФ – Краснодарский край, торговых павильонов, объектов общественного питания, детских развлекательных игровых уличных комплексов, в целях осуществления предпринимательской деятельности.

Ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению и виду разрешенного использования предусмотрена ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, и юридическому лицу по указанной статье с учетом положений ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ назначено наказание в виде административного предупреждения.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером №«...», расположенный по адресу: <адрес>, площадью 6280 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - благоустройство пляжной зоны 1-го участка бухты Инал, находится в собственности субъекта Российской Федерации - <адрес> (регистрационная запись от 17.02.2011 №«...»)

ООО «Омега-Плюс» является арендатором земельного участка государственной собственности Краснодарского края, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №«...», на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№«...» (№«...»).

Согласно п. 1.1. договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель, особо охраняемых территории и объектов, общей площадью 6280 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №«...», для благоустройства пляжной зоны 1-го участка бухты Инал, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка.

В соответствии с п. 4.3.4. арендатор имеет право: возводить здания, строения, сооружения в соответствии с назначением и разрешенным использованием участка.

Таким образом, данный земельный участок предоставлялся в аренду для целей для благоустройства пляжной зоны 1-го участка бухты Инал, в том числе с правом возведения здания, строения, сооружения в соответствии с назначением и разрешенным использованием участка.

В соответствии с п.38 ст. 1 ГрК РФ элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Согласно кода 12.0.2 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (утв. приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 № П/0412) «вид разрешенного использования земельного участка «Благоустройство территории» разрешено: размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов».

Согласно Правилам землепользования и застройки Джубгского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края земельный участок с кадастровым номером №«...», находится в территориальной зоне (01) «Зона делового, общественного и коммерческого назначения».

Наряду с благоустройством территории (12.0.2), к основным видам разрешенного использования в указанной зоне относятся: объекты торговли (4.2), рынки (4.3), магазины (4.4), развлечения (4.8).

Данная зона выделена для обеспечения правовых условий использования и строительства объектов недвижимости с широким спектром административных, деловых, общественных, культурных, обслуживающих, спортивных и коммерческих видов использования многофункционального назначения.

В силу пункта 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Кроме того, на территории Краснодарского края разработаны Методические рекомендации (стандарт) по организации пляжного отдыха в Краснодарском крае (утв. Приказом министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края от 19 апреля 2021 № 65 «Об утверждении Методических рекомендаций (стандарта) по организации пляжного отдыха в Краснодарском крае»), которыми установлены требования к набору услуг, предоставляемых на пляжах, а также предусмотрено обустройство прилегающей к пляжу территории, размещение нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг и услуг общественного питания.

В соответствии с п. 1.2. Стандарта (утв. Приказом министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края от 19 апреля 2021 № 65 «Об утверждении Методических рекомендаций (стандарта) по организации пляжного отдыха в Краснодарском крае») методические рекомендации разработаны для физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих организацию пляжного отдыха, органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края.

В силу п. 2.9. Стандарта (утв. Приказом министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края от 19 апреля 2021 № 65 «Об утверждении Методических рекомендаций (стандарта) по организации пляжного отдыха в Краснодарском крае») территорию пляжа рекомендуется разделять на функциональные зоны: береговую зону и зону акватории. Рекомендуется выделять в береговой зоне следующие основные зоны; входную зону, зону обслуживания, зону отдыха.

Зона обслуживания должна размещаться в непосредственной близости от зоны отдыха и включать следующие сооружения: кабины для переодевания, сооружения для предоставления услуг, пункты проката для отдыхающих, камеры хранения, питьевые фонтанчики, мойки для ног, душевые с пресной водой, туалеты, площадки для установки контейнеров для сбора мусора, а также инженерно-технические сооружения для обеспечения функционирования пляжа (при необходимости).

Согласно п. 6.1 Стандарта набор услуг, предоставляемых на пляжах определен ГОСТ Р 55698-2013 «Туристские услуги. Услуги пляжей. Общие требования».

Согласно п. 1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55698-2013 «Туристские услуги. Услуги пляжей. Общие требования» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 №1345-ст) настоящий стандарт устанавливает общие требования к услугам пляжей.

Положения настоящего стандарта распространяются на услуги пляжей, предоставляемые организациями различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с п. 6.1 Национального стандарта РФ на пляжах может быть организовано оказание дополнительных услуг, связанных с созданием удобств посетителям пляжей, в том числе: организация мест (зон) массового и индивидуального отдыха потребителей (туристов), в том числе оказание физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг и др.; услуги развлечений; услуги по обучению плаванию, дайвингу, серфингу и т.п.; услуги проката пляжных зонтов, шезлонгов, лежаков, матрацев и полотенец; услуги проката туристского инвентаря и снаряжения для плавания и ныряния; организация досуга детей, в том числе анимационные услуги для детей, детские игровые комнаты; бассейн; оказание фото- и видеоуслуг; услуги по организации питания потребителей (туристов) в сезонных предприятиях питания различных типов и форматов; услуги мелкорозничной торговли продуктами питания с организацией потребления на месте; услуги разносной (передвижной) торговли; услуги по реализации сопутствующих товаров, в том числе сувенирной продукции, средств гигиены, парфюмерно-косметических и других товаров; предоставление организованной стоянки (парковки) для автомобилей туристов; оказание услуг связи; организация оказания бытовых услуг и др.

