ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-321/20 от 15.02.2021 Сокольского районного суда (Вологодская область)

Дело № 12-8/2021

РЕШЕНИЕ

г. Сокол 15 февраля 2021 года

Вологодская область

Судья Сокольского районного суда Вологодской области Попова Е.Б., рассмотрев жалобу директора муниципального унитарного предприятия «Коммунальные системы» ФИО1 на постановление начальника управления государственного жилищного надзора, заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Вологодской области ФИО2 от 23 июня 2020 года № 310, которым директор муниципального унитарного предприятия «Коммунальные системы» ФИО1 привлечён к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника управления государственного жилищного надзора, заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Вологодской области ФИО2 от 23 июня 2020 года № 310 директор муниципального унитарного предприятия (далее МУП) «Коммунальные системы» ФИО1 привлечён к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Оспаривая правомерность привлечения к административной ответственности, директор МУП «Коммунальные системы» ФИО1 обратился в Вологодский городской суд с жалобой на вышеуказанное постановление, просит постановление отменить, указав в обоснование, что о дате и месте составления протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, а также о необходимости явиться на рассмотрение дела он не извещался, определения от 10 июня 2020 года (указанного в постановлении) и протокола от 20 июня 2020 года № 07-14-39 не получал, таким образом, должностным лицом не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, в результате чего нарушено его право на защиту, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ. Копию оспариваемого постановления он получил 08 июля 2020 года, с жалобой обратился в суд 17 июля 2020 года, то есть в установленный законом срок.

Директор МУП «Коммунальные системы» ФИО1, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Представитель директора МУП «Коммунальные системы» ФИО1 по доверенности ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, пояснил, что должностным лицом административного органа нарушены процессуальные нормы, предусмотренные КоАП РФ, поскольку на составление протокола об административном правонарушении директор учреждения ФИО1 не извещен, в июне 2020 года он находился в отпуске, по месту жительства уведомления не получал, также он не извещался и на рассмотрение дела, в связи с чем просил постановление должностного лица отменить, направить дело на новое рассмотрение.

Представитель Государственной жилищной инспекции Вологодской области, надлежащим образом извещённый о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Изучив доводы жалобы по существу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав лиц, участвующих в деле, судья приходит к следующим выводам.

В силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно подп. "д" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила) качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, указанным в настоящих Правилах.

В силу п. 15 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15 введена Федеральным законом от 04 июня 2011 года N 123-ФЗ).

Согласно п. 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

На основании пункта 1 Приложения 1 Правил, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84).

В соответствии с п.п. «а» п. 33 Правил, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Согласно пункту 3 Приложения 1 Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно, с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

Пунктом 1 Приложения 1 к Правилам № 354 установлены требования к режиму предоставления услуги по холодному водоснабжению – бесперебойное, круглосуточное в течение года; допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных системах инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения – в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).

На основании п. п. «а» п. 115 Правил, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации.

В соответствии с п. 116 Правил, в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 115 настоящих Правил, исполнитель обязан в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил зарегистрировать в журнале учета дату, время начала (окончания) и причины ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, а также в течение суток с даты ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.

МУП «Коммунальные системы» осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод на территории города Сокола согласно Уставу. Директором МУП «Коммунальные системы» является ФИО1

Из обжалуемого постановления начальника управления государственного жилищного надзора, заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Вологодской области ФИО2 от 23 июня 2020 года № 310 следует, что 09 мая 2020 года в 16 часов 35 минут на центральных водоводах со станции 2-го подъёма цеха ОСВ произошло падение давления воды до 1,0 кгс/кв. см. Городской насос № 4 продолжал работать в штатном режиме на давлении 4,0 кгс/кв. см. В 17 часов 40 минут специалистами МУП «Коммунальные системы» был обнаружен прорыв на правом водоводе диаметром 600 мм, к 18 часам 20 минутам был перекрыт правый водовод с участком прорыва, в 18 часов 20 минут давление по левому водоводу составляло 3,0 кгс/кв. см, 10 мая 2020 года в 17 часов 00 минут установлен компрессионные муфты со вставкой трубы ПНД (пластик) диаметром 600 мм. 10 мая 2020 года в 19 часов 15 минут авария ликвидирована, установлено давление обоим водоводам 4,0 кгс/кв. см и возобновлено оказание коммунальной услуги водоснабжению потребителям. Централизованные системы водоснабжения по степени обеспеченности подачи воды в г. Сокол отнесены ко второй категории (при численности населения от 5 до 50 тысяч). Величина допускаемого снижения подачи воды не более 30% расчётного расхода, длительность снижения подачи не должна превышать 10 суток. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения повреждённых и включения резервных элементов или проведения ремонта, но не более, чем на 6 часов.

Должностным лицом МУП «Коммунальные системы» аварийная ситуация с момента фиксации 09 мая 2020 года в 16 часов 35 минут была устранена 10 мая 2020 года в 19 часов 15 минут (в общей сложности 26 часов 40 минут), что превышает допустимый перерыв подачи холодной воды при аварии не более 6 часов, а также несвоевременное информирование потребителей коммунальной услуги. МУП «Коммунальные системы» сведения об аварийной ситуации на центральном водоводе 09 мая – 10 мая 2020 года зарегистрированы в журнале с указанием, даты, времени и причин ограничения и приостановления коммунальной услуги по водоснабжению, направлена информация об аварии в БУЗ в чрезвычайных ситуациях Сокольского муниципального района «Аварийно-спасательная служба СМР». Потребители проинформированы о причине отключения коммунальной услуги по водоснабжению 09 – 10 мая 2020 года на сайте МУП «Коммунальные системы» только 13 мая 2020 года.

