Дело № 12-320/2020
55RS0006-01-2020-005054-89
РЕШЕНИЕ
24 декабря 2020 года город Омск
Судья Советского районного суда г. Омска Писарев А.В., при секретаре Гуселетовой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в <...>, каб. 113 жалобу защитника Акционерного общества «Газпромнефть – Омский НПЗ» – ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № от 14.10.2020 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением о назначении административного наказания № от 14.10.2020 г. старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 Акционерное общество «Газпромнефть – Омский НПЗ», №, юридический адрес: адрес, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Выражая несогласие с вынесенным постановлением, в жалобе защитник Акционерного общества «Газпромнефть – Омский НПЗ» (далее – АО «Газпромнефть – Омский НПЗ», общество) – ФИО1, действующий на основании доверенности, в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения просит признать незаконным и отменить указанное постановление.
Защитник АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки не сообщил, ходатайство об отложении рассмотрения дела от него не поступало. Ранее в судебных заседаниях 10.12.2020 и 17.12.2020 представил суду дополнительные объяснения к жалобе (л.д. 90-93), в которых указал, что административным органом не приведено доказательств виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, а именно вывод о невозможности отнесения ИЗА № 6001 к поверхностям испарения сделан визуально инспектором, без проведения специальных исследований, либо привлечения специалистов лабораторий. Буферный пруд включает в себя: три секции №№ 1, 2а и 2, разделенные дамбами. Вдоль левого берега буферного пруда сформирована ограждающая дамба, служащая для перехвата поверхностного стока с прилегающей территории. Буферный пруд представляет собой буферную емкость, предназначенную для регулирования расхода стоков в период весеннего половодья, при выпадении большого количества осадков, для задержки части объема воды с целью обеспечения равномерной подачи сточных вод на очистные сооружения АО «ОмскВодоканал», а также для сбора и откачки собранной нефтеэмульсии с возвратом в производственный цикл АО «Газпромнефть-ОНПЗ»; водоводы и насосную станцию тит. 8611, предназначенную для перекачивания очищенных стоков на сооружения АО «ОмскВодоканал». Процесс испарения может происходить как с жидких, так и с твердых поверхностей. У процесса испарения возможна различная скорость, которая зависит от различных факторов, таких как: погодные условия внешней среды; V испаряемой жидкости; давление в атмосфере; природа поверхности, с которой происходит испарение; электризация испаряемой жидкости и т.д. С учетом указанных особенностей процесса испарения, без привлечения специальных средств лабораторного контроля, а также учета внешних факторов, которые могут оказывать воздействие на процесс испарения, ставится под сомнение возможность инспектора визуального определения отсутствия процессов испарения на ИЗАВ 6001 ГТС Буферный пруд. Согласованный проект ПДВ Буферного пруда определяет ИЗАВ 6001 как секции 1 и 2а и является неорганизованным источником. При этом, ИЗАВ 6001 включает в себя также движение спецтехники, применяемой при работах по биоремедиации (самосвалы, экскаваторы, бульдозеры, трактора, мобильный комплекс ремедиации), а также илососов. Откачка собранной нефтеэмульсии илососами и выполнение работ по биоремедиации может производиться в любых участках секций Буферного пруда. Движение автотранспорта и спецтехники может происходить по разным маршрутам в пределах секций БП. Таким образом, все источники