57RS0022-01-2021-005093-60
Производство №12-4/2022 (12-322/2021)
РЕШЕНИЕ
21 января 2022 года город Орел
Судья Заводского районного суда г.Орла Кальная Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу акционерного общества «Орелтеплосервис» на постановление заместителя начальника отдела общепромышленного надзора по Брянской и Орловской областям Приокского управления Ростехнадзора ФИО2(номер обезличен) от 26 октября 2021 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛА:
Постановлением заместителя начальника отдела общепромышленного надзора по Брянской и Орловской областям Приокского управления Ростехнадзора ФИО2(номер обезличен) от 26.10.2021 акционерное общество «Орелтеплосервис» (далее АО «Орелтеплосервис») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, АО «Орелтеплосервис» обратилось в суд с жалобой. В обоснование ссылаясь на то, что общество является коммерчекой организацией, единственным участником и владельцем 100% пакета акций которого является Управление муниципального имущества и землепользования Администрации г.Орла. Полагают, что должностным лицом неверно определен субъект правонарушения, поскольку с октября 2020 года АО «Орелтеплосервис» не ведет деятельность по производству и передаче пара, горячей воды и тепловой энергии, тарифа для осуществления соответствующей деятельности не имеет, а осуществляет только техническое обслуживание 10 котельных, расположенных по адресам ул. Медведева, д.93а; ул. Рабочий городок, д.22а; ул. М. Горького, д.2а; ул.Автогрейдерная, д.3г; ул.Московская, д.175а; пер. Пищевой, д.12а; пер. Воскресенский, д.14г; ул.Линейная, д.69а; пер. Карачевский, д.12г; ул. Узловая, д.5а, на основании договоров на техническое обслуживание, заключенных с Управлением муниципального имущества и землепользования Администрации г.Орла. АО «Орелтеплосервис» не эксплуатирует вышеперечисленные котельные на каком-либо праве. Собственником данного имущества является Управление муниципального имущества и землепользования Администрации г.Орла.
Указывает, что подготовкой теплоэнергетического оборудования к отопительному периоду, а также текущим и капитальным ремонтом занимается собственник, либо организация, эксплуатирующая имущество на основании договора аренды, которая занимается поставкой ресурсов населению, а также иным потребителям.
В судебном заседании законный представитель АО «Орелтеплосервис» - генеральный директор ФИО1 доводы жалобы поддержал и просил суд отменить обжалуемое постановление как вынесенное незаконно и не обосновано.
Должностное лицо, вынесшее постановление, заместитель начальника отдела общепромышленного надзора по Брянской и Орловской областям Приокского управления Ростехнадзора ФИО2, представитель Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3, в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы.
Выслушав объяснения сторон, изучив доводы жалобы, материалы дела, судья приходит к следующему выводу:
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 года настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В силу частей 1, 3, 5 статьи 20 Закона проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.
Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В силу частей 1, 2, 3 статьи 23.2 Федерального закона "О теплоснабжении" под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
В соответствии со статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, является тепловая и иная энергия, рациональное ее использование, безопасность эксплуатации перечисленных объектов. Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении либо нарушении правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ состоит в действиях (бездействиях) лиц при использовании топлива, электрической и тепловой энергии, устройстве и эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, а также реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки с нарушением положений соответствующих правил (утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации 24 марта 2003 года N 115 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок).
В период с 22 сентября по 05 октября 2021 года на основании решения заместителя руководителя Приокского управления Ростехнадзора ФИО7
ФИО7 № (номер обезличен) от 20.09.2021 государственным инспектором отдела общепромышленного надзора по Брянской и Орловской областям ФИО4 и государственным инспектором отдела государственного
энергетического надзора по Орловской области ФИО5 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица АО «Орелтеплосервис» в связи с поручением Правительства Российской Федерации от 11.06.2021 (номер обезличен) Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.06.2021 № 222 «О контроле хода подготовки объектов электроэнергетики и теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2021-2022 годов».
В процессе проведения внеплановой выездной проверки должностными лицами Приокского управления Ростехнадзора были выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области теплоснабжения и нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации в области электроэнергетики.
По результатам данной проверки 05.10.2021 должностными лицами Приокского управления Ростехнадзора был составлен акт проверки № (номер обезличен) и предписание (номер обезличен), (номер обезличен) по устранению выявленных нарушений.
