ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-321/2021 от 23.09.2021 Анапского городского суда (Краснодарский край)

Дело №12-321/2021

УИД23RS0003-01-2021-004808-56

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

23 сентября 2021 года город-курорт Анапа

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Грошковой В.В.,

при секретаре Сидоренко В.А.,

с участием представителя генерального директора ООО АПП «Меркурий-2» Верстунина В.П. - Тесленко П.В.,

представителя Управления Росреестра по Краснодарскому краю Кудряшовой Р.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО АПП «Меркурий-2» Верстунина В.П. на постановление заместителя главного государственного инспектора города-курорта Анапа по использованию и охране земель Кишинек А.А. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ должностное лицо - генерального директора ООО АПП «Меркурий-2» Верстунина В.П.,

у с т а н о в и л :

Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.-к. Анапа по использованию и охране земель Кишинёк А.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу генеральный директор ООО «АПП «Меркурий-2» Верстунин В.П. был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо, привлеченное к административной ответственности - генеральный директор ООО «АПП «Меркурий-2» Верстунин В.П., подал жалобу, в обоснование которой указал, что считает постановление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с тем, что нарушений действующего законодательства РФ с его стороны допущено не было, а поэтому дело подлежит прекращению. Административный орган ошибочно пришел к выводу, что его действия образуют объективную и субъективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, выразившегося в использовании земельного участка, расположенного по адресу: РФ. <адрес> с кадастровым номером <адрес>, площадью 22401 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «проектирование и строительство берегозащитных сооружений», принадлежащего на праве аренды ООО «АПП «Меркурий-2». Ошибочность выводов административного органа заявитель мотивировал тем, что на основании договора о передаче прав и обязанностей по договору водопользования № В0-00.00.00.000-М-ДРБВ-Т-2018-04476/00 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, ООО «АПП «Меркурий-2» имеет право использовать в рекреационных целях участок акватории Черного моря, прилегающий к арендованному земельному участку. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.02.2008 № 78 «О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 30 июня 2006 года № 536 «Об утверждении правил охраны жизни людей на воде в Краснодарском крае и правил пользования водными объектами в Краснодарском крае для плавания на маломерных судах», постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 17.06.2016 № 2355 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 4 февраля 2015 года № 394 «О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах в границах муниципального образования город-курорт Анапа» предусмотрено использование территории земельного участка в качестве пляжа, поскольку она включена в перечень участков берега с прилегающей к ним акваторией для организации мест массового отдыха, купания, туризма и спорта на водных объектах общего пользования, расположенных в границах муниципального образования город-курорт Анапа (Приложение № 4 Схема участка № 4 для массового отдыха, купания, туризма и спорта). В отношении арендуемого земельного участка была разработана проектная документация, утвержденная заместителем главы муниципального образования город курорт Анапа и Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа, предусматривающая организацию работа пляжа. Также ссылаясь на ГОСТ Р 55698-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристические услуги. Услуги пляжа (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2013 года № 1345), Правила благоустройства территории муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденных Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 06 декабря 2017 года № 265 (в ред. Решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 30 апреля 2020 года № 639). Также в жалобе заявитель указывает, что на пляжах может быть организовано оказание дополнительных услуг, связанных с созданием удобств посетителям пляжей, при этом действующими нормативными актами не установлен запрет на размещении на пляже нестационарных объектов, на которые ссылается административный орган, как на нецелевое использование земельного участка. Генеральным планом городского округа город-курорт Анапа, утвержденным Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14 ноября 2013 года № 404 (в ред. Решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 22 декабря 2016 года № 145) территория арендуемых земельных участков включена зону рекреационного назначения, а именно в зону пляжей. Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденными Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26 декабря 2013 г. № 424 (в редакции Решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 23 июня 2020 года № 713) территории арендуемых земельных участков расположены в Зоне рекреационного назначения (Р), которая предназначена для обеспечения условий сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды, в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства зеленых насаждений, обеспечение их рационального использования. Со ссылкой на статьи 85, 98 ЗК РФ, ст. 35 ГрК РФ и Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Росреестра от 10.11.2020 года № П/0412, заявитель утверждает, что использование арендуемых земельных участков для размещения объекта рекреационного назначения (пляжа) не противоречит целевому назначению земель рекреационного назначения, а также соответствует Генеральному плану города-курорта Анапа, Правилам землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, требованиям Земельного и Водного кодексов Российской Федерации, так как земельный участок используется в соответствии с видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом.