Аналогичные требования к оказанию услуг содержаться в п. 6.2 Стандарта (утв. Приказом министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края от 19 апреля 2021 № 65 «Об утверждении Методических рекомендаций (стандарта) по организации пляжного отдыха в Краснодарском крае»).

В соответствии с п. 6.2 Национального стандарта РФ услуги общественного питания, оказываемые на территории пляжей, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50764 и правилам оказания услуг общественного питания. Бытовые услуги, оказываемые на территории пляжей, должны соответствовать правилам бытового обслуживания населения и действующим стандартам на однородные бытовые услуги, например, ГОСТ Р 52112. Физкультурно-оздоровительные услуги, оказываемые на пляжах, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52025, ГОСТ Р 52024.

В силу п. 6.8 Национального стандарта РФ перечень основных и дополнительных услуг, оказываемых на пляже, определяется исполнителем услуг и может быть расширен с учетом специализации и местонахождения пляжа, специфики обслуживаемого контингента и совместимости услуг.

Согласно п. 7.1 Стандарта (утв. Приказом министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края от 19 апреля 2021 № 65 «Об утверждении Методических рекомендаций (стандарта)…»), на прилегающей к пляжу территории возможно размещение точек мелкорозничной торговой сети для реализации продовольственных товаров (кондитерских изделий, напитков и т.д.) в фабричной упаковке и промышленных товаров курортного назначения.

В силу п. 7.2 Стандарта (утв. Приказом министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края от 19 апреля 2021 № 65 «Об утверждении Методических рекомендаций (стандарта)…») на прилегающей к пляжу территории в нестационарных объектах может быть организовано оказание услуг торговли, общественного питании, некоторых бытовых услуг (услуг проката пляжных зонтов, шезлонгов, лежаков и т.д. к разносной (передвижной) торговли при условии соблюдения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

На основании п. 7.3 Стандарта (утв. Приказом министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края от 19 апреля 2021 № 65 «Об утверждении Методических рекомендаций (стандарта)…»), размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», утвержденной органом местного самоуправления.

Следовательно, цель «благоустройства пляжной зоны1-го участка бухты Инал», указанной в договоре аренды земельного участка от 30.06.2009 года №№«...», предусматривает обустройство прилегающей к пляжу территории, размещение нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг и услуг общественного питания.

Размещенные и эксплуатируемые торговые павильоны, объекты общественного питания, детские развлекательные игровые уличные комплексы являются некапитальными нестационарными строениями и сооружениями.

Следовательно, размещение ООО «Омега плюс» некапитальных нестационарных строений и сооружений, а именно торговых павильонов, объектов общественного питания, детских развлекательных игровых уличных комплексов соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым №«...» «благоустройство пляжной зоны1-го участка бухты Инал», указанной в договоре аренды земельного участка от 30.06.2009г. №«...» и коду 12.0.2 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (утв. приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 №«...») «вид разрешенного использования земельного участка «Благоустройство территории».

Согласно нормам ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Следовательно, градостроительные регламенты не распространяются на временные объекты и работы по благоустройству.

Согласно п. 2.27 Правил благоустройства и содержания территорий Туапсинского городского поселения Туапсинского района (город Туапсе), утв. решением Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского района №5.2. от 28.08.20012 г. к объектам благоустройства относятся сооружения, временные нестационарные объекты, в том числе торговые объекты, лотки, палатки, торговые ряды и т.д.

Таким образом, вывод Государственного инспектора о том, что земельный участок используется в целях осуществления предпринимательской деятельности, что не соответствует целевому назначению и виду разрешенного использования земельного участка не соответствует действительности и противоречит законодательству РФ.

Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия в действиях лица состава административного правонарушения.

Статьей 28.9 КоАП РФ установлено, что при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ.

Таким образом, ООО «Омега плюс» использует земельный участок с кадастровым №«...», с видом разрешенного использования: для благоустройства пляжной зоны 1 уч. бухты Инал в соответствии с требованиями Стандарта (утв. Приказом министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края от 19 апреля 2021 г. №65 Об утверждении Методических рекомендаций (стандарта) и Национального стандарта РФ, п. 38 ст. 1 ГрК РФ и кода 12.0.2 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (утв. приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. № П/0412)

При таких обстоятельствах в действиях ООО «Омега плюс» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

С учётом изложенного, суд считает правильным постановление главного государственного инспектора по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району по использованию и охране земель Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО1№«...» от 15 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в отношении ООО «Омега плюс», отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Омега плюс» прекратить, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Жалобу ООО «Омега плюс» на постановление главного государственного инспектора по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району по использованию и охране земель Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО1№«...» от 15 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району по использованию и охране земель Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО1№«...» от 15 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в отношении ООО «Омега плюс», отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Омега плюс» прекратить, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу с момента провозглашения и может быть обжаловано в порядке ст. 30.9 КоАП РФ в Краснодарский краевой суд.

Судья –