выделения, связанные с работой двигателей автомобилей и спецтехники, а также перемещением пылящих материалов привязаны к секциям 1 и 2а БП. Основными процессами на Буферном пруду, приводящими к выбросам в атмосферный воздух вредных веществ на ИЗАВ 6001, являются: испарение с поверхности секций Буферного пруда (в том числе при проведении работ по биоремедиации); перемещение нефтесодержащих донных отложений спецтехникой при выполнении работ по биоремедиации НДО; разгрузка структуратора (древесной щепы, опилок, соломы) из самосвала, его хранение на складе и внесение в ТПБ; внесение биоразлагаемого сорбента Spill-Sorb (торфяной сфагновый мох с 10% влажностью) осуществляется из заводской упаковки непосредственно в ТПБ; бурение вентинговых скважин; заправка спецтехники дизельным топливом; работа автомобилей-илососов, самосвалов и спецтехники с двигателями внутреннего сгорания. Привлечение к административной ответственности по факту отсутствия испарения неверно в связи с особенностями ведения технологического процесса в настоящий момент в границах ГТС Буферный пруд, что подтверждается: проектом нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу для производственной площадки Буферного пруда 076-0838-БП-ПДВ, согласно которому ИЗА № 6001 представлен в виде технологических площадок биоремедиации (ТПБ), а также поверхностей испарения; письмом ООО «Тайм Юнит», являющегося разработчиком технологии получения продукции из нефтесодержащих донных отложений буферного пруда. В рамках реализации технологии получения продукции из нефтесодержащих донных отложений Буферного пруда методом биоремедиации используются технологические площадки биоремедиации (ТПБ). В настоящее время в рамках реализуемой технологии используется 1-я технологическая линия, которая заключается в активации и стимулировании процесса биодеградации углеводородов нефти и нефтепродуктов в нефтесодержащих донных отложениях (далее – НДО) путем формирования буртов, их биообработки и регулярном аэрировании. Процесс аэрирования осуществляется постоянно, представляет собой процесс принудительного насыщения микроорганизами (биопрепаратом, представленном в жидкой фазе) рыхлых элементов НДО, с целью придания им новых потребительских свойств. Основные характеристики НДО закреплены СТО «Обезвоженные донные отложения. Технические условия», где массовая доля воды колеблется от 30% до 60%. Кроме того, в рамках реализуемой технологии на технологических площадках биоремедиации постоянно производится выполаживание рельефа, с учетом необходимости организации поверхности для обеспечения самотечного движения и стока дренажных вод, а также внесение в жидком виде минеральных удобрений и биопрепарата, что также подтверждает наличие процессов испарения. В подтверждение указанных доводов защитником представлены: экспертное заключение комиссии АО «НИИ Атмосфера» (л.д. 104-107); экспертное заключение, подготовленное федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» (л.д. 1404-154), письмо ООО «Тайм Юнит» (л.д. 102-103). Ранее в судебных заседаниях дал пояснения согласно доводам дополнительных пояснений к жалобе, просил постановление № № от 14.10.2020 отменить, производство по делу прекратить.
Защитники АО «Газпромнефть - Омский НПЗ» ФИО4, Бук А.В., действующие на основании доверенностей, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало. Ранее в судебных заседаниях 10.12.2020 и 17.12.2020 доводы жалобы и дополнительных пояснений к жалобе поддержали в полном объеме, дали пояснения согласно доводам дополнительных пояснений к жалобе, просили постановление № № от 14.10.2020 отменить, производство по делу прекратить.