11 мая 2020 года в 18 часов 45 минут произошёл прорыв на водоводе диаметром 500 мм на перекрёстке улиц Рабочая и Орджоникидзе в г. Сокол. 12 мая 2020 года в 9 часов 00 минут в связи с аварийной ситуацией на водоводе диаметром 500 мм, располагающемся по адресу: <...>, а также в связи с необходимостью проведения ремонтных работ, давление холодного водоснабжения снижено до 1,5 кгс/кв. см, отключение холодного водоснабжения не производилось. 13 мая 2020 года в 15 часов 00 минут водоснабжение восстановлено в полном объёме. 12 мая 2020 года в 15 часов 15 минут ремонтные работы завершены и в 17 часов 15 минут водоснабжение полностью восстановлено. Потребители проинформированы о причине отключения коммунальной услуги по водоснабжению 12 мая 2020 года в связи с аварийной ситуацией на водоводе 12 мая 2020 года с 09 часов 00 минут до окончания производства работ по адресам: Центральная часть; мкр. Трубки; мкр. Лесобаза; д. Литега; д. Васютино; д. Борисков; а также о проведении ремонтных работ по ул. Рабочая.

Таким образом, должностным лицом МУП «Коммунальные системы» допущены следующие нарушения: продолжительность перерыва подачи холодной воды при проведении ремонтных работ превысила перерыв допустимого времени 4 часа единовременно, аварийных работ – более чем 6 часов.

По информации МУП «Коммунальные системы» в связи с возникновением аварийной ситуации 15 мая 2020 года на водоводе диаметром 500 мм, а также проведением ремонтных работ на магистральном водоводе 18 мая 2020 года с 09 часов 00 минут до 15 часов 00 минут отключено холодное водоснабжение во всем городе, в д. Литега, д. Васютино, д. Борисково, при этом данное сообщение поступило в ЧС, водоснабжение восстановлено полностью 18 мая 2020 года в 12 часов 20 минут. Потребители извещены о причине отключения на сайте МУП «Коммунальные системы» 15 мая 2020 года о проведении ремонтных работ на магистральном водоводе 18 мая 2020 года.

Таким образом, директором МУП «Коммунальные системы» ФИО1 допущены следующие нарушения: продолжительность перерыва подачи холодной воды при проведении ремонтных работ превысила перерыв допустимого времени 4 часа единовременно.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора МУП «Коммунальные системы» ФИО1 к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со статьёй 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным, в частности, с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4 КоАП РФ, частями 1,3 и 4 статьи 38.6 КоАП РФ.

По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Согласно части 3 названной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).

Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Исходя из содержания части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии со статьей 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.

Таким образом, из буквального толкования указанных норм законодательства следует, что обязательному извещению подлежат лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, указанные в статьях 25.1 – 25.11 КоАП РФ, а именно: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевшая сторона.

Из материалов дела следует, что о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, директор МУП «Коммунальные системы» ФИО1 не извещен по месту жительства, поскольку извещения направлялись в адрес предприятия МУП «Коммунальные системы», кроме того, ФИО1 находился в отпуске с 08 июня 2020 года по 11 июня 2020 года, что подтверждается приказом №299 ал/с от 08 июня 2020 года.

Протокол об административном правонарушении 10 сентября 2020 года был составлен без участия должностного лица МУП «Коммунальные системы», копия протокола об административном правонарушении направлена в МУП «Коммунальные системы», получена учреждением 18 июня 2020 года, по месту жительства ФИО1 не направлялась, при этом в протоколе извещения для должностного лица о рассмотрении дела по данному административному материалу не содержится, определение об извещении должностного лица также в материалах дела отсутствует, таким образом, материалы административного дела не содержат сведений о направлении и получении ФИО1 копии протокола и извещения на рассмотрение дела.

Дело об административном правонарушении, предусмотренное статьей 7.23 КоАП РФ, рассмотрено в отношении должностного лица – директора МУП «Коммунальные системы» ФИО1 23 июня 2020 года без участия ФИО1 либо его представителя согласно постановлению о назначении административного наказания № 310 от 23 июня 2020 года. Копия постановления от 23 июня 2020 года, направленная в адрес МУП «Коммунальные системы», получена учреждением 08 июля 2020 года, сведений о получении постановления ФИО4 материалы дела не содержат, вместе с тем, с жалобой ФИО1 обратился в суд 15 июля 2020 года, то есть в установленный законом срок.

Таким образом, с учётом отсутствия доказательств о своевременном (до рассмотрения дела) получении должностным лицом – директором МУП «Коммунальные системы» ФИО1 извещения о составлении протокола об административном правонарушении, получения его копии и ознакомлении с его содержанием, отсутствия сведений о надлежащем извещении должностного лица о рассмотрении дела об административном правонарушении, оснований для признания порядка привлечения ФИО1 к административной ответственности, как должностного лица МУП «Коммунальные системы», не имеется. При таких обстоятельствах право на защиту ФИО1 было нарушено.

Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, в отношении ФИО1 не может быть признано законным и обоснованным, поскольку вынесено при существенном нарушении процессуальных требований КоАП РФ, в связи с чем подлежит отмене.

Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный положениями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 на момент рассмотрения жалобы в суде, не истек, настоящее дело подлежит возвращению на новое рассмотрении.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление начальника управления государственного жилищного надзора, заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Вологодской области ФИО2 от 23 июня 2020 года № 310 отменить.

Направить дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального унитарного предприятия «Коммунальные системы» ФИО1 в Государственную жилищную инспекцию Вологодской области на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.Б. Попова