В связи с чем просит суд оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГо привлечении к административной ответственности по ст. 8.8 ч.1 КоАП РФ отменит и производство по делу прекратить.

Заявитель жалобы - генеральный директор ООО «АПП «Меркурий-2» Верстунин В.П., надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причина неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, что не препятствует суду рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель генерального директора ООО «АПП «Меркурий-2» Верстунина В.П. - Тесленко П.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям, просил суд ее удовлетворить.

Представитель Управления Росреестра по Краснодарскому- Кудряшовой Р.Т., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, просила постановление о назначении административного наказания оставить без изменения, ссылаясь на то, что оно является обоснованным и законным.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела на основании договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , передан в аренду ООО «Ассоциация подводного плавания Анапы» (указанный договор аренды зарегистрирован Управлением Росреестра по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ за ).

На основании распоряжения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по акту от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером безвозмездно передан из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Анапа.

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, в указанный договор аренды внесены изменения, в соответствии с которыми изменилась дата договора на ДД.ММ.ГГГГ и номер договора аренды на , а также внесены другие изменения (указанное соглашение зарегистрировано Управлением Росреестра по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ за ).

На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером перешли к ООО «АПП «Меркурий-2» (указанный договор зарегистрирован Управлением Росреестра по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ за ).

В судебном заседании установлено, что административным органом по результатам проведенного обследования ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , расположены следующие строения и сооружения:

- одноэтажный объект (трансформаторная подстанции) с эксплуатируемой кровлей; - некапитальный объект (медицинский пост),

- одноэтажное некапитальное строение (кафе),

- некапитальные сооружения (детская площадка, батут),

- 13 (тринадцать) некапитальных одноэтажных строений (беседки) коммерческого назначения,

- элементы благоустройства пляжа (мусорные контейнеры, деревянные навесы, шезлонги, раздевалки, био-туалеты),

- некапитальная металлическая конструкция (шатер),

- некапитальное одноэтажное сооружение, эксплуатируемое как «Школа по обучению плаванию», о чём свидетельствуют рекламные вывески, расположенные на фасадах объектов.

Данный факт подтвержден фотоматериалами, информацией телекоммуникационной сети «Интернет». Со ссылкой на приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 10.11.2020 года № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» административный орган указывает, что разрешенное использование земельного участка - гидротехнические сооружения (код 11.3 вида разрешенного использования), однако фактическое использование обследуемого земельного участка соответствует виду разрешенного использования - предпринимательство (код 4.0 вида разрешенного использования).

Административный орган пришел к выводу, что разрешенный вид использования данного земельного участка - проектирование и строительство берегозащитных сооружений не предусматривает размещения на его территории пляжной инфраструктуры и осуществления коммерческой деятельности. Предпринимательскую, торговую и иную деятельность осуществляет юридическое лицо ООО «АПП «Меркурий-2» ИНН 2301000801, ОГРН 1022300517326.

В связи с чем государственным инспектором города-курорта Анапа по использованию и охране земель Ильиных И.А. в отношении должностного лица - генерального директора ООО «АПП «Меркурий-2» Верстунина В.П.ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ по факту нецелевого использования части земельного участка с кадастровым номером .

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем главного государственного инспектора г.-к. Анапа по использованию и охране земель Кишинёк А.А. было вынесено постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу , которым генеральный директор ООО «АПП «Меркурий-2» Верстунин В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Давая оценку правомерности вышеуказанного постановления, суд исходит из следующего.

Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 данной статьи.

Субъектами административного правонарушения могут выступать граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, под которыми согласно статье 5 ЗК РФ понимаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды.