Должностное лицо Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2, представитель Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки не сообщили. Представили письменные пояснения по делу (л.д. 163-170). Ранее в судебных заседаниях 10.12.2020 и 17.12.2020 дали пояснения согласно изложенным в письменных пояснениях доводам о том, что источниками загрязнения атмосферы ГТС буферного пруда являются, в том числе, секции 1, 2а (ИЗА 6001), где проводятся работы по получению продукции из нефтесодержащих донных отложений (далее – НДО) методом биоремедиации. При осмотре ИЗА № 6001 установлено, что указанный ИЗА представляет собой площадку, разделенную на 2 секции. Секция 1 – сухая площадка с буртами, на которой работает автотранспортная техника, секция 2а – площадка с НДО в агрегатном состоянии в виде пасты, с пробуренными биовентинговыми скважинами. Основным содержимым секций Буферного пруда являются НДО. В рамках производственного экологического контроля аналитической лабораторией АО «НИИ Атмосфера» от неорганизованного источника № 6001 произведен отбор проб промышленных выбросов и расчет фактического выброса загрязняющих веществ в атмосферу, при этом измерения проводились в соответствии с Методикой расчетно-экспериментального определения выделений (выбросов) загрязняющих веществ с поверхностей испарения на предприятиях нефтехимии и нефтепереработки «Кубаньэко 1996 г.» (далее – Методика «Кубаньэко»), которая использовалась и при установлении нормативов ПДВ. Из п. 1.1 раздела 1 «Введение» указанной методики следует, что её целевым назначением является получение данных о выбросах загрязняющих веществ с открытых (полузакрытых) поверхностей испарения объектов очистных сооружений и блоков оборотного водоснабжения: ливнесброс, песколовка, нефтеловушка, пруд дополнительного отстоя, нефтеотделитель и т.д. При этом Методика «Кубаньэко» устанавливает методику определения параметров выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с открытых поверхностей испарения и распространятся на открытые (полуоткрытые) поверхности испарения объектов очистных сооружений и блоков оборотного водоснабжения, эксплуатируемые на предприятиях нефтехимии и нефтепереработки. Из раздела 3 «Общие положения» Методики следует, что метод основан на снятии газовоздушного баланса от источника испарения путем определения концентрации вредного ингредиента и скорости воздушного потока в условных плоскостях источника с наветренной и подветренной сторон. Пунктом 5.2 раздела 5 «Ход подготовки и проведение измерений» Методики «Кубаньэко» установлено, что для определения выбросов других компонентов над поверхностью испарения жидкости (на высоте 10 – 15 см) проводят отбор проб воздуха на определение концентрации в нем определяемого компонента и углеводородов (суммарно). Объемы отобранных проб для каждого компонента устанавливаются в соответствии с требованиями, изложенными в (1), где также приводятся принципиальные схемы отбора проб воздуха. Осмотром ИЗА № 6001 установлено, что данный источник невозможно отнести к поверхностям испарения (на источнике отсутствуют жидкости подверженные испарению), то есть отсутствует видимый слой жидкости («зеркальная поверхность»), что подтверждается характеристикой источника, изложенной в инвентаризации, а также Проектом нормативов ПДВ вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу для производственной площадки Буферного пруда, разработанного и утвержденного в 2019 г., из которого следует, что ликвидируется один источник выбросов: ИЗАВ 6174 (поверхность испарения пруда), в связи с чем выделены секции 1 и 2а в отдельный источник выбросов. АО «Газпромнефть-ОНПЗ» при инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух для производственной площадки Буферного пруда, а также при разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу от производственной площадки Буферного пруда не учтено, что при проведении биоремедиации данный источник не может быть нормирован с использованием Методики «Кубаньэко». Также дали пояснения относительно экспертного заключения АО «НИИ Атмосфера». Просили постановление оставить без изменения, жалобу АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Вынося обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, должностное лицо пришло к выводу о виновности АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
По своей конструкции состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, является формальным, т.е. административная ответственность за него наступает с момента совершения противоправных действий, составляющих объективную сторону.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, составляют действия (бездействие), заключающиеся в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения может быть выражена в формах как умысла, так и неосторожности.
В силу п. 2 и 3 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 2). Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа (п. 3).
В соответствии с п. 1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Как следует из материалов дела, в период с 10.08.2020 года по 04.09.2020 года в отношении АО «Газпромнефть – Омский НПЗ», расположенного по адресу гадрес при осуществлении им хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объект - основная производственная площадка № категория; объект – буферный пруд № категория), на основании приказа Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.08.2020 № проведена внеплановая выездная проверка, в рамках которой установлены нарушения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
Проверка проводилась с целью предупреждения, выявления, пресечения нарушений АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» требований, установленных законодательством РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, на основании требования о проведении внеплановой проверки прокуратуры Омской области (№ № от 06.08.2020).
