ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-31/2022 от 24.02.2022 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 12-31/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тверь 24 февраля 2022 года

Судья Заволжского районного суда г. Твери Иванов Д.А.,

с участием представителя Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО4,

рассмотрев жалобу ООО «СВС-Групп» на постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО4 № 310 от 28.07.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «СВС-Групп»,

у с т а н о в и л:

Постановлением старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО4 № 310 от 28.07.2021 г. ООО «СВС-Групп» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей, на счет ООО «СВС-Групп» отнесены издержки, связанные с проведением работ по отбору и выполнению анализа проб в сумме 4560 рублей.

Как указано в постановлении, правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

26.08.2020 г. в период с 13 час. 33 мин. до 14 час. 44 мин. в ходе осмотра участка грунтовой дороги, проходящей по ул. Мира от ул. Загородная до переулка Боинский г. Осташков Тверской области, а также в ходе её повторного осмотра 02.10.2020 г. в период с 13 час. 33 мин. до 15 час. 15 мин., было установлено, что по ул. Мира проходит песчано-гравийная автомобильная дорога шириной 6 метров, длиной 720 метров. С боковых сторон дороги в местах ее подъёма над уровнем земли виден состав дорожного покрытия, который представляет собой: песок, гравий, щебень мелкой и крупной фракции, а также отходы лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (асфальтовой крошки), отходы боя бетона. По полосам отводы (обочинам) дороги с двух сторон на земле при отсутствии почвенного слоя местами находятся отходы лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (асфальтовой крошки), отходы боя бетона. 02.10.2020 г. дорожное полотно и обочины дороги на расстоянии не более 1 метра от дорожного полотна были частично разрыты и в местах разрытия обнаружены отходы лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (асфальтовой крошки), отходы боя бетона. В указанных местах был произведен отбор проб отходов лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий с целью определения класса опасности отходов. В соответствии с муниципальным контрактом от 18.05.2020 г. работы по ремонту дорожного покрытия на ул. Мира от ул. Загородная до пер. Боинский в г. Осташков Тверской области проводило ООО «СВС-Групп». В ходе лабораторных исследований было установлено, что отобранные 02.10.2020 г. пробы отходов лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий обладают острой токсичностью и для них установлен IV класс опасности для окружающей среды. Таким образом, ООО «СВС-Групп» при ремонте дорожного покрытия в рамках муниципального контракта в нарушение ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допустило накопление отходов производства и потребления, в том числе лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, отходов боя бетона, в отсутствие специально оборудованных мест (площадок) для накопления отходов на грунтовой дороге и обочине на ул. Мира от ул. Загородная до пер-ка Боинский в г. Осташков Тверской области, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «СВС-Групп» в лице своего генерального директора ФИО5 обратилось в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося постановления и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указали, что ООО «СВС-Групп» не было извещено о проведении 02.10.2020 г. мероприятий по контролю дорожного полотна и отбору проб. Таким образом, направить своего представителя для участия в названных мероприятиях Общество не имело, согласия на их проведение не давало. По тем же основаниям полагает имеющиеся материалах дела протоколы лабораторных исследований отобранных проб недопустимыми доказательствами. В основу оспариваемого постановления положены показания свидетеля ФИО, которая пояснила, что именно работниками ООО «СВС-Групп» были использованы отходы. При этом в ходе рассмотрения дела не был установлен источник осведомленности данного свидетеля как об использовании отходов при производстве работ, так и выполнении данных действий именно работниками Общества. Указание ФИО на то, что отходы завозились с других объектов полагают голословными. Кроме того, полагают, что постановление было вынесено по истечении установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Законный представитель и защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела Общество извещалось надлежащим образом заказной корреспонденцией, которая возвращена в адрес суда с отметкой «истек срок хранения»; защитник Общества ФИО6 о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, пояснив, что осмотры территории были проведены без привлечения представителя ООО «СВС-Групп», поскольку осматриваемая территория являлась территорией общего пользования. Специалистами аккредитованной лаборатории Филиала «ЦЛАТИ по Тверской области» был проведен отбор проб, нарушений допущено не было. Вина Общества полностью доказана материалами дела, а не только показаниями ФИО, были проанализированы все собранные по делу доказательства в их совокупности, в том числе фото- и видеоматериалы. На фотографиях и видеозаписи четко видно, что на обочинах дороги в неустановленном месте накапливались отходы производства и потребления. Изначально была сформирована ровная грунтовая дорога и при ее ремонте дорожное полотно было поднято, засыпано песком и гравием, утрамбовано. Дорога была расширена до шести метров, на обочинах она поднялась, на этих местах и находились куски лома, асфальтобетонного покрытия, пробы которых отбирал специалист лаборатории. Специалистом был сделан вывод, что данные отходы относятся к четвертому классу опасности. В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушения законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. ФИО был сделан вывод, что отходы на обочинах дорог были размещены именно работниками ООО «СВС-Групп», поскольку именно рабочие Общества осуществляли ремонт дороги. 26.08.2020 г. были осмотрены два участка местности: дорога по ул. Мира от ул. Загородной до пер-ка Боинский в г. Осташков и дорога в районе <...> «а» по ул. Володарского в г. Осташков, но в отношении второго участка дороги в районе <...> «а» по ул. Володарского дело об административном правонарушении возбуждено не было, поскольку нарушения там отсутствовали. В акте мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами от 26.08.2020 г. содержится указание на грунтовую дорогу в районе домов 177, 179, 177 «а» – это ответвление от основной дороги, уходящее вправо между домами. На данном участке дороги также были отобраны пробы, но в материалы дела результаты отбора указанных проб не вошли, поскольку доказательств того, что данную дорогу также ремонтировало ООО «СВС-Групп» найдено не было. С Общества были взысканы издержки в сумме 4560 рублей, поскольку была вычтена сумма отбора проб в районе <...> «а» по ул. Володарского в г. Осташков, в связи с тем, что нарушения на данном участке местности не подтвердились. Бой бетона в качестве отхода был определен визуально. На фотографиях, которые были получены в ходе производства по делу от контролирующих органов, изображены участки дороги, идентичные тем, которые были осмотрены 26.08.2020 г. и 02.10.2020 г., фотографии специально подбирались и анализировались.

