Судья: Шипунова М.Н. Дело № 12-3204/2020
Р Е Ш Е Н И Е
«13» июля 2020 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Пархоменко Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – госинспектор Росприроднадзора) < Ф.И.О. >3, на постановление судьи Ленинского районного суда <Адрес...> от 16 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица начальника управления водных ресурсов Министерства природных ресурсов Краснодарского края < Ф.И.О. >1,
установил:
обжалуемым постановлением от <Дата> судьи Ленинского районного суда <Адрес...> производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица начальника управления водных ресурсов Министерства природных ресурсов Краснодарского края < Ф.И.О. >1 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, госинспектор Росприроднадзора < Ф.И.О. >3, просит постановление судьи районного суда отменить, считая, что оно незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу жалобы на постановление судьи.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Росприроднадзора по доверенности < Ф.И.О. >4, поддержавшую доводы жалобы, < Ф.И.О. >1, возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы, изложенные в жалобе, судья вышестоящей инстанции считает, что постановление судьи районного суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно частей 1, 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела следует, что копия постановления судьи районного суда получена Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования <Дата>. Других сведений о своевременном получении Управлением копии обжалуемого постановления материалы дела не содержат.
Жалоба направлена в районный суд <Дата>, то есть в срок предусмотренный законодательством, поэтому восстановление срока не требуется.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела, во исполнение приказа 01.04/726 от <Дата> о проведении проверки, в период с <Дата> по <Дата> в отношении Министерства природных ресурсов Краснодарского края проведена проверка на предмет исполнения ранее выданных Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <Адрес...> предписаний об устранении нарушений законодательства по исполнению переданных Российской Федерацией полномочий в отношении юридического лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - Министерство), в рамках указанной проверки установлено следующее.
В соответствии с приказом Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 19.11.2018г. <№..>/КНД, в период с <Дата> по <Дата> уполномоченными лицами на проведение проверки, проведена плановая выездная проверка полноты и качества исполнения Министерством переданных Российской Федерацией полномочий в области водных отношений, государственной экологической экспертизы, охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биоресурсам, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, контроля за расходованием средств, представляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных им указанных полномочий Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, в пределах своей компетенции.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Усовершенствованием разграничения полномочий» и ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006г. № 74-ФЗ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области водных отношений, в том числе:
- Предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование;
- Осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;
- Осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации: его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
В части осуществления Министерством мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Краснодарского края, уполномоченными лицами на проведение проверки установлено следующее.
Приказом Минприроды России от 29.09.2010г. <№..> утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно Примерному перечню мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденному приказом Минприроды России от 18.03.2008г. <№..>, исполнение указанных полномочий предусматривает работы, в том числе по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закреплению их на местности специальными информационными знаками.
В целях реализации указанного мероприятия Министерством заключен государственный контракт от 29.08.2017г. <№..> с ООО «Позитив» на Объект «Закрепление на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос специальными информационными знаками». Срок выполнения работ - 01.12.2017г.. Стоимость работ (цена государственного контракта) - 5 823,54тыс. рублей.
В рамках выполнения мероприятия изготовлено и установлено 802 информационных знака на 12 водных объектах Краснодарского края (водоохранная зона рек Кудепста, Хоста, Мацеста, Сочи, Западный Дагомыс, Восточный Дагомыс, Шахе, Псезуапсе и Аше на территории муниципального образования город-курорт Сочи; водоохранная зона рек Шепси, Туапсе и Пшенахо на территории муниципального образования <Адрес...>). Установка знаков обеспечит закрепление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос общей протяженностью 165,46 км.
Актами о приемке выполненных работ от 25.09.2017г. <№..>, от 25.10.2017г. <№..>, от 28.11.2017г. <№..>, по государственному контракту от 29.08.2017г. <№..> приняты и оплачены работы стоимостью 5 823,54 тыс. рублей.
Таким образом, работы выполнены в полном объеме, средства освоены.
В соответствии с п. 16 Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектом Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 29.09.2010г. <№..>, орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает поддержание установленных специальных информационных знаков в надлежащем состоянии.
На момент проверки, подтверждающих документов о проведенных мероприятиях по поддержанию установленных специальных информационных знаков в надлежащем состоянии не представлено.
В соответствии с вышеизложенным, Министерству 21.12.2018г. выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований <№..> в срок до 01.10.2019г.: Осуществлять мероприятия по поддержанию установленных специальных информационных знаков в надлежащем состоянии.
