Советский районный суд г. Иваново
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Советский районный суд г. Иваново — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 12-32/2011
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
гор. Иваново 17 мая 2011 года
Судья Советского районного суда г. Иваново Карпова Л.В.
с участием:
представителей лица, в отношении
которого вынесено постановление по делу, ФИО1 и ФИО2,
государственного инспектора труда Государственной
инспекции труда в Ивановской области ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу
ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, директора Федерального государственного учреждения «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, проживающей по адресу: <...>,
на постановление государственного инспектора труда ФИО3 по делу об административном правонарушении от 10 марта 2011 года,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора труда ФИО3 по делу об административном правонарушении от 10 марта 2011 года ФИО4 как должностное лицо признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
С данным решением должностное лицо ФИО4 не согласна, обратилась в суд с жалобой, просит постановление отменить и производство по делу прекратить.
В судебном заседании представители должностного лица ФИО1 и ФИО2 поддержали жалобу по изложенным доводам и просили постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО4 отменить, производство по делу прекратить.
Выслушав представителей должностного лица, государственного инспектора труда ФИО3, исследовав материалы дела об административном правонарушении, нахожу обжалуемое постановление законным и обоснованным и отмене не подлежащим.
Как следует из материалов дела по обращению в Генеральную прокуратуру Российской Федерации работников Федерального государственного учреждения «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее «НИИ материнства и детства») на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Ивановской области № 7-153-11-ОБ/16/1 от 17 февраля 2011 года в период с 17 февраля по 21 марта 2011 года в отношении указанного учреждения, расположенного по адресу: <...>, директором которого является ФИО4, проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства.
По результатам проведенной проверки 10 марта 2011 года государственным инспектором труда ФИО3 составлен акт проверки и вынесено предписание в адрес директора «НИИ материнства и детства», обязывающее в срок до 11 мая 2011 года устранить допущенные нарушения.
Согласно акту проверки директором учреждения ФИО4 допущены нарушения законодательства о труде:1. в нарушение ст.91 Трудового кодекса РФ продолжительность работы акушерок превышает продолжительность, установленную законодательством; 2. в нарушение ч.2 ст.99 Трудового кодекса РФ привлечение работников к работе в сверхурочное время производилось без их письменного согласия; 3. в нарушение ст.152 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа оплачивалась в одинарном, а не в повышенном размере.
10 марта 2011 года государственным инспектором труда ФИО3 в отношении директора ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
В этот же день государственный инспектор труда рассмотрел материалы дела об административном правонарушении и вынес постановление по делу о признании должностного лица ФИО4 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и назначил ей наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Из доводов жалобы должностного лица и пояснений ее представителей ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании следует, что проверка проведена с нарушением требований ч.3 ст.10 Федерального Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года, поскольку основанием для ее проведения явилось анонимное обращение граждан в прокуратуру; государственным инспектором дана неверная правовая оценка как сверхурочной работы медицинских работников - акушерок родового отделения - в период их дежурств в вечернее и ночное время, поскольку при наличии вакантных должностей в учреждении, оказывающем медицинскую помощь круглосуточно, данные сотрудники по заранее составленному по их инициативе графику выполняли работу по совместительству, что подтверждается их заявлениями об оплате, а сверхурочная работа не может быть запланирована заранее; в случае действительного привлечения работника к сверхурочной работе директором учреждения издается приказ с указанием даты, количества отработанного сверх нормы времени и оплаты; каких-либо нарушений финансово-хозяйственной деятельности учреждения, в том числе и по вопросам оплаты труда, в ходе последней проверки, проведенной контрольно-ревизионным управлением, выявлено не было.
Государственный инспектор труда ФИО3 пояснила, что согласно представленным ей табелям учета рабочего времени продолжительность работы акушерок в учреждении превышает установленную законом, некоторые из них работали две смены по шестнадцать часов подряд; работа этих сотрудников не являлась работой по совместительству, поскольку отсутствуют их заявления на совместительство и трудовой договор с указанием должности, условий работы и оплаты, которая должна быть протарифицирована; в представленных ей заявлениях сотрудников указано лишь, что они просят произвести оплату за фактически отработанное время; время работы сверх установленной продолжительности учтено в основном графике, а при работе по совместительству необходимо оформить отдельный табель; в ходе проверки ею также установлено, что в случае действительной работы сотрудников учреждения на условиях совместительства их трудовые отношения оформлены в соответствии с требованиями закона; на основании представленных ей документов она пришла к выводу о том, что акушерки родового отделения выполняли сверхурочную работу, к которой они были привлечены по инициативе администрации без их письменного согласия и которая оплачивалась в одинарном размере.
Согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (для медицинских работников согласно ст.350 ТК РФ – 39 часов). При этом работа за пределами нормальной продолжительности возможна на условиях совместительства, сверхурочной работы и ненормированного рабочего дня.
Совместительством является выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время, при этом в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством; продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день (ст.282,284 ТК РФ).
С заявлениями о приеме на работу на условиях совместительства акушерки родового отделения к директору «НИИ материнства и детства» не обращались, соответствующий приказ о приеме их на работу не издавался, трудовой договор с ними на выполнение ими работы по совместительству директором не заключался.
Работа указанных сотрудников учреждения не относится к работам с ненормированным рабочим днем.
Вместе с тем, продолжительность рабочего времени данных сотрудников, как выяснилось при проверке, превышала продолжительность, установленную законодательством – статьей 91 ТК РФ..
При таких обстоятельствах государственный инспектор ФИО3 обоснованно пришла к выводу о том, что акушерки родового отделения «НИИ материнства и детства» выполняли сверхурочную работу.
Согласно положениям ст.ст.99 ч.2, 152 Трудового кодекса РФ привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия; сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере.
В нарушение данных положений закона работники «НИИ материнства и детства» были привлечены к сверхурочной работе без их письменного согласия, оплата этой работы производилась в одинарном размере.
Учитывая изложенное, судья находит вывод государственного инспектора труда ФИО3 о совершении должностным лицом – директором НИИ «Материнства и детства» ФИО4 – нарушения законодательства о труде обоснованным.
Несоблюдение директором «НИИ материнства и детства» требований трудового законодательства выразилось в нарушении положений ст. 91, ч.2 ст. 99, ст. 152 ТК РФ, согласно которым продолжительность рабочего времени не может превышать 39 часов в неделю, привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника, сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
Нарушение данных положений законодательства о труде, допущенных директором ФИО4, подтверждается:
- показаниями государственного инспектора труда ФИО3;
- уставом Федерального государственного учреждения «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, согласно которому оно является федеральным государственным бюджетным учреждением науки, финансовое обеспечение выполнения функций которого осуществляется за счет федерального бюджета на основе бюджетной сметы, а также иных предусмотренных законодательством источников;
- свидетельством о государственной регистрации юридического лица;
- свидетельством о постановке на учет российской организации в налогом органе по месту нахождения на территории РФ;
- свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
- приказом о назначении на должность директора учреждения ФИО4 и приказом о продлении срока трудового договора;
- расчетными ведомостями;
- графиками работы.
- представленными заявлениями и рапортами;
- актом проверки;
- протоколом об административном правонарушении;
- предписанием об устранении нарушений трудового законодательства;
- постановлением по делу об административном правонарушении.
Не установление фактов нарушений финансово-хозяйственной деятельности «НИИ материнства и детства» за период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2009 года не может служить основанием для констатации отсутствия в действиях директора учреждения нарушений трудового законодательства и совершения ею административного правонарушения.
Выполнение предписания государственного инспектора труда и устранение допущенных нарушений трудового законодательства не может служить основанием для освобождения должностного лица от административной ответственности за ранее совершенное правонарушение.
Проверка соблюдения «НИИ материнства и детства» требований трудового законодательства проведена в соответствии с Федеральным Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года, на основании Распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Ивановской области.
Государственный инспектор труда ФИО3, проведя проверку, выяснив обстоятельства дела, оценив собранные доказательства, пришла к выводу о том, что директор «НИИ материнства и детства» нарушила законодательство о труде, за что предусмотрена административная ответственность.
Факт совершения административного правонарушения нашел свое подтверждение и в ходе рассмотрения жалобы.
Санкцией части 1 статьи 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
Постановление о привлечении должностного лица ФИО4 к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного положениями ст. 4.5 КоАП РФ; назначенное наказание соответствует санкции закона, не является как минимальным, так и максимальным; оснований для его снижения не имеется.
При таких обстоятельствах жалоба ФИО4 удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Постановление государственного инспектора труда от 10 марта 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора Федерального государственного учреждения «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации ФИО4 - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд в течение 10 суток со дня вынесения.
Судья Л.В. Карпова