Предметом правонарушения является конкретный земельный участок, с установленным видом разрешенного использования, границы которого определены и описаны в установленном порядке.

Объективной стороной названного административного правонарушения является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.

Согласно статье 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорией и требованиями законодательства.

В соответствии со статьей 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.

Согласно части 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В силу требований статьи 42 ЗК РФ лица, являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно пункту 2 статьи 85 ЗК РФ виды использования земельного участка (жилой, общественно-деловой, производственной, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационный и иные) определяются градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков могут использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для территориальной зоны, в границах которой находится данный земельный участок.

Согласно пункту 9 статьи 1, подпунктам 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В силу пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

В судебном заседании установлено, что ООО «АПП «Меркурий-2» является арендатором земельного участка с кадастровым номером на основании договора о передаче прав и обязанностей по договору водопользования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, ООО «АПП «Меркурий-2», согласно которому арендатор имеет право использовать в рекреационных целях участок акватории Черного моря, прилегающий к арендованному земельному участку.

ГОСТ Р 57617-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Объекты отдыха, развлечения, культуры и спорта на открытой водной поверхности и их инфраструктура. Термины и определения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.08.2017 года № 913-ст) раскрыто и установлено понятие «рекреационное водопользование». Так в п. 5 раздела 3 данного Национального стандарта указано, что рекреационное водопользование - использование водного объекта или его участка для купания, занятия спортом и отдыха.

Договором водопользования № В0-00.00.00.000-М-ДРБВ-Т-2013-01800/00 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, на ООО «АПП «Меркурий-2» как на водопользователя возложены ряд обязанностей, в том числе со ссылкой на постановление главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ по надлежащему содержанию и эксплуатации территории береговой полосы (п. 19.12), при этом указанная территория поименована как «пляж».

В соответствии со сведениями из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа от 13 сентября 2021 года № 17.3366/21-20 (далее ИСОГД), представленной по запросу суда УАиГ администрации муниципального образования город-курорт Анапа, земельный участок с кадастровым номером расположен в границе населенного пункта г. Анапа муниципального образования город-курорт Анапа. Согласно генерального плана городского округа город-курорт Анапа, утвержденного Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14 ноября 2013 года № 404 (в редакции Решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 22 декабря 2016 года № 145) по функциональному зонированию данный земельный участок относится к зоне: пляжей (частично), приморской набережной (частично), что также указано в выписке из ИСОГД.

Кроме того согласно выписки из ИСОГД в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа (редакция 23.06.2020 № 713) данный земельный участок расположен в зоне рекреационного назначения. Зона рекреационного назначения (Р) предназначена для обеспечения условий сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды, в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства зеленых насаждений, обеспечение их рационального использования. Основные виды разрешенного использования: санаторная деятельность (код 9.2.1), гидротехнические сооружения (код 11.3), обеспечение внутреннего правопорядка (код 8.3), земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0), улично-дорожная сеть (код 12.0.1), благоустройство территории (код 12.0.2); вспомогательные виды разрешенного использования: общее пользование водными объектами (код 11.1).

В соответствии со статьей 34 Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденных Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26 декабря 2013 г. № 424 (в редакции Решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 23 июня 2020 года № 713), действовавшими в период возникновения спорных отношений (далее - ПЗЗ г.-к. Анапы), к основным видам разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне рекреационного назначения (Р) отнесены: санаторная деятельность, земельные участки (территории) общего пользования, благоустройство территории, а к вспомогательному виду разрешенного использования – общее пользование водными объектами.

Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей в период возникновения спорны отношений) установлены следующие описания видов разрешенного использования:

– вид разрешенного использования земельного участка «Санаторная деятельность» (код 9.2.1) предусматривает размещение санаториев, профилакториев, бальнеологических лечебниц, грязелечебниц, обеспечивающих оказание услуги по лечению и оздоровлению населения; обустройство лечебно-оздоровительных местностей (пляжи, бюветы, места добычи целебной грязи); размещение лечебно-оздоровительных лагерей;

– вид разрешенного использования «Земельные участки (территории) общего пользования» (код 12.0), включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 12.0.1 - 12.0.2. При этом код 12.0.2 «Благоустройство территории» предусматривает размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов.