Выслушав представителя Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статья 26.1 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства смягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ, – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п. 1-2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается, в том числе, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под обращением с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под накоплением отходов – складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Как следует из п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, к отходам при демонтаже, ремонте автодорожных покрытий относится лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (код 8 30 200 01 71 4).

Факт совершения ООО «СВС-Групп» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и его вина в нем, вопреки доводам жалобы, подтверждаются собранными по делу доказательствами:

- копией жалобы филиала межрегиональной общественной организации «Экологическая безопасность» по Тверской области по факту нарушения требований федерального законодательства при обращении с отходами производства и потребления, образовавшимися в результате деятельности, проводимой в ходе выполнения работ по ремонту дорожного покрытия на ул. Мира от ул. Загородная до пер-ка Боинский в г. Осташков Тверской обл. и выразившегося в сбросе отходов IV класса опасности вне организованных мест накопления отходов с приложенными к ней фотографиями (т. 1 л.д. 24-34);

- копиями заданий № 271 от 23.08.2020 г. и № 328 от 01.10.2020 г. на проведение мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с поступившим обращением по факту сброса и накопления отходов, образовавшихся в результате работ по ремонту дороги на ул. Мира (от ул. Загородная до пер. Боинский) (т. 1 л.д. 35-36, 46-47);

- копиями актов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 26.08.2020 г. и 02.10.2020 г. с приложенными к ним фототаблицами, согласно которым 26.08.2021 г. в период с 13 час. 33 мин. до 15 час. 30 мин. в ходе осмотра грунтовой дороги, проходящей по ул. Мира от ул. Загородной до пер-ка Боинский в г. Осташков Тверской обл., а также в ходе повторного осмотра указанной дороги 02.10.2020 г. в период с 13 час. 33 мин. до 15 час. 15 мин. было установлено, что по ул. Мира от ул. Загородной до пер-ка Боинский в г. Осташков Тверской обл. проходит грунтовая дорога шириной 6 м., длиной 720 м., имеющая песчано-гравийное покрытие. С боковых сторон дороги в местах ее подъема над уровнем земли виден состав дорожного покрытия, который представляет собой песок, гравий, щебень мелкой и крупной фракции, отходы лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (асфальтовой крошки), отходы боя бетона. По полосам отвода дороги с двух сторон на земле (почвенный слой отсутствует) местами находятся отходы лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (асфальтовой крошки), отходы боя бетона. В ходе осмотра 02.10.2020 г. дорожное полотно и обочины названной дороги на расстоянии не более 1 м. от дорожного полотна частично разрыты, в местах разрытия обнаружены отходы лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (асфальтовой крошки), отходы боя бетона, произведен отбор проб обнаруженных отходов с целью определения их класса опасности (т. 1 л.д. 37-38, л.д. 49-50);

