ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-321/18 от 21.11.2018 Кировского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

г.Волгоград 21 ноября 2018 года

Судья Кировского районного суда г.Волгограда Самсонова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление исполняющего обязанности заместителя начальника контрольного управления начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО3 от <ДАТА> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.5 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении заведующего, контрактного управляющего муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 18 Кировского района Волгограда» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением исполняющего обязанности заместителя начальника контрольного управления начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО3 от <ДАТА>, заведующий, контрактный управляющий МДОУ «Детский сад № 18 Кировского района Волгограда» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.1.5 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, ФИО1 обратилась с жалобой в суд, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, освободив от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения, ограничиться устным замечанием. При рассмотрении дела должностным лицом не были учтены обстоятельства совершения вменяемых заявителю действий, совершенных в условиях крайней необходимости, извещение о закупке услуги по транспортировке горячей воды была размещена ранее положенного срока на 4 календарных дня, поскольку откладывать на более поздний срок дальнейшую процедуру заключения и размещения контракта по транспортировке горячей воды было нельзя, так как коммунальные услуги являются первостепенной необходимостью для обеспечения нормальной и непрерывной деятельности учреждения. Приказом -ОД от <ДАТА> был утвержден порядок завершения операций по исполнению бюджета Волгограда, не позднее <ДАТА>. Размещение извещения о закупке ранее положенного срока, как нарушение формально и содержит признаки состава правонарушения, но не повлекло за собой причинение вреда экономике. Последствий, представляющих существенное нарушение охраняемых общественных отношений не наступило.

Заявитель ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивала, в обоснование изложила доводы, указанные в ней.

Представитель должностного лица заместителя начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО3 - ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Судья, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 1.5 статьи 7.30 КоАП РФ, размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

Частью 14 статьи 21 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что внесение в соответствии с частью 13 настоящей статьи изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки.

Согласно пункту 11 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 554 (далее – Требования к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок от 05.06.2015 № 554), внесение изменений в план-график закупок по каждому объекту закупки осуществляется не позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, указанного в пункте 12 настоящих требований, а в случае, если в соответствии с Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), - до даты заключения контракта.

Как следует из материалов дела, Департаментом финансов администрации Волгограда в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 99 Федерального закона от <ДАТА> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ), на основании приказа департамента финансов администрации Волгограда от <ДАТА>-ОД проведена плановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №18 Кировского района Волгограда» (далее – МОУ детский сад , Заказчик, Учреждение).

По результатам проверки составлен акт от <ДАТА>, в соответствии с которым МОУ детский сад <ДАТА> внесены изменения в план-график размещения закупок на 2017 год (версия 20 от <ДАТА>), а именно в позиции с идентификационным кодом закупки (далее - ИКЗ) 17334470146013447 «Услуги по транспортировке горячей воды» цена контракта определена в сумме 18 940,27 рублей.

Соответственно, согласно части 14 статьи 21 Закона №44-ФЗ, пунктом 11 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок от <ДАТА> извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупке ИКЗ 17334470146013447 должно быть размещено не ранее <ДАТА>.

Проверкой установлено, что извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупки «Услуги по транспортировке горячей воды» ИКЗ 17334470146013447 на сумму 18 940,27 рублей размещено в ЕИС <ДАТА>.

Таким образом, в нарушение части 14 статьи 21 Закона №44-ФЗ, пункта 11 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок от <ДАТА> МОУ детский сад <ДАТА> внесены изменения в план-график на 2017 год (версия 20 от <ДАТА>) по объекту закупки «Услуги по транспортировке горячей воды» ИКЗ 17334470146013447 на сумму 18 940,27 рублей, что на 4 дня позже даты размещения в ЕИС извещения от <ДАТА> о проведении данной закупки, которое следовало разместить не ранее <ДАТА>.

План-график закупок на 2017 год МОУ детский сад , извещение от <ДАТА> размещены и подписаны электронно-цифровой подписью ФИО1.

Контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

На основании приказа комитета по образованию администрации Кировского района Волгограда от <ДАТА>/к на должность заведующего МОУ детский сад с <ДАТА> замещает ФИО1.

Приказом от <ДАТА> «О назначении должностного лица, ответственного за осуществлении закупок (контрактного управляющего)» ответственным за осуществление закупок, контрактным управляющим МОУ детский сад назначена заведующей Учреждения ФИО1, на которую в соответствии с должностной инструкцией возложены следующие функции и полномочия:

- разработка плана закупок, осуществление подготовки изменений для внесения в план закупок, размещение в единой информационной системе плана закупок и внесенных в него изменений;

- разработка плана-графика, осуществление подготовки изменений для внесения в план-график, размещение в единой информационной системе плана-графика и внесенных в него изменений;

- осуществление подготовки и размещения в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов, контрактов, подготовки и направления приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

- обеспечение осуществления закупок, в том числе заключения контрактов.

В силу части 5 статьи 4 Закона №44-ФЗ информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.

