ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-322/2014 от 28.11.2014 Магаданского областного суда (Магаданская область)

     Судья Сидорович Е.В.             Дело № 12-322/2014

                                                                                                 № 7-82/2014

 МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 Р Е Ш Е Н И Е

 28 ноября 2014 года                                                                                г. Магадан

 Судья Магаданского областного суда Бобылев С.В.,

 при секретаре       Левыкиной Л.С.,

 с участием: транспортного прокурора Магаданской транспортной прокуратуры Кравцова Д.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании протест Магаданского транспортного прокурора Кравцова Д.В. на не вступившее в законную силу решение судьи Магаданского городского суда от                                 20 октября 2014 года, вынесенное в отношении Кафтана А.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 У С Т А Н О В И Л:

 постановлением начальника линейного отдела полиции в аэропорту           г. Магадана №... от 25 сентября 2014 года Кафтан А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей, в связи с нарушением правил перевозки опасных веществ воздушным транспортом.

 Решением судьи Магаданского городского суда от 20 октября 2014 года, принятым по результатам рассмотрения протеста Магаданского транспортного прокурора, постановление начальника линейного отдела полиции в аэропорту г. Магадана №... от 25 сентября 2014 года оставлено без изменения, протест прокурора - без удовлетворения.

 В протесте, поданном в Магаданский областной суд,Магаданский транспортный прокурор выражает несогласие с вынесенными в отношении Кафтана А.И. постановлением по делу об административном правонарушении и решением судьи, просит об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 Указывает, что оставляя постановление административного органа в силе, судья пришел к выводу о том, что Кафтан А.И. допустил к перевозке воздушным транспортом запрещенные к перевозке опасные вещества,нарушив Правила проведения предполетного и последующего досмотра, утвержденные приказом Минтранса России от 25.07.200 г. № 104.               Однако, ч. 1 ст. 11.14 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на воздушном транспорте. Правила перевозки указанных грузов регламентируются Воздушным кодексом РФ, Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 г. № 82, в соответствии с которыми не допускаются к перевозке воздушным транспортомв качестве багажа предметы, которые могут причинить вред воздушному судну, лицам или имуществу.

 Утверждая о неверной квалификации административного правонарушения, ссылается, что Кафтан А.И. фактически перевозку запрещенного вещества воздушным судном не совершил, поскольку службой авиационной безопасности аэропорта запрещенные к перевозке вещества у пассажира были изъяты в ходе предполетного досмотра и переданы на склад временного хранения. При таких обстоятельствах настаивает, что вменяемое Кафтану А.И. правонарушение было предотвращено до его посадки на воздушное судно и запрещенные предметы не были перевезены воздушным судном. Поскольку КоАП РФ не предусматривает ответственность за приготовление и покушение на совершение административного правонарушения, находит, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 Кафтан А.И. в заседание суда не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался по последним известным адресам места жительства в г. <.......> <.......> района <.......> области (<.......>), а также по месту постановки на миграционный учет на территории Российской Федерации в г. Магадане.

 По сведениям ОФМС России по Магаданской области, согласно данным центрального банка по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и проживающих на территории Российской Федерации, гражданин <.......> Кафтан А.И. выехал за пределы Российской Федерации через КПП «<.......>».

 В соответствии с правовой позицией, приведенной в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № (ред. от 19.12.2013 г.) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу.

 Принимая во внимание изложенное, учитывая, что согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ неявка лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося Кафтана А.И.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, выслушав выступление транспортного прокурора Магаданской транспортной прокуратуры Кравцова Д.В., поддержавшего доводы протеста, нахожу постановление административного органа и решение судьи Магаданского городского суда подлежащими отмене ввиду следующего.

 Привлекая Кафтана А.И. к административной ответственности по части 1 статьи 11.14 КоАП РФ, начальник линейного отдела полиции в аэропорту     г. Магадана установил, что в ходе предполетного досмотра багажа рейса              <.......> «Магадан-<.......>» в аэропорту г. Магадана (п. Сокол) в пункте досмотра багажа у Кафтана А.И. в багажном месте (сумке) был обнаружен один металлический баллон газа сжиженного для портативных приборов, запрещенный к перевозке на борту воздушного судна согласно пунктам 26, 71 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Минтранса России от 25.07.2007 № 104 (ред. от 16.04.2012 г.).

 На основании изложенного должностное лицо пришло к выводу о наличии в совершенном Кафтаном А.И. деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.14 КоАП РФ.

 Судья Магаданского городского суда, рассмотрев 20 октября 2014 года данное дело, с указанным выводом согласился.

 Нахожу, что такие выводы не соответствуют требованиям закона.

 Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

 В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.

 Частью 1 статьи 11.14 КоАП РФ установлено, что нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на воздушном транспорте влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

 Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.14 КоАП РФ, выражается в нарушении правил перевозки, в том числе опасных веществ на воздушном транспорте.

 Следовательно, для привлечения виновного лица к административной ответственности по этой норме необходимо доказать факт нарушения правил перевозки указанных веществ.

 Пунктом 2 статьи 85 Воздушного кодекса РФ установлено, что предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом «О полиции» пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел.

 Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденные приказом Минтранса России от 25.07.2007 г. № 104                    (ред. от 16.04.2012 г.) (далее - Правила), нарушение отдельных положений которых, вменяется Кафтану А.И., устанавливают порядок осуществления предполетного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты (пункт 2).

 Предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, согласно пункту 4 Правил, производится в целях обеспечения авиационной безопасности, а также незаконного провоза взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности.

 В силу пункта 26 Правил, организационно-технические мероприятия по досмотрам обеспечивают: своевременное выявление и предотвращение незаконного провоза на борту воздушного судна взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, предусмотренных перечнем основных опасных веществ и предметов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах (приложение 1 к настоящим Правилам); информирование пассажиров о целях и порядке прохождения досмотров на всех этапах обслуживания, об их правах и обязанностях, о перечне опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на борту воздушных судов, и об ответственности за их незаконный провоз; исключение контакта пассажиров, прошедших предполетный досмотр и допущенных к посадке на борт воздушного судна, с пассажирами, не прошедшими предполетный досмотр, провожающими, персоналом аэропорта, не занятым обслуживанием пассажиров данного рейса.

 Условия, предъявляемые к перевозке на борту воздушного судна в зарегистрированном багаже пассажиров опасных веществ и предметов, определены в перечне основных опасных веществ и предметов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах (приложение № 1 к настоящим Правилам) (пункт 71).

 В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Перечня основных опасных веществ и предметов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами, запрещено перевозить на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и в вещах, находящихся при пассажирах, сжатые и сжиженные газы, газы для бытового пользования (бутан-пропан) и другие газы, газовые баллончики с наполнением нервно-паралитического и слезоточивого воздействия и т.д.

 Из системного анализа приведенных выше норм следует, что согласно части 1 статьи 11.14 КоАП РФ нарушение правил перевозки опасных веществ на воздушном транспорте образует состав административного правонарушения с момента сдачи зарегистрированного багажа к перевозке, либо наличия запрещенных к перевозке предметов в вещах, находящихся при пассажирах, прошедших предполетный досмотр и допущенных к посадке на борт воздушного судна.

 Как следует из материалов дела, 22 сентября 2014 года в 13 часов                  25 минут в пункте досмотра багажа, расположенном на первом этаже аэровокзального комплекса аэропорта г. Магадана (п. Сокол), в ходе предполетного досмотра багажа на рейс №... сообщением «Магадан-<.......>», у пассажира Кафтан А.И. в багажном месте (сумке) был обнаружен один баллон объемом 220 гр. с сжиженным газом для портативных приборов              (2 класс ОГН), который на основании приказа Минтранса России от 25.07.2007 № 104 (ред. от 16.04.2012 г.) запрещен к перевозке.

 Материалы настоящего дела об административном правонарушении свидетельствуют о том, что запрещенный к перевозке газ сжиженный в металлическом баллоне был изъят у Кафтана А.И. службой авиационной безопасности аэропорта в ходе предполетного досмотра. Доказательств, подтверждающих, что газовый баллон находился в зарегистрированном багаже, сданном Кафтаном А.И. к перевозке, а равно, в багаже, находящимся при пассажире, прошедшем предполетный досмотр, в деле не имеется.

 Из акта об обнаружении и изъятии у пассажира при производстве досмотра запрещенных к перевозке опасных грузов, предметов или веществ №... от 22 сентября 2014 года и объяснений сотрудников службы безопасности ОАО «Аэропорт - Магадан» С.В. и С.Э. от 22 сентября 2014 года не следует, что запрещенный к перевозке газ в баллоне

 был изъят у пассажира после сдачи багажа к перевозке. Указанное обстоятельство не подтверждает и представленная в дело копия посадочного талона, в котором отсутствует указание на время прохождение пассажиром регистрации на рейс.

 Привлекая Кафтана А.И. к административной ответственности начальник линейного отдела полиции в аэропорту г. Магадана не принял во внимание указанные обстоятельства, а также не учел, что пассажир перевозку запрещенного вещества воздушным судном не совершил, так как запрещенные к перевозке вещества были изъяты у него службой авиационной безопасности аэропорта, в ходе предполетного досмотра и переданы на склад временного хранения.

 Таким образом, Кафтаном А.И. не было допущено нарушения правил перевозки опасных веществ на воздушном транспорте, а вменяемое ему правонарушение было предотвращено.

 КоАП РФ не предусматривает приготовление к совершению административного правонарушения или покушение на административное правонарушение.

 Изложенное свидетельствует о том, что содеянное Кофтаном А.И. деяние не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.14 КоАП РФ.

 При таких обстоятельствах постановление начальника линейного отдела полиции в аэропорту г. Магадана №... от 25 сентября 2014 года и решение судьи Магаданского городского суда от 20 октября 2014 года нельзя признать законными, и они подлежат отмене.

 Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья Магаданского областного суда,

 Р Е Ш И Л:

 протест транспортного прокурора Магаданской транспортной прокуратуры удовлетворить.

 Постановление начальника линейного отдела полиции в аэропорту                г. Магадана №... от 25 сентября 2014 года и решение судьи Магаданского городского суда от 20 октября 2014 года, вынесенное в отношении Кафтана А.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

 Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Судья                             подпись

 Копия верна.

 Судья Магаданского обл. суда                           С.В. Бобылев