- копией задания на проведение отбора проб на ул. Мира (от ул. Загородная до пер-ка Боинский в г. Осташков Тверской обл.) от 01.10.2020 г. № 47-ц (т. 1 л.д. 48);

- копией акта отбора проб № 248-Б от 02.10.2020 г., согласно которому в указанную дату на ул. Мира (от ул. Загородная до пер-ка Боинский в г. Осташков Тверской обл.) были отобраны пробы отходов строительных материалов (асфальтовый лом) (т. 1 л.д. 55);

- копиями протоколов токсикологических испытаний с пояснениями к ним (т. 1 л.д. 57 и оборот, 59);

- копией заключения по проведенным исследованиям по заданию № 47-ц от 01.10.2020 г., которым установлено, что исследованные пробы отходов (асфальтовый лом) обладают острой токсичностью и для них может быть установлен IV класс опасности для окружающей среды (т. 1 л.д. 61-62);

- копиями платежных поручений, счета-фактуры, сметы затрат и актов об оказании услуг и сдачи-приемки работ, из которых усматривается, что работы по отбору и токсикологическому анализу отобранных отходов были оплачены Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области (л.д. 63-68)

- копией протокола об административном правонарушении № 310 от 07.10.2020 г., в котором указано событие правонарушения (т. 1 л.д. 71-74);

- копией выписки из ЕГРЮЛ от 23.09.2020 г. в отношении ООО «СВС-Групп» (т. 1 л.д. 77-80, т. 2 л.д. 162-171);

- копией объяснений ФИО6 от 17.11.2020 г., согласно которым она является представителем ООО «СВС-Групп» по доверенности, одним из основных видов деятельности которого является строительство и ремонт дорог. В соответствии с муниципальным контрактом от 18.05.2020 г. ООО «СВС-Групп» производило ремонт дорожного покрытия по ул. Мира от ул. Загородная до пер-ка Боинский в г. Осташков Тверской обл. в июне 2020 г. Работы заключались в устройстве щебеночного основания фракции 40 на 70, формировании и устройстве верхнего слоя (покрытия) дороги песчано-гравийной смесью. Ширина дороги составляла 6 м., по 1 м. с двух сторон дороги формировалась обочина, которая подсыпалась щебено-песчаной смесью. До подсыпки обочина расчищалась погрузчиком и вручную, отходы, образовавшиеся в результате расчистки (трава, растительность, кустарник, камни, бой кирпича, древесные отходы), утилизировались на свалку ТБО. Лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий в результате ремонта названного участка дороги не образовывался, при ремонте дороги не использовался, наличие вдоль дороги и обочин по ул. Мира и в составе дороги лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий объяснить не может. При ремонте дороги был задействован погрузчик и каток и 4 работника (т. 1 л.д. 90-92);

- копией объяснений ФИО1 от 20.11.2020 г., согласно которым он является генеральным директором ООО «ТверьСтройКонтроль», одним из основных видов деятельности которой является строительный контроль различных объектов. ООО «СВС-Групп» проводило ремонт дорожного покрытия на участках дорог, в том числе по ул. Мира от ул. Загородная до пер-ка Боинский в г. Осташков Тверской области, работы проводились в июне 2020 г. Они заключались в устройстве щебеночного основания и устройства верхнего слоя (покрытия) дороги песчано-гравийной смесью. Ширина дороги составляла 6 м., по 1 м. с двух сторон дороги формировалась обочина. До подсыпки обочина расчищалась погрузчиком и вручную, отходы, образовавшиеся в результате расчистки (трава, растительность, кустарник, камни, бой кирпича, древесные отходы), утилизировались на свалку ТБО. Перед проведением работ по отсыпке дороги проводилось ее горизонтальное и вертикальное выравнивание трактором для спрямления профиля, в результате чего часть существующего покрытия оказалась за границей производства работ (ширина основания вместе с обочиной в некоторых местах увеличилась до 10,12 м.). Также при укреплении откоса обочины проводилось сгребание грунта с прилегающей к обочине территории. Разборка дорожного покрытия не проводилась, дорога ремонтировалась на существующем основании. Работы производились специализированным автотранспортом – 2 трактора, 4 самосвала и грунтовый каток, их выполняло около 12 работников. ФИО1 постоянно находился на объекте, контролировал и надзирал за ходом работ по ремонту дороги. Перед проведением ремонтных работ проводились лабораторные испытания материалов для ремонта дороги на предмет пригодности их использования, по окончанию работ исследовались геометрические показатели и уплотнение дорожного покрытия. Лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий в результате ремонта названного участка дороги не образовывался, его наличие вдоль дороги и обочины, а также в составе дороги связано с укладкой дороги на существующее основание и отсутствием разборки покрытия (т. 1 л.д. 95-97);

