Р Е Ш Е Н И Е <...> 28 марта 2022 года Судья Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области КирилловА.А., рассмотрев жалобу представителя публичного акционерного общества "Тольяттиазот" ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес <...>, на постановление старшего государственного инспектора, начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям У № 30-пл от 19.01.2022 года, которым ПАО "Тольяттиазот" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 80.000 рублей, У С Т А Н О В И Л Указанным постановлением ПАО "Тольяттиазот" (далее - ТОАЗ) признано виновным в том, что 08.12.2021 года на промплощаке по адресу <...> допустило превышение предельно допустимых выбросов в атмосферу вредных веществ - диоксида азота, оксида азота и оксида углерода на источниках загрязнения атмосферы № 0009 (трубчатая печь на агрегате № 3 в цехе № 03А) и № 0022 (паровой котел ОВК-2 в цехе № 03А), чем нарушило требования п. 1 ст. 67 закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года "Об охране окружающей среды" и п. 1 ст. 14, п. 6 ст. 16, ст. 30 закона № 96-ФЗ от 04.05.999 года "Об охране атмосферного воздуха". Представитель ТОАЗ Б с постановлением не согласился, просит его отменить и прекратить производство по делу в связи со следующими обстоятельствами. 30.09.2021 года после окончания неблагоприятных метеорологических условий производилась настройка, регулировка и вывод оборудования на нормальный технологический режим. В настоящее время указанные работы окончены, поэтому состав правонарушения в действиях ТОАЗ отсутствует. Кроме этого, за это же нарушение ТОАЗ был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. Никто не может нести ответственность дважды за одного и тоже правонарушение. Данное обстоятельство является ещё одним основанием для прекращения производства по делу. Также имеются основания для освобождения ТОАЗ от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, так как оно не повлекло угрозы жизни и здоровью людей, причинение какого-либо вреда или иных неблагоприятных последствий. Помимо вышеизложенного автор жалобы указывает на наличие оснований для снижения назначенного штрафа в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ. В судебном заседании представитель ТОАЗ П поддержала жалобу и дополнительно пояснила, что ссылка в жалобе на привлечение ТОАЗ к административной ответственности по ст. 9.1 КоАП РФ является ошибочной, и этот довод рассматривать не надо. Причиной превышения предельно допустимых выбросов в атмосферу стали неблагоприятные метеорологические условия. Кроме постановления № 30-пл от 19.01.2022 года в отношении ТОАЗ этим же должностным лицом было вынесено постановление № 26-пл от 19.01.2022 года, которым Общество было признано виновным в аналогичном правонарушении в отношении другого источника загрязнения атмосферы. Оба нарушения были выявлены во время одной проверки, все источники загрязнения находятся на одной производственной площадке, на которую выдано одно разрешение на выброс вредных веществ, поэтому действия ТОАЗ в отношении всех источников должны быть квалифицированы как одно правонарушение. Ведущий специалист-эксперт Межрегионального управления Росприроднадзора Д просила оставить жалобу без удовлетворения и пояснила, что неблагоприятные метеорологические условия не оказывали влияния на результаты произведенных замеров, так как отбор образцов для исследования производился не из окружающего атмосферного воздуха, а из точки отбора, непосредственно из источника загрязнения. Оснований для признания единым правонарушением правонарушений, за которые ТОАЗ был привлечен к ответственности постановлениями № 26-пл и 30-пл, не имеется, так как источники загрязнения расположены в разных цехах. Заслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, судья приходит к следующему. В соответствии со ст. 3 закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Основным видом деятельности ТОАЗ является производство удобрений. В соответствии со ст. 49 закона "Об охране окружающей среды" юридические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со ст. 15 закона "Об охране атмосферного воздуха" выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. В соответствии с п. 6 ст. 16 закона "Об охране атмосферного воздуха" при вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение технологических нормативов выбросов и (или) предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух влечет для юридических лиц административную ответственность по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размер от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Вина ТОАЗ в правонарушении подтверждается актом проверки № 288-пл от 08.11.2021 года, в ходе которой по результатам лабораторных исследований образцов, полученных на источниках загрязнения атмосферы №№ 0003, 0009, 0022, 0027 на промплощадке по адресу <...