ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-321/18 от 26.10.2018 Серовского районного суда (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

город Серов Свердловской области 26 октября 2018 года

Судья Серовского районного суда Свердловской области Холоденко Н.А., рассмотрев дело № 12-321/2018 по жалобе ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес> на постановление по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Серовского судебного района Свердловской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 6 Серовского судебного района Свердловской области от 05.07.2018 ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 30 Областного Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области", ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, ФИО1 в жалобе просит постановление отменить, указав, что протокол об административном правонарушении составлен лицом, не имеющим полномочия на его составление. Уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не получал. Судом не доказано какие конкретные законные требования депутата представительного органа им не выполнены.

В судебное заседание ФИО1 не явился. Просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Председатель Думы Сосьвинского городского округа Пикалов П.Е. пояснил, что в ходе заседания Думы Сосьвинского городского округа. К.А.ВБ. нарушал установленный порядок, вел себя неадекватно, сообщал какую нужду собирается справить. Доводы о не уведомлении рассмотрения дела не соответствуют действительности. На момент составления протокола об административном правонарушении решение Думы Сосьвинского городского округа Об утверждении перечня должностных лиц Думы было законным. Оно не признано недействующим. Киселев не выполнил требования не мешать работе, прекратить.

Заслушав председателя Думы СГО ФИО2, исследовав представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Из статьи 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации вытекает обязанность суда, разрешая любое дело, оценить подлежащие применению нормативные правовые акты в их иерархии и в случае их противоречия принять решение в соответствии с положениями, имеющими большую юридическую силу.

Частью 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории <адрес>" предусмотрена административная ответственность за невыполнение должностными лицами государственных органов <адрес>, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории <адрес>, организаций или общественных объединений законных требований депутата Законодательного <адрес> или депутата представительного органа муниципального образования либо создание препятствий в осуществлении их деятельности.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП Российской Федерации, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Статьей 24.1 КоАП Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП Российской Федерации в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП Российской Федерации являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ председателем Думы Сосьвинского городского округа ФИО2 в отношении заместителя главы Сосьвинского городского округа Киселева А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории <адрес>", указав, что в ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ с 10:43 до 16:55 очередного девятого заседания Думы Сосьвинского городского округа заместитель главы администрации Сосьвинского городского округа Киселев А.В., присутствуя на заседании, на которое был приглашен, неоднократно допускал разговор с другими приглашенными во время выступления определенного повесткой заседания Думы докладчика, на неоднократные замечания не реагировал, чем вмешивался в работу заседания Думы Сосьвинского городского округа, без разрешения председательствующего покинул зал заседания Думы Сосьвинского городского округа, чем нарушил пункты 3,4,9 статьи 5 Регламента Думы Сосьвинского городского округа.

В связи с указанными обстоятельствами ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 привлечен мировым судьей к административной ответственности по части 1 статьи 30 Областного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории <адрес>".

Согласно статье <адрес> N 52-ОЗ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона (в части административных правонарушений, связанных с невыполнением законных требований депутата представительного органа муниципального образования), составляются должностными лицами, перечень которых определяется нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Решением Думы Сосьвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на статьи 22, 45 Устава Сосьвинского городского округа утвержден Перечень должностных лиц Думы Сосьвинского городского округа, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с законом <адрес> «Об административных правонарушениях на территории <адрес>», согласно которому протоколы об административных правонарушениях по статье <адрес> N 52-ОЗ уполномочены составлять: председатель Думы Сосьвинского городского округа; начальник организационно-правового отдела аппарата Думы Сосьвинского городского округа, специалист 1 категории организационно – правового отдела аппарата Думы Сосьвинского городского округа.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 1.3.1 КоАП Российской Федерации определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, относится к ведению субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 1.3.1 КоАП Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в подпунктах 4-6 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

Данные нормы корреспондируют положениям подпункта 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с вышеприведенными положениями закона, Конституции Российской Федерации, <адрес> Областной Думой Законодательного <адрес> принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории <адрес>, государственным полномочием <адрес> по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", в соответствии с которым органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес> наделены отдельными государственными полномочиями <адрес> по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе по статье 30 Областного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории <адрес>".

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

На основании пункта 4 статьи 27 Устава Сосьвинского городского округа Глава городского округа как высшее должностное лицо муниципального образования: организует и обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами <адрес> (подп. 8); в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами <адрес>, настоящим Уставом и нормативными правовыми актами Думы городского округа, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации городского округа (подп. 32).

Во исполнение вышеуказанных требований законодательства, с учетом статьи 27 Устава Сосьвинского городского округа Администрацией Сосьвинского городского округа принято соответствующие постановление от ДД.ММ.ГГГГ-А, которым определен перечень должностных лиц администрации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе по статье 30 Невыполнение законных требований депутата Законодательного <адрес> или депутата представительного органа муниципального образования" (в части административных правонарушений, связанных с невыполнением законных требований депутата представительного органа муниципального образования).

На момент рассмотрения дела действует Постановление Главы Сосьвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N 29 "Об утверждении Перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории <адрес>"

В соответствии с указанным перечнем Глава Сосьвинского городского округа уполномочен составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 30 Областного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ОЗ.

В свою очередь, полномочия представительного органа определены статьей 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая не предусматривает возможность издания правовых актов по непосредственной реализации органами местного самоуправления переданных государственных полномочий.

В соответствии с частью 11 статьи 35 Закона N 131-ФЗ иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Из статьи 22 Устава Сосьвинского городского округа следует, что Дума Сосьвинского городского округа не наделена компетенцией по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Установив указанные нарушения, придя к выводу о том, что решение Думы Сосьвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГпринято представительным органом в отсутствие соответствующей компетенции, заместитель Серовского городского прокурора Кисилев А.А. в адрес председателя Думы Сосьвинского городского округа ФИО2 обратился с протестом с требованием об отмене данного решения Думы Сосьвинского городского округа.

Решением Думы Сосьвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ решение Думы Сосьвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствует о составлении протокола об административном правонарушении по статье 30 Областного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ОЗ в отношении заместителя главы Сосьвинского городского округа ФИО1 неуполномоченным должностным лицом.

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом является нарушением требований статьи 28.3 КоАП Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущим признание его недопустимым доказательством.

Кроме того, следует отметить, что протокол об административном правонарушении в нарушении части 2 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации и постановление по делу об административном правонарушении в нарушении статьи 29.10 КоАП Российской Федерации не содержат полного описания события правонарушения предусмотренного частью 1 статьей 30 Областного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ОЗ.

Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 30 Областного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ОЗ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнение должностными лицами государственных органов <адрес>, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории <адрес>, организаций или общественных объединений исключительно законных требований депутата Законодательного <адрес> или депутата представительного органа муниципального образования либо создание препятствий в осуществлении их деятельности.

Вместе с тем, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении по делу об административном правонарушении не отражены конкретные требования и какого должностного лица представительного органа, которые не выполнены лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП Российской Федерации производства по делу, они являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность постановления мировым судьей, которым эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи, вынесенное в отношении ФИО1 по настоящему делу об административном правонарушении, не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Серовского судебного района Свердловской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 6 Серовского судебного района Свердловской области от 05.07.2018 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 30 Областного Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" отменить, производство по делу прекратить связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено обжалуемое постановление.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения, и может быть обжаловано только в порядке статьи 30.12 КоАП Российской Федерации.

Судья