– вид разрешенного использования «Общее пользование водными объектами» (код 11.1) предусматривает использование земельных участков, примыкающих к водным объектам способами, необходимыми для осуществления общего водопользования (водопользования, осуществляемого гражданами для личных нужд, а также забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, если соответствующие запреты не установлены законодательством).

Такое же описание вышеуказанных видов разрешенного использования земельных участков содержалось в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года № 540 (ред. от 04.02.2019), действовавшим на дату принятия ПЗЗ г.-к. Анапа в редакции от 23 июня 2020 г.

Основной вид разрешенного использования «Санаторная деятельность» предусматривает обустройство на земельном участке лечебно-оздоровительных местностей (пляжи, бюветы, места добычи целебной грязи).

В соответствии с пунктом 3.1. ГОСТ Р 55698-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристические услуги. Услуги пляжа (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2013 года № 1345) (далее - Национальный стандарт), введенным в действие с 01 января 2015 года, пляж - участок побережья естественного или искусственного водоема (океана, моря, озера, водохранилища, реки, пруда) с прибрежными водами (акваторией), оборудованный и пригодный для организованного отдыха, купания и приема оздоровительных и профилактических процедур.

Пунктом 1.1.59. Правил благоустройства территории муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденных Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 06 декабря 2017 года № 265 (в ред. Решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 30 апреля 2020 года № 639) определено, что пляж - земельный участок, прилегающий к водному объекту и обустроенный для организованного отдыха населения, в том числе купания людей.

Разделом 6 Национального стандарта установлены требования к услугам пляжа, в том числе пунктом 6.1 предусмотрено, что на пляжах может быть организовано оказание дополнительных услуг, связанных с созданием удобств посетителям пляжей, в том числе: организация мест (зон) массового и индивидуального отдыха потребителей (туристов), в том числе оказание физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг и др.; услуги развлечений; услуги по обучению плаванию, дайвингу, серфингу и т.п.; услуги проката пляжных зонтов, шезлонгов, лежаков, матрацев и полотенец; услуги проката туристского инвентаря и снаряжения для плавания и ныряния; организация досуга детей, в том числе анимационные услуги для детей, детские игровые комнаты; бассейн; оказание фото- и видеоуслуг; услуги по организации питания потребителей (туристов) в сезонных предприятиях питания различных типов и форматов; услуги мелкорозничной торговли продуктами питания с организацией потребления на месте; услуги разносной (передвижной) торговли; услуги по реализации сопутствующих товаров, в том числе сувенирной продукции, средств гигиены, парфюмерно-косметических и других товаров; предоставление организованной стоянки (парковки) для автомобилей туристов; оказание услуг связи; организация оказания бытовых услуг и др.

Пунктом 6.8 Национального стандарта установлено, что перечень основных и дополнительных услуг, оказываемых на пляже, определяется исполнителем услуг и может быть расширен с учетом специализации и местонахождения пляжа, специфики обслуживаемого контингента и совместимости услуг.

Такие же требования содержится в пункте 6.2.16 Правил благоустройства г.-к. Анапа, которым предусмотрено, что на пляжах может быть организовано оказание дополнительных услуг, связанных с созданием удобств посетителям пляжей.

Пунктом 5.15 Национального стандарта и пунктом 6.2.3 Правил благоустройства г.-к. Анапа установлено, что здания, сооружения и временные конструкции, находящиеся на пляже, должны соответствовать действующему градостроительному законодательству, строительным нормам и правилам, сводам правил.

Таким образом на пляже допускается размещение указанных строений.

В соответствии с постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 17.06.2016 № 2355 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 4 февраля 2015 года № 394 «О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах в границах муниципального образования город-курорт Анапа» территория спорного земельного участком включена в перечень участков берега с прилегающей к ним акваторией для организации мест массового отдыха, купания, туризма и спорта на водных объектах общего пользования, расположенных в границах муниципального образования город-курорт Анапа (Приложение № 4 Схема участка № 4 для массового отдыха, купания, туризма и спорта).