>, было установлено превышение предельно допустимых выбросов вредных веществ, установленных в разрешении управления Росприроднадзора по Самарской области № 473. Проверка ТОАЗ проведена в соответствии с требованиями закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и в присутствии представителя ТОАЗ. Доводы представителя ТОАЗ о том, что причиной правонарушения стали неблагоприятные метеорологические условия, не могут быть приняты во внимание. Как пояснил представитель Росприроднадзора, отбор проб воздуха производился непосредственно из источника загрязнения, и метеорологические условия на эти пробы влияния не оказывали. Оснований для признания правонарушения малозначительным также не имеется, поскольку загрязнение атмосферного воздуха создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей и окружающей среды, и такого рода правонарушения малозначительными быть не могут. Согласно постановлению правонарушение совершено 08.12.2021 года. Такая же дата указана в протоколе об административном правонарушении, и в протоколе делается ссылка на акт проверки № 288-пл от 08.12.2021 года. Однако в материалах дела содержится акт проверки № 288-пл от 08.11.2021 года. Дата составления акта проверки является датой выявления правонарушения и датой его совершения. Ошибка в дате совершения правонарушения является технической и не имеет значения для существа дела. Процессуальных нарушений, влекущих прекращение производства по делу, должностными лицами Росприроднадзора не допущено. Однако по делу усматриваются обстоятельства, исключающие производство по делу. Управлением Росприроднадзора по Самарской области ТОАЗ выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ № 473. Нормативы выбросов и перечень источников загрязнения атмосферы приведены в приказе Управления Росприроднадзора по Самарской области № 1674 от 27.12.2018 года. В ТОАЗ была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены превышения выбросов вредных веществ на источниках загрязнения атмосферы №№ 0003, 0009, 0022, 0027. За превышение выбросов на источнике загрязнения № 0003 (огневой подогреватель на агрегате № 1 в цехе № 01А) в отношении ТОАЗ было вынесено постановление № 26-пл от 19.012022 года, которым Общество было признано виновным в правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 80.000 рублей. За превышение выбросов на источниках загрязнения №№ 0009, 0022 в отношении ТАЗ вынесено обжалуемое постановление. Нарушения, за которые ТОАЗ привлечен к административной ответственности постановлениями № 26-пл и № 30-пл, допущены одним юридическим лицом, на одной промплощадке, в одно и то же время, с нарушением одного индивидуального нормативно-правового акта - приказа Управления Росприроднадзора по Самарской области № 1674 от 27.12.2018 года об установлении предельно допустимых выбросов для ТОАЗ на промплощадке по адресу <...>. При таких обстоятельствах расценивать превышение выбросов на каждом источнике загрязнения или в структурном подразделении предприятия как отдельное правонарушение является излишним и не отвечает одной из задач законодательства об административных правонарушениях - защите законных экономических интересов юридических лиц. Иной подход означает искусственное создание множественности правонарушений. За нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, выявленное в ходе проверки 08.11.2021 года, ТОАЗ был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ постановлением № 26-пл от 19.01.2022 года. Привлечение ТОАЗ к ответственности за нарушение условий выброса вредных веществ постановлением № 30-пл от 19.01.2022 года является повторным привлечением к административной ответственности за то же правонарушение. Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, за правонарушение, предусмотренное той же статьей или той же частью статьи КоАП РФ, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу. По изложенным доводам судья приходит к выводу, что постановление № 30-пл от 19.01.2022 года подлежит отмене, так как за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух на промплощадке по адресу <...>, выявленное 08.11.2021 года, ТОАЗ уже был привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ постановлением № 26-пл от 19.01.2022 года. Оснований для соединения жалоб на постановления № 30-пл и № 26-пл в одно производство, как просил представитель ТОАЗ, не имеется, поскольку объединение жалоб на разные постановления в КоАП РФ не предусмотрено На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.07 КоАП РФ, Р Е Ш И Л Постановление старшего государственного инспектора, начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям У № 30-пл от 19.01.2022 года в отношении ПАО "Тольяттиазот" по делу о правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, отменить на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с наличием постановления № 26-пл от 19.01.2022 года о привлечении ПАО "Тольяттиазот" к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ по тому же факту, частично удовлетворив жалобу представителя ПАО "Тольяттиазот". Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение 10 суток со дня получения копии решения. Судья Кириллов А.А. |