В рамках проведения внеплановой проверки ранее выданного предписания <№..> об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований Министерством предоставлено письмо от 03.10.2019г. исх.<№..>. 2-07-29796/19 в котором указано, что регламентом не предусматривается возможность и не определен порядок финансирования работ по поддержанию в надлежащем состоянии специальных информационных знаков.
Также действующим законодательством в качестве результата исполнения органами власти субъектов полномочий Российской Федерации по установлению специальных информационных знаков приобретение на них права собственности после завершения работ не предусмотрено, что исключает возможность финансирования мероприятий по их поддержанию за счет бюджетных средств регионов.
Росводресурсами поддержана позиция Министерства, изложенная в письме от 14.02.2019г. <№..>.2-08-4036/19, о наличии правовой неопределенности по данному вопросу, в связи с чем инициировано рассмотрение затронутой проблемы совместно с Минприроды России.
В связи с отсутствием до настоящего времени сформированной позиции по вопросу финансирования и порядка проведения мероприятий по поддержанию специальных информационных знаков в надлежащем состоянии Министерство письмом от 23.09.2019г. <№..>.2-05-28728/19 обратилось в Росводресурсы по вопросу дополнительного информирования о результатах разрешения сложившейся ситуации.
Также, в рамках проведения внеплановой проверки ранее выданного предписания <№..> об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований Министерством предоставлено письмо от 03.10.2019г. исх.<№..>.2-07-29796/19 согласно которого Министерством в соответствии с разработанным планом ведется осмотр специальных информационных знаков, по результатам которого составляются справки об их состоянии.
Также Министерством принимаются меры по восстановлению функций специальных информационных знаков в рамках гарантийных обязательств, установленных государственными контрактами.
Так, в ходе обследования на участке <Адрес...> от <Адрес...> Краснодарского края до хут. <Адрес...> Краснодарского края выявлено 29 специальных информационных знаков, установленных ООО «Позитив» в рамках государственного контракта от 08.07.2016г. <№..>, на которых самоклеящаяся светоотражающая пленка, нанесенная на листовую сталь, под воздействием климатических факторов утратила свои функции по информированию граждан о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности.
В ответ на требование Министерства от 16.08.2019г. <№..>.2-15-24789/19 о приведении указанных знаков в соответствие с условиями контракта, ООО «Позитив» письмом от 19.09.2019г. <№..> сообщено, что выявленные недостатки будут устранены до 30.11.2019г..
Иные документы по поддержанию установленных специальных информационных знаков в надлежащем состоянии Министерством не представлено.
В соответствии с вышеизложенным, предписание от 21.12.2018г. <№..> об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований в срок до 01.10.2019г. не выполнено.
Данные обстоятельства явились основанием для составления <Дата> госинспектором Росприроднадзора < Ф.И.О. >3 протокола об административном правонарушении <№..>-Н по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица начальника управления водных ресурсов Министерства природных ресурсов Краснодарского края < Ф.И.О. >1.
В соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частями 1, 3, 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях начальника управления водных ресурсов Министерства природных ресурсов Краснодарского края < Ф.И.О. >1 состава административного правонарушения.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу частей 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как предусмотрено статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вышеуказанные требования действующего административного законодательства оставлены судьей при рассмотрении дела без внимания.
Как установлено судьей вышестоящей инстанции, в соответствии с п. 16 Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий но осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектом Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 29.09.2010г. <№..>, орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает поддержание установленных специальных информационных знаков в надлежащем состоянии.
На момент проверки, подтверждающих документов о проведенных мероприятиях по поддержанию установленных специальных информационных знаков в надлежащем состоянии не представлено.
Также в соответствии с письмом Департамента водных ресурсов от 20.02.2019г. <№..> отсутствие утвержденного порядка по поддержанию информационных знаков в надлежащем состоянии не освобождает уполномоченные органы власти от обязанности исполнения возложенных полномочий.
Данные обстоятельства оставлены судьей нижестоящей инстанции без внимания.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание все вышеизложенное, судья краевого суда приходит к выводу о том, что вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях начальника управления водных ресурсов Министерства природных ресурсов Краснодарского края < Ф.И.О. >1 состава административного правонарушения является преждевременным.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение, в том числе, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание, что допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, обжалуемое постановление судьи Ленинского районного суда <Адрес...> от <Дата> подлежит отмене, дело об административном правонарушении возвращению на новое рассмотрение, но в ином составе.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,
решил:
жалобу старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования < Ф.И.О. >3, на постановление судьи Ленинского районного суда <Адрес...> от <Дата> – удовлетворить.
Постановление судьи Ленинского районного суда <Адрес...> от <Дата> - отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд <Адрес...>, в ином составе.
Судья