ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-31/2023 от 25.07.2023 Шушенского районного суда (Красноярский край)

Дело № 12-31/2023

УИД:24RS0059-01-2023-000543-93

РЕШЕНИЕ

п. Шушенское 25 июля 2023 года

Судья Шушенского районного суда Красноярского края Герасимова Наталья Ивановна, рассмотрев протест прокурора Шушенского района на постановление руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 22.05.2023 № 40-15.15.3.-23 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении Джигренюка Д.В.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 22.05.2023 № 40-15.15.3.-23 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы Шушенского района Джигренюка Дмитрия Васильевича прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

07.06.2022 поступил протест прокурора Шушенского района Шишкова Д.В. на указанное постановление, который обоснован тем, что, исходя из текста постановления по делу об административном правонарушении от 22.05.2023 № 40-15.15.3.-23, Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края установлен факт совершения административного правонарушения в виде нарушения получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий расходования межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ. Однако производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения на том основании, что в постановлении о возбуждении дела от 29.03.2023 главе Шушенского района Джигренюку Д.В. вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в форме нарушения получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ. Исправление технической ошибки (опечатки) в постановлении о возбуждении дела от 29.03.2023 определением от 17.05.2023 руководителем службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края не принято во внимание, поскольку глава Шушенского района Джигренюк Д.В. не был извещен о времени и месте его вынесения. В удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела прокуратуре было отказано.

Помощник прокурора Шушенского района Качаева К.Д. в судебном заседании поддержала принесенный протест по изложенным выше доводам. Кроме того, со ссылкой на абз. 2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», помощник прокурора настаивала на необоснованности прекращения производства по делу в отношении главы Шушенского района Джигренюка Д.В., поскольку у руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края имелись все основания для переквалификации его действий в рамках одной части одной статьи - ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, что не ухудшило бы положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Представитель службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, глава Шушенского района Джигренюк Д.В. в судебное заседание не явились, извещались судом о времени и месте рассмотрения протеста надлежащим образом.

Согласно поступившим в суд возражениям на протест прокурора временно замещающего должность руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края с доводами, изложенными в протесте, она не согласна, просит оставить постановление от 22.05.2023 № 40-15.15.3.-23 без изменения, а протест прокурора без удовлетворения по основаниям, подробно изложенным в обжалуемом постановлении.

В представленных в суд возражениях на протест прокурора глава Шушенского района Джигренюк Д.В. выражает несогласие с ним, просит оставить постановление от 22.05.2023 № 40-15.15.3.-23 без изменения, а протест прокурора без удовлетворения.

Выслушав помощника прокурора, исследовав протест прокурора, возражения, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Постановлением руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 22.05.2023 № 40-15.15.3.-23 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы Шушенского района Джигренюка Дмитрия Васильевича прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Прекращая производство по делу, руководитель службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края указал на то, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что в период с 25.01.2022 по 25.02.2022, а также с 17.11.2022 по 31.12.2022 администрацией Шушенского района, возглавляемой главой Джигренюк Д.В., не осуществлялась деятельность по организации и проведению предусмотренных действующим законодательством процедур, направленных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в приложении к Соглашению № 13-дс от 25.01.2022, заключенному между Министерством строительства Красноярского края и администрацией Шушенского района Красноярского края о взаимодействии Министерства строительства Красноярского края и администрации Шушенского района Красноярского края по реализации в 2022-2024 годах государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.

В результате бездействия администрации Шушенского района под руководством главы Джигренюка Д.В. в указанный выше период времени в течение 2022 финансового года (с 25.01.2022 по 25.02.2022, с 17.11.2022 по 31.12.2022) нарушены условия и порядок расходования межбюджетного трансферта, поскольку Соглашение в полном объеме в 2022 году получателем субвенции (администрацией Шушенского района) не исполнено, не достигнут установленный Соглашением показатель результативности использования субвенции, а именно из 17 квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2022 году в муниципальную собственность приобретено только 15 квартир, установленный Соглашением целевой показатель, связанный с обеспечением жилыми помещениями 15 детей-сирот.

Указанное свидетельствует о том, что, несмотря на наличие достаточного периода времени для проведения повторных электронных аукционов, иных мер к приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе путем участия в строительстве жилых помещений либо участия в долевом строительстве администрацией Шушенского района не предпринималось.

Бездействие Джигренюка Д.В. в части длительного (с 25.01.2022 по 25.02.2022, с 17.11.2022 по 31.12.2022) непринятия мер по организации и проведению предусмотренных действующим законодательством процедур, связанных с реализацией переданных государственных полномочий, расходованием в 2022 году субвенции и обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привело к не освоению в полном объеме выделенных средств субвенции при наличии доведенных бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств), свидетельствует о неисполнении условий заключенного соглашения, не достижению значений показателей результативности Государственной программы Красноярского края и ненадлежащем исполнении главой Шушенского района Джигренюком Д.В. своих должностных обязанностей, повлекшем нарушение условий и порядка расходования в 2022 году субвенции, предоставленной на основании Соглашения.