В период проведения внеплановой выездной проверки установлено, что АО «Газпромнефть-ОНПЗ» является собственником гидротехнического сооружения – буферный пруд, который представляет собой буферную емкость, предназначенную для регулирования расхода стоков в период весеннего половодья, при выпадении большого количества осадков, для задержки части объема воды с целью обеспечения равномерной подачи сточных вод на очистные сооружения АО «ОмскВодоканал», а также для сбора и откачки собранной нефтеэмульсии с возвратом в производственный цикл АО «Газпромнефть-ОНПЗ».
Источниками загрязнения атмосферы буферного пруда являются, в том числе, секции 1 и 2а (ИЗА № 6001), на которых проводятся работы по получению продукции из НДО методом биоремедиации в соответствии с Технологической инструкцией № Т-ОЗХ-44-8. На данный вид работ разработан проект технической документации «Технология получения продукции из нефтесодержащих донных отложений Буферного пруда методом биоремедеации». Согласно заключению государственной экологической экспертизы указанного проекта, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 04.07.2018 № 281, основным содержимым секций Буферного пруда являются НДО.
АО «Газпромнефть-ОНПЗ» провело инвентаризацию источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, расположенных на территории объекта № № (буферный пруд) в соответствии с Методикой «Кубаньэко». Промышленные выбросы от указанных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух учтены в проекте ПДВ, утвержденном приказом Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 27.12.2019 № 1683, в соответствии с которым контроль выбросов следует производить по той методике, согласно которой они были определены.
В рамках производственного экологического контроля силами аналитической лаборатории АО «НИИ Атмосфера» (протоколы измерений от 23.03.2020 № от 18.05.2020 №) от неорганизованного источника № № произведен отбор проб промышленных выбросов и расчет фактического выброса загрязняющих веществ в атмосферу. Из сведений, указанных в протоколах от 23.03.2020 № № и от 18.05.2020 № № следует, что измерения проводились лабораторией АО «НИИ Атмосфера» в соответствии с Методикой «Кубаньэко».
Согласно п. 1.1 Методики «Кубаньэко», настоящий документ: разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» с целью получения данных о выбросах загрязняющих веществ с открытых (полузакрытых) поверхностей испарения объектов очистных сооружений и блоков оборотного водоснабжения: ливнесброс, песколовка, нефтеловушка, пруд дополнительного отстоя, нефтеотделитель и т.д.; устанавливает методику определения параметров выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с открытых поверхностей испарения; распространятся на открытые (полуоткрытые) поверхности испарения объектов очистных сооружений и блоков оборотного водоснабжения, эксплуатируемые на предприятиях нефтехимии и нефтепереработки.
При осмотре ИЗА № 6001 установлено, что данный источник представляет собой площадку, разделенную на 2 секции: секция 1 – сухая площадка с буртами, на которой работает автотранспортная техника; секция 2а – площадка с НДО в агрегатном состоянии в виде пасты, с пробуренными биовентинговыми скважинами, в связи с чем ИЗА № 6001 невозможно отнести к поверхностям испарения (на источнике отсутствуют жидкости подверженные испарению), на что указывает характеристика обозначенного источника, изложенная в Инвентаризации ИЗА АО «Газпромнефть-ОНПЗ». БП ПЗ 17 076-0838-БП-ИНВ1, утвержденной генеральным директором АО «Газпромнефть-ОНПЗ» ФИО6.