- копией объяснений ФИО2 от 08.12.2020 г., согласно которым она является заместителем руководителя отдела правового обеспечения администрации Осташковского городского округа и занималась юридической проверкой составления муниципальных контрактов, в том числе, контракта от 18.05.2020 г., заключенного с ООО «СВС-Групп» на ремонт дорожного покрытия на дороге по ул. Мира от ул. Загородная до пер-ка Боинский в г. Осташков Тверской области. В месте проведения работ не была, но ей известно, что ООО «СВС-Групп» проводило работы в июне 2020 г. и выполнило их в полном объеме. По факту наличия вдоль дороги и обочины по ул. Мира в составе дороги лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, а также наличия боя бетона пояснить ничего не может. (т.1 л.д. 121-122);

- копией письма администрации Осташковского городского округа № 314-18 от 21.01.2021 г., согласно которому до начала и после окончания проведения ремонтных работ ООО «СВС-Групп» на дороге по ул. Мира лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, бой бетонных изделий отсутствовали (т. 1 л.д. 134);

- копиями актов приемки законченных работ на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия на ул. Мира от ул. Загородная до пер. Боинского в г. Осташков Тверской области, согласно которому данные работы были приняты 07.10.2020 г. (т. 1 л.д. 135-136, т. 2 л.д. 75-78);

- копией формы КС-3 от 07.10.2020 г. и акта о приемке выполненных работ по ремонту дорожного покрытия на ул. Мира от ул. Загородная до пер-ка Боиский в г. Осташков Тверской обл. (т. 1 л.д. 137, 138-141);

- копией объяснений ФИО3 от 19.01.2021 г., согласно которым он является главным специалистом-экспертом отдела контроля и дорожной отрасли управления дорожного и лицензионного контроля Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций. Сотрудники отдела осуществляют контрольные мероприятия за объектами ремонта, выезжают на объекты, где контролируется соответствие выполненных работ проектным значениям. В соответствии с муниципальным контрактом от 18.05.2020 г., заключенным между администрацией Осташковского городского округа и ООО «СВС-Групп», производился ремонт дорожного покрытия на участке дороги по ул. Мира от ул. Загородная до пер-ка Боинский в г. Осташков Тверской области. ФИО3 несколько раз лично выезжал на данный объект. 22.05.2020 г. работы по ремонту еще не велись, дорога не имела асфальтового покрытия, на обочинах дороги отходы в виде боя бетонных изделий и асфальтовой крошки отсутствовали. 07.07.2020 г. работы на объекте уже велись подрядной организацией и производились из материалов, предусмотренных проектом. Были замерены толщина основания и покрытия дороги, ширина дорожного покрытия, обочины готовы не были. 17.08.2020 г. работы по муниципальному контракту были выполнены и соответствовали проекту, обочины состояли из щебеночно-песчаной смеси. Был выявлен ряд недостатков работ, о чем было сообщено главе Осташковского городского округа и ООО «СВС-Групп». 27.08.2020 г. проверялось устранение нарушений, замечания подрядчиком были устранены частично. Имелись ли на тот момент на обочине дороги, у обочины дороги и в полосе отвода (на насыпе земельного полотна) по ул. Мира от ул. Загородная до пер-ка Боинский отходы в виде лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, лома бетонных изделий пояснить не может, обращалось внимание только на устранение нарушений, выявленных 17.08.2020 г. В ходе проводимой 22.09.2020 г. сверки на наличие каких-либо отходов не обращал внимания, так как работы на объекте были выполнены, замечания устранены. По каждому выезду имелся фотоматериал. (т. 1 л.д. 188-190);