В отношении земельного участка с кадастровым номером была разработана проектная документация: Схема планировочной организации земельного участка «Благоустройство пляжной территории, расположенной по адресу: <адрес> (спуск к морю) в границах земельного участка с кадастровыми номерами , , утвержденная заместителем главы администрации муниципального образования город-курорт Анапа и Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа. Указанной схемой предусмотрена организация работы пляжа и размещение на его территории пляжной инфраструктуры, такой как, временных павильонов, теневых навесов, беседок, зонтов, школы для обучения плавания, бар безалкогольных напитков, спасательный пост, детский игровой городок и т.д.

Тем самым собственником спорного земельного участка и Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа было согласовано использование земельного участка в качестве пляжа с размещением соответствующей пляжной инфраструктуры.

Таким образом использование спорного земельного участка для размещения объекта рекреационного назначения (пляжа), а также размещение на указанной территории объектов (строений) и иной пляжной инфраструктуры, указанных в постановлении о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу , не противоречит целевому назначению земель рекреационного назначения и соответствует Генеральному плану города-курорта Анапа, Правилам землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, требованиям Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации.

В рассматриваемом случае осуществляемый вид разрешенного использования соответствует одному из основных видов разрешенного использования земельных участков, установленных для территориальной зоны, в которой расположен спорный земельный участок.

Кроме того, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12.11.2020 года № 46-П, если в статусе собственника земельного участка лицо не лишено законной возможности инициировать изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой, то арендующее землю лицо в такой возможности ограничено.

Также, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 16.10.2020 года № 42-П, при оценке конституционности части 1 статьи 8.8 КоАП РФ - поскольку она, равно как и большинство других норм Особенной части данного Кодекса, имеет бланкетный характер - отдельную значимость приобретает требование ее согласованности в общей системе правового регулирования с соответствующими правилами, установленными регулятивными законодательными (подзаконными) актами. Регулятивные нормы, непосредственно закрепляющие те или иные правила поведения, нарушение которых признается основанием юридической ответственности, должны быть сформулированы так, чтобы содержащиеся в них конструкции (субъективные права, юридические обязанности, юридические процедуры и т.п.) не препятствовали однозначному уяснению смысла действующего правового регулирования.

В Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2020 года № 310-ЭС20-8733 и от 19.01.2021 года № 305-ЭС20-14274 отмечается, что отсутствие в ЕГРП сведений о виде разрешенного использования земельного участка не образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Вместе с тем, привлекая должностное лицо к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ, административный орган фактически исходил из использования ООО «АПП «Меркурий-2» спорного земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования, внесенного в ЕГРН, без учета правовых позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, не устанавливая обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административным органом не представлены доказательства наличия в действиях вмененного должностному лицу состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению вследствие отсутствия состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (часть 3).

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом вышеприведенных норм права, а также установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, в действиях должностного лица отсутствует, в связи с чем постановление заместителя главного государственного инспектора г.-к. Анапа по использованию и охране земель Кишинёк А.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу , вынесенное в отношении должностного лица генерального директора ООО АПП «Меркурий-2» Верстунина В.П. по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ,

Р е ш и л :

Жалобу генерального директора ООО «АПП «Меркурий-2» Верстунина В.П. на постановление заместителя главного государственного инспектора г.-к. Анапа по использованию и охране земель Кишинёк А.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу о привлечении генерального директора ООО «АПП «Меркурий-2» Верстунина В.П. к административной ответственности по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ - удовлетворить.

Постановление заместителя главного государственного инспектора г.-к. Анапа по использованию и охране земель Кишинёк А.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу от ДД.ММ.ГГГГ по делу о привлечении генерального директора ООО «АПП «Меркурий-2» Верстунина В.П. к административной ответственности по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в течение десяти суток через Анапский городской суд.

Судья: (подпись) Грошкова В.В.