Таким образом, АО «Газпромнефть-ОНПЗ» при инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для производственной площадки Буферного пруда (№), а также при разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу от производственной площадки Буферного пруда (№) не учтено, что при проведении биоремедиации данный источник не может быть нормирован с использованием Методики «Кубаньэко», что является нарушением п. 3 ст. 22, абз. 2 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Факт совершения административного правонарушения и вина АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» в его совершении установлены и подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 01.10.2020 г. (л.д. 56-61); приказом о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица (л.д. 14-16); актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 02.09.2020 (л.д. 69-72); протоколами измерений № № от 18.05.2020 и № № от 23.03.2020 (л.д. 73, 74); копией Инвентаризации ИЗА АО «Газпромнефть-ОНПЗ». БП ПЗ (л.д. 75-79); копией Проекта нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу для производственной площадки Буферного пруда (№) АО «Газпромнефть – ОНПЗ», Том 1. Пояснительная записка, разработанного и утвержденного в 2019 г. АО «Группа Компаний ШАНЭКО» (л.д. 156-161); копией Методики расчетно-экспериментального определения выделений (выбросов) загрязняющих веществ с поверхностей испарения на предприятиях нефтехимии и нефтепереработки «Кубаньэко» 1996 г.» (л.д 171-174); актом проверки АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» от 18.09.2020 (л.д. 18-55); требованием о проведении внеплановой проверки прокуратуры Омской области от 06.08.2020 (л.д. 17) и иными собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, исследованными и получившими надлежащую оценку должностного лица по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены. Дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным должностным лицом с соблюдением правил подведомственности, постановление по делу об административном правонарушении отвечает требованиям, предъявляемым ст. 29.10 КоАП РФ.
Деяние АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» правильно квалифицировано по ст. 8.1 КоАП РФ.
К доводам защитников, а также выводам экспертного заключения комиссии АО «НИИ Атмосфера» («НДО имеют определенную влажность»), экспертного заключения ФГБОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского» («на поверхности НДО установлено наличие тонкого слоя жидкости») и письма ООО «Тайм Юнит» («жидкая фаза входящая в состав НДО подвержена испарению»), согласно которым секции №№ 1, 2а ИЗА № 6001 имеют поверхность испарения, наличие испарений применительно к указанному источнику визуально, без проведения специальных исследований, либо привлечения специалистов лабораторий определить невозможно, а также о возможности применения Методики «Кубаньэко» при проведении инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ а атмосферный воздух, при разработке ПДВ и при осуществлении производственного экологического контроля ИЗА № 6001, отношусь критически.
В соответствии с п. 1.1 Методики «Кубаньэко» методика применяется с целью получения данных о выбросах загрязняющих веществ с открытых (полузакрытых) поверхностей испарения объектов очистных сооружений и блоков оборотного водоснабжения: ливнесброс, песколовка, нефтеловушка, пруд дополнительного отстоя, нефтеотделитель и т.д., устанавливает методику определения параметров выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с открытых поверхностей испарения и распространятся на открытые (полуоткрытые) поверхности испарения объектов очистных сооружений и блоков оборотного водоснабжения, эксплуатируемые на предприятиях нефтехимии и нефтепереработки.
Из раздела 3 «Общие положения» Методики «Кубаньэко» также следует, что метод предназначен для определения количества выбросов вредных веществ в атмосферу с открытых (полузакрытых) поверхностей испарения объектов очистных сооружений и блоков оборотного водоснабжения: ливнесброс, песколовка, нефтеловушка, пруд дополнительного отстоя, нефтеотделитель и т.д. и основан на снятии газовоздушного баланса от источника испарения путем определения концентрации вредного ингредиента и скорости воздушного потока в условных плоскостях источника с наветренной и подветренной сторон.
Пунктами 4.6 и 5.2 указанной Методики установлено, что: для отбора проб воздуха с целью определения концентраций вредных веществ в условных плоскостях используется пробоотборное устройство, состоящего из сборного шеста длинной около 5 м., направляющей рамки, крепежной трубки, крепления для шприца и шприца; для определения выбросов других компонентов над поверхностью испарения жидкости (на высоте 10 – 15 см) проводят отбор проб воздуха на определение концентрации в нем определяемого компонента и углеводородов (суммарно). Объемы отобранных проб для каждого компонента устанавливаются в соответствии с требованиями, изложенными в (1), где также приводятся принципиальные схемы отбора проб воздуха.
В силу п. 178 ГОСТ 19179-73 (Гидрология суши. Термины и определения) пруд – Мелководное водохранилище площадью не более 1 квадратного километра. Таким образом пруд предполагает наличие водной поверхности.