- копией объяснений ФИО от 01.02.2021 г., согласно которым она является общественным помощником в филиале межрегиональной общественной организации «Экологическая безопасность» по Тверской области, которая, в том числе, выявляет экологические правонарушения. В конце июня 2020 г. ею было установлено, что на ул. Мира в г. Осташков Тверской области присутствуют отходы, которые были завезены и укладывались в полотно дороги по ул. Мира от ул. Загородная до пер-ка Боинский. Работы по ремонту указанной дороги производились ООО «СВС-Групп» в соответствии с муниципальным контрактом . ФИО посредством фото- и видеофиксации было запечатлено, что как на грунтовой дороге, так и ее обочине располагаются отходы в виде боя асфальтобетонных покрытий и асфальтовой крошки, которые разравнивались перед началом проведения ремонтных работ на дороге в период проведения работ по контракту. Фото и видео были сделаны в июле 2020 г. на грунтовой дороге по ул. Мира от ул. Загородная до пер. Боинский в г. Осташков Тверской области. Для поднятия обочин дороги и увеличения дорожного полотна ООО «СВС-Групп» применяло для строительства дороги лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, отходы боя бетона. Рабочие складировали указанные отходы вдоль дороги по обочинам, затем слой отходов разравнивался, утрамбовывался (укатывался) техникой и на него уже укладывали материал для строительства дороги: песок, щебень и их смесь. Таким образом, в составе дороги, а также по ее обочинам располагаются отходы. Муниципальный контракт был заключен в мае 2020 г., однако работы в срок начаты не были, они начались после 21 июня 2020 г. Были выставлены точки высот и ширина дорожного полотна примерно в 6 м., которая была отсыпана материалами, предусмотренными контрактом (песок, щебень, ЩПС). Отходы лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, отходы боя бетона подсыпались на ширину примерно 1 м. от ширины дороги и высотой от 30 до 60 см. для укрепления обочины дороги. ООО «СВС-Групп» проводило и иные работы по ремонту дорог и дворовых территорий г. Осташков в результате чего образовывались отходы (лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, отходы боя бетона, загрязненный грунт). Таким образом, на ул. Мира отходы могли завозить с других объектов. (т. 1 л.д. 199-200);

- фото- и видеоматериалами (т. 1 л.д. 201-208, 216);

- копией муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия на ул. Мира от ул. Загородная до пер-ка Боинский в г. Осташков Тверской области от 18.05.2020 г. с приложениями к нему, согласно которому ООО «СВС-Групп» принимает на себя обязательство по выполнению ремонтных работ на указанной выше автомобильной дороге. Согласно п. 2.3.13 Контракта подрядчик обязан не допускать накопления мусора и строительных отходов на объекте, осуществлять уборку рабочих мест, строительной площадки, выездов с нее, прилегающей полосы отвода. Образовавшиеся в процессе производства работ строительные отходы являются собственностью подрядчика, который при обращении с отходами осуществляет все расчеты и платежи, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, несет все риски, связанные с деятельностью по образованию отходов. Подрядчик за счет собственных средств обязан организовать сбор, вывоз и размещение отходов (т. 2 л.д. 1-14);

- копией проектной документации по ремонту дорожного покрытия на ул. Мира от ул. Загородная до пер-ка Боинский в г. Осташков Тверской области, согласно которой произведенный ремонт включал в себя разборку существующих подстилающих слоев из песка, щебня и покрытия из ПГС и их последующего устройства, укрепление обочин предусмотрено щебеночно-песчаной смесью (т. 2 л.д. 15-34, 46-65);

- копиями сводной ведомости объемов и стоимости работ и локальной сметы № 1, согласно которым выполнение ремонта дорожного покрытия на ул. Мира от ул. Загородная до пер-ка Боинский в г. Осташков Тверской области не предусматривало использование отходов лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (асфальтовой крошки), отходов боя бетона (т. 2 л.д. 37-39, 42-45);

- копией акта № 255, из которого усматривается, что ООО «Осташков ЖКХ» однократно оказало ООО «СВС-Групп» услуги по сбору транспортированию и передаче на размещение отходов в объеме 100 м3 21.07.2020 г. (т. 2 л.д. 82) и иными материалами дела, получившими, вопреки доводам жалобы, надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Совершенное Обществом верно квалифицировано по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса. В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

Доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований в области охраны окружающей среды при накоплении отходов производства и потребления, равно как и обстоятельств, препятствующих их соблюдению, в деле не имеется.