К указанным выводам руководитель службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края пришел в результате исследования и анализа представленных в материалы дела доказательств:

- материалов проведенной прокуратурой района 26.01.2023 проверки соблюдения администрацией Шушенского района Красноярского края требований бюджетного законодательства при реализации в 2022 году полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет;

- соглашения № 13-дс от 25.01.2022, заключенного между Министерством строительства Красноярского края и администрацией Шушенского района Красноярского края о взаимодействии Министерства строительства Красноярского края и администрации Шушенского района Красноярского края по реализации в 2022-2024 годах государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет;

- дополнительных соглашений № 1 от 25.02.2022, № 2 от 05.05.2022, № 3 от 20.07.2022, № 4 от 01.09.2022, № 5 от 30.12.2022 к соглашению № 13-дс от 25.01.2022;

- сведений Министерства образования по состоянию на 17.02.2022 о списках состоящих на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судебных решениях о предоставлении им жилья и их исполнении;

- отчета об использовании межбюджетных трансфертов, полученных из краевого бюджета муниципальным образованием Шушенский район, по состоянию на 31.12.2022;

- графиков проведения электронных аукционов на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2022 год и результатов их проведения;

- уведомления Министерства строительства Красноярского края № 625 от 27.12.2021 об объеме бюджетных ассигнований, доведенных бюджету Шушенского района в 2022 году;

- информации, представленной администрацией Шушенского района Красноярского края в районную прокуратуру 21.03.2023 об участии в долевом строительстве с целью предоставления жилья детям-сиротам;

- решения Шушенского районного совета депутатов Красноярского края от 04.12.2020 № 29-1 об избрании главой Шушенского района Джигренюка Д.В.;

- распоряжения от 05.12.2020 № 128-лс об исполнении Джигренюком Д.С. полномочий главы Шушенского района с 05.12.2020;

- устава Шушенского района Красноярского края, принятого Решением Шушенского районного Совета депутатов Красноярского края от 29.06.2012 № 280-17/н, и т.д.

Также должностным лицом указано, что прокурором Шушенского района Красноярского края Шишковым Д.В. в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.03.2023 главе Шушенского района Джигренюку Д.В. вменяется нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего кодекса (часть 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ). Совершение иных противоправных действий Главе Шушенского района Джигренюку Д.В. прокуратурой Шушенского района не вменяется.

Таким образом, в действиях (бездействии) должностного лица – главы Шушенского района Джигренюка Дмитрия Васильевича, действующего на основании Устава, решения Шушенского районного совета депутатов № 29-1 от 04.12.2020, Распоряжения администрации Шушенского района № 128-лс от 05.12.2020, по адресу: Красноярский край, Шушенский район, пгт. Шушенское, ул. Ленина, 64, отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ – нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего кодекса.

То есть, по мнению руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, неверная квалификация действий главы Шушенского района Джигренюка Д.В. прокурором в постановлении о возбуждении дела от 29.03.2023 по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ - как нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, влечет безусловное прекращение производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Такие выводы должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, нахожу неправильными, не основанными на нормах действующего законодательства.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Руководитель службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края не учел, что переквалификация действий главы Шушенского района Джигренюка Д.В. с нарушения получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, на нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий расходования межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, допустима, поскольку указанные административные правонарушения предусмотрены одной нормой - ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, соответственно имеют единый родовой объект посягательства, при этом положение лица, в отношении которого ведется производство по делу, не ухудшится. Таким образом у должностного лица имелись все основания для такой переквалификации.

На этом основании довод прокурора о необоснованном прекращении производства по делу в отношении главы Шушенского района Джигренюка Д.В. является правомерным.

В силу ч. 1 ст. 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо, вынесшее постановление, вправе по своей инициативе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.

Однако, в данном случае, исправление возможных описок (опечаток) в соответствии с требованиями указанной статьи не представляется возможным, поскольку влияет на окончательную квалификацию вмененного привлекаемому к ответственности лицу административного правонарушения.

В связи с изложенным в указанной части доводы протеста прокурора являются несостоятельными и подлежат отклонению. При таких обстоятельствах соблюдение прокурором порядка исправления описки в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.03.2023 значения не имеет, обсуждению не подлежит.

Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Допущенное руководителем службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края процессуальное нарушение является существенным, поскольку обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имелось.

Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, указанное обстоятельство в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении от 22.05.2023 № 40-15.15.3.-23 и возвращение дела на новое рассмотрение, в ходе которого следует оценить доказательства по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сделать вывод о виновности либо невиновности главы Шушенского района Джигренюка Д.В. в совершении вменяемого административного правонарушения с учетом разъяснений, изложенных в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 22.05.2023 № 40-15.15.3.-23 отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы Шушенского района Джигренюка Дмитрия Васильевича направить на новое рассмотрение в службу финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.

Протест прокурора Шушенского района Красноярского края Шишкова Д.В. удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня получения или вручения его копии в Красноярский краевой суд, путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.

Судья Н.И. Герасимова