В соответствии с пунктом 3 Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА>, информация размещается в общедоступной части официального сайта после подписания документа, содержащего информацию, электронной подписью лица, уполномоченного на размещение информации на официальном сайте, а также в закрытой части официального сайта, доступ к которой осуществляется с помощью электронной подписи, после прохождения регистрации на официальном сайте.

У ФИО1 имелся квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи F в период действия с <ДАТА> по <ДАТА> с полномочиями пользователя общероссийского официального сайта в сфере размещения заказов.

Следовательно, размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, входило в полномочия заведующего, контрактного управляющего МОУ детский сад ФИО1.

Таким образом, в действиях – должностного лица Заказчика – заведующего, контрактного управляющего МОУ детский сад ФИО1, при размещении в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением предусмотренного законом срока, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.5 статьи 7.30 КоАП РФ.

По данному факту уполномоченным лицом комитета финансов Волгоградской области в отношении заведующего, контрактного управляющего МОУ детский сад ФИО1<ДАТА> составлен протокол об административном правонарушении .

Согласно представленным объяснениям, Б. факт нарушения МОУ детский сад Закона №44-ФЗ признала, поясняет, что извещение о проведении закупки у единственного поставщика по закупке ИКЗ 17334470146013447, что является закупкой услуг по транспортировке горячей воды, было размещено ранее положенного срока, поскольку откладывать на более поздний срок дальнейшую процедуру заключения и размещения контракта по транспортировке горячей воды было нельзя, так как коммунальные услуги являются первостепенной необходимостью для обеспечения нормальной и непрерывной деятельности Учреждения. Данная закупка носила необходимый характер.

Помимо этого, приказом департамента финансов администрации Волгограда от <ДАТА>-ОД был утвержден Порядок завершения операций по исполнению бюджета Волгограда и кассовым выплатам за счет средств неучастников бюджетного процесса Волгограда в 2017 году, где в пункте 2 раздела I определены сроки постановки на учет бюджетных обязательств в автоматизированной информационной системе «АЦК-Финансы», а именно «не позднее <ДАТА>».

Таким образом, если бы извещение о проведении закупки у единственного поставщика было опубликовано не ранее <ДАТА>, то был огромный шанс не успеть полностью провести закупочную процедуру с дальнейшим заключением и размещением контракта на услуги по транспортировке горячей воды до <ДАТА>.

С учетом сложившейся обстановки, необходимо было более раннее размещение извещения и ввиду срочности, не учли требования части 14 статьи 21 Закона № 44-ФЗ.

Стоит учитывать также то, что данное нарушение хоть формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но не повлекло за собой причинение вреда экономике в общем и учреждения в частности. Последствий представляющих существенное нарушение охраняемых общественных отношений также не наступило.

Представленные ФИО1 объяснения не позволяют исключить ее виновность и не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, не освобождают должностное лицо Заказчика от необходимости соблюдения норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Проверка материалов дела показала, что ФИО1 не были предприняты надлежащие меры, направленные на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действующее законодательство Российской Федерации, в том числе Закон №44-ФЗ, Требования к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок от <ДАТА>являются общедоступной, а не закрытой информацией. ФИО1 имела возможность и должна была изучить действующее законодательство, проявить надлежащее отношение к своим обязанностям должностного лица муниципального заказчика, предвидеть и не допустить установленные нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

ФИО1, являясь заведующим, контрактным управляющим МОУ детский сад , в силу своих полномочий и должностных обязанностей должна была знать о необходимости соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при размещении в ЕИС плана-графика закупок.

Действия ФИО1 характеризуются неосторожной формой вины, при этом объективные обстоятельства, делавшие невозможным выполнение ФИО1 своих обязанностей должностного лица заказчика, отсутствовали.

Вместе с тем, в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ), в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений

Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Судья приходит к выводу, что объем вмененного правонарушения по своему характеру и степени общественной опасности, возможно расценить как малозначительный.

Из установленных обстоятельств усматривается, что административное правонарушение, совершенное ФИО1, по своему характеру и степени общественной опасности не создало угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам общества, государства или гражданам.

Учитывая фактические обстоятельства по делу, судья приходит к выводу, что действия заведующего, контрактного управляющего муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № <адрес> Волгограда» ФИО1, хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствие негативных последствий., указанное правонарушение может быть признано малозначительным на основании ст.2.9 КоАП РФ, в связи с чем, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 на постановление исполняющего обязанности заместителя начальника контрольного управления начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО3 от <ДАТА> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.5 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении заведующего, контрактного управляющего муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 18 Кировского района Волгограда» ФИО1 - удовлетворить, отменить постановление исполняющего обязанности заместителя начальника контрольного управления начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО3 от <ДАТА>.

Производство по делу прекратить в соответствии со ст.2.9 и п.2 ч.1 ст.29.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью, объявив ФИО1 устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г.Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья - М.В. Самсонова