Поскольку допущенное нарушение природоохранного законодательства было выявлено уполномоченным должностным лицом в ходе осмотров улично-дорожной сети г. Осташков Тверской области, то есть в общедоступном месте, участие представителя ООО «СВС-Групп» либо заказчика по муниципальному контракту, равно как и их согласие на осмотр, вопреки доводам жалобы, не требовалось.

По аналогичным основаниям подлежит отклонению и довод жалобы об отсутствии представителя Общества при отборе проб в рамках осмотра общедоступных земельных участков на основании соответствующих заданий (т. 1 л.д. 46-47, 48), в которых не содержится требований о порядке отбора проб и образцов, и соответствующего его процессуального оформления, предусмотренного ст. 26.5, 27.10 КоАП РФ. Кроме того, производство по делу об административном правонарушении было возбуждено позднее (т. 1 л.д. 71-74).

При таком положении оснований полагать протоколы токсикологических испытаний недопустимыми доказательствами не усматривается.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 названного Кодекса, составляет один год.

В рассматриваемом случае, с учетом положений ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ и разъяснений, приведенных в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с 26.08.2020 г. и на дату вынесения должностным лицом постановления о назначении административного наказания не истек.

С доводами жалобы относительно доказательственного значения показаний свидетеля ФИО (т. 1 л.д. 199-200) согласиться не могу.

ООО «СВС-Групп» в силу упомянутого выше муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия на ул. Мира от ул. Загородная до пер-ка Боинский в г. Осташков Тверской области от 18.05.2020 г. и, в частности, п. 2.3.13 Контракта, является непосредственным исполнителем, ответственным за осуществление ремонта на данной автодороге и накопление отходов в месте производства работ, в связи с чем оснований сомневаться в показаниях свидетеля об осуществлении ремонта именно работниками Общества, полагаю, не имеется. Кроме того, из материалов дела не усматривается, что в ремонте дороги участвовали субподрядные организации; оплата выполненных работ была произведена в пользу ООО «СВС-Групп».

Оснований не доверять показаниям свидетеля ФИО в части использования отходов при производстве работ, с учетом факта обнаружения таковых в ходе осмотров грунтовой дороги по ул. Мира от ул. Загородная до пер-ка Боинский в г. Осташков Тверской области 26.08.2020 г. и 02.10.2020 г., что также нашло свое отражение в соответствующем заключении (т. 1 л.д. 61-62), полагаю, также не усматривается.

Доказательств какой-либо заинтересованности свидетеля в исходе дела, ее пристрастности к ООО «СВС-Групп» или причин для оговора Общества по делу не установлено, поэтому оснований ставить под сомнение факты, изложенные свидетелем относительно события административного правонарушения не имеется, каких-либо существенных противоречий, ставящих под сомнение вывод должностного лица о виновности Общества в совершении вмененного правонарушения, показания ФИО, предупрежденной об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, не содержат.

Вопросы перемещения отходов в место производства работ, определенное муниципальным контрактом от 18.05.2020 г. на выводы о виновности ООО «СВС-Групп» не влияют.

Срок давности и порядок привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при принятии постановления о назначении административного наказания по делу не установлено, нормы материального права применены правильно.

Каких-либо неустранимых сомнений по рассматриваемому делу, которые на основании ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу ООО «СВС-Групп» не усматривается.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Изучив материалы дела, прихожу к выводу, что при решении вопроса о назначении наказания ООО «СВС-Групп» должностным лицом было установлено не только формальное сходство содеянного с признаками административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, но и надлежащим образом был обсужден вопрос о социальной значимости и общественной опасности правонарушения, в связи с чем верно не усмотрено оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.

Оснований для применения при назначении наказания положений ст. 4.1.1 КоАП РФ также не усматривается.

С учетом конкретных обстоятельств дела, верно установив по делу наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность (т. 2 л.д. 172-178) должностное лицо, не допустив избыточного ограничения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначила ООО «СВС-Групп» справедливое наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, оснований для его снижения не имеется.

Вопрос об издержках по делу об административном правонарушении разрешен правильно, с учетом требований ч. 3 ст. 24.7 КоАП РФ.

С учётом изложенного, обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

Постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО4 № 310 от 28.07.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «СВС-Групп» оставить без изменения, жалобу ООО «СВС-Групп» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии решения.

Судья Д.А. Иванов

Дело № 12-31/2022