Согласно п. 2.2.1.1 «Ликвидируемые ИЗАВ» раздела 2. «Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферного воздуха» Проекта Нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу для производственной площадки Буферного пруда (076-0838-БП-ПДВ) АО «Газпромнефть – ОНПЗ», Том 1. Пояснительная записка, разработанного и утвержденного в 2019 г. АО «Группа Компаний ШАНЭКО» (далее – Проект ПДВ) следует, что «в связи с реализацией первой и третьей технологических линий биоремедиации на секциях 1 и 2а Буферного пруда возникла необходимость выделения секций 1 и 2а в отдельный источник выбросов. Таким образом, ликвидируется один источник выбросов: ИЗАВ 6174 (поверхность испарения пруда) и в его границах вводятся в эксплуатацию два новых (л.20). В п. 2.2.1.2 «Новые ИЗАВ» подраздела 2.2.1 «Изменения, произошедшие с источниками загрязнения атмосферы» Проекта ПДВ указано, что в перечень существующих источников выбросов Буферного пруда добавлены новые источники: № 6001 – секции 1, 2а Буферного пруда, № 6002 – секция 2 Буферного пруда. (л.д. 160).
Из акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 02.09.2020 следует, что в границах секции 1 Буферного пруда образовано 8 технологических площадок биоремедиации, на которых осуществляются технологические операции по переработке НДО, работы производятся с использованием тракторной техники; на территории секции 2а Буферного пруда оборудована площадка хранения продукции (западная часть) и оборудованы биовентинговые скважины для переработки НДО (восточная часть). На момент обследования секций 1 и 2а Буферного пруда указанные секции не задействованы для регулирования стоков, опорожнены, стоки в них не поступают (л.д. 69-72).
С учетом изложенного, секции 1 и 2а Буферного пруда по своему целевому назначению не эксплуатируются, поверхность испарения пруда ликвидирована, жидкость, в понимании, придаваемом этому термину Методикой «Кубаньэко» (принимая во внимание распространение методики на эксплуатируемые открытые (полуоткрытые) поверхности испарения объектов очистных сооружений и блоков оборотного водоснабжения), на них отсутствует, следовательно секции 1 и 2а частью эксплуатируемых очистных сооружений в настоящее время не являются. В этой связи полагаю верным вывод должностного лица о невозможности применения Методики «Кубаньэко» при проведении инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при разработке ПДВ и при осуществлении производственного экологического контроля на секциях 1 и 2а Буферного пруда (ИЗА № 6001) в период проведения на них работ по получению продукции из нефтесодержащих донных отложений методом биоремедиации.
Довод защитников, а также вывод экспертного заключения комиссии АО «НИИ Атмосфера» о том, что примененная обществом методика («Кубаньэко») для определения выбросов загрязняющих веществ с поверхностей испарения на предприятиях нефтехимии и нефтепереработки является единственной, альтернативных методик нет, является несостоятельным, поскольку согласно п. 2 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 № 422, методики расчета разрабатываются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, что предполагает возможность разработки АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» необходимой методики в случае ее отсутствия. Более того, Перечень методик, используемых в 2020 году для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденный генеральным директором АО «НИИ Атмосфера» 19.12.2019 г., содержит СТО 05766480-011-2016. Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от источников выбросов объектов очистных сооружений и блоков оборотного водоснабжения ООО «КИНЕФ». <...>.
Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных должностным лицом обстоятельств и доказательств, не ставят под сомнение наличие в действиях АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, а также законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.
Постановление о привлечении АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, вынесено должностным лицом Росприроднадзора с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для этой категории дел.
Административное наказание назначено АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» согласно санкции ст. 8.1 КоАП РФ и отвечает требованиям ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение постановления, не установлено.
На основании изложенного, суд, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление о назначении административного наказания № от 14.10.2020 г. старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2, которым Акционерное общество «Газпромнефть – Омский НПЗ», №, юридический адрес: адрес признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей – оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба, принесен протест в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Писарев