Основанием привлечения АО «Орелтеплосервис» к административной ответственности послужили выявленные нарушения требований подготовки объектов теплоснабжения (котельные, расположенные по адресам: <...> городок, д.22а; ул. М. Горького, д.2а; ул.Автогрейдерная, д.3г; ул.Московская, д.175а; пер. Пищевой, д.12а; пер. Воскресенский, д.14г; ул.Линейная, д.69а; пер. Карачевский, д.12г; ул. Узловая, д.5а) при подготовке к осенне -зимнему периоду 2021-2022, а именно обязательных требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом министерства энергетики Российской Федерации РФ №115 от 24.03.2003 (далее Правил), указанные в акте проверки (номер обезличен), (номер обезличен) от 05.10.2021, в том числе: отсутствие плана-мероприятий подготовки к отопительному периоду, в нарушение п.11.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», зарегистрированных в Минюсте РФ 02.04.2003 №4358; не проведены испытания оборудования источников теплоты на прочность и плотность, в нарушение п.11.1 Правил; не проведена промывка оборудования и коммуникаций источников теплоты, в нарушение п.11.1 Правил; не представлены документы об отсутствии дефицита мощности по каждой котельной, в нарушение п.11.1 Правил; не представлены результаты весенних, осенних осмотров зданий и сооружений тепловых энергоустановок (проводятся 2 раза в год (весной и осенью) смотровой комиссией, в нарушение п.3.3.4, п.3.3.8 Правил; не проводится визуальный внешний осмотр газоотводящего ствола, фундаментов, опорных конструкций, анкетных болтов, вантовых оттяжек и их креплений металлической дымовой трубы – один раз в 3 месяца, в нарушение п.3.3.14 Правил; не проведены очередные режимно-наладочные испытания котлов, установленных в котельных, в нарушение п.5.3.7 Правил; не разработана инструкция по ведению водно-химического режима и инструкция по эксплуатации установки для докотловой обработки воды, в нарушение п.12.9 Правил; не установлена периодичность химического контроля водно-химического режима оборудования в котельной, в нарушение п.12.3 Правил; не проведена очередная (периодическая не реже 1 раза в 3 года) с привлечением специализированной организации, наладка водоподготовительного оборудования и наладка водно-химических режимов водогрейных котлов, установленных в котельных, в нарушение п.12.11 Правил; не представлен аварийный запас расходных материалов и запасных частей, в нарушение п.2.7.4 Правил; отсутствуют производственные инструкции для операторов котельных по безопасной эксплуатации водогрейных котлов котельных, в нарушение п.2.10.3 Правил; рабочие места персонала не укомплектованы необходимыми схемами, инструкциями, в нарушение п.2.8.4 Правил; не производится периодическое (ежемесячное) техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов и автоматики безопасности всех котельных организации, в нарушение п.2.9.1, 2.10.1., 4.2.47 Правил; не производится периодическое (ежемясячное) техническое обслуживание газового оборудования всех котельных организации, в нарушение п.2.10.1, 4.2.44 Правил; с оперативно-ремонтным персоналом не проводятся противоаварийные, противопожарные тренировки, в нарушение п.2.3.8.4 Правил; не представлены сведения об укомплектовании организации эксплуатационным и административно-управленческим персоналом, в нарушение п.2.3.1 Правил; не представлены сведения о проверке знаний персонала, принимающего непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, в нарушение п.2.3.15 Правил; приказом по организации не назначен ИТР ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации, в нарушение п.2.2.2 Правил; не представлены сведения о проведении мероприятия по установлению сроков, условий эксплуатации и определения мер, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации и определения мер, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации котлов УН-6, установленных в котельной (ул.Медведева, д.63а), в нарушение п.1.4, п.3.3.9 Правил.
Выявленные в ходе проверки нарушения подтверждаются материалами дела и представителем АО «Орелтеплосервис» при рассмотрении жалобы не оспариваются.
Факт совершения АО «Орелтеплосервис» административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, а именно:
решением о проведении выездной внеплановой проверки (номер обезличен) от 20.09.2021;
актом внеплановой выездной проверки №(номер обезличен), (номер обезличен) от 05.10.2021;
протоколом об административном правонарушении (номер обезличен) от 07.10.2021, составленного в отношении АО «Орелтеплосервис»;
договорами, заключенными между АО «Орелтеплосервис» и Управлением муниципального имущества и землепользования Администрации г.Орла.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Орелтеплосервис» постановлением заместителя начальника отдела общепромышленного надзора по Брянской и Орловской областям Приокского управления Ростехнадзора ФИО2(номер обезличен) от 26.10.2021 года к административной ответственности по ст.9.11 КоАП РФ.
Указанный вывод должностного лица, полагаю законным и обоснованным. Каких-либо доказательств, позволяющих усомниться в факте совершения АО «Орелтеплосервис» административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ, жалоба и материалы дела не содержат.
Таким образом, АО «Орелтеплосервис» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.9.11 КоАП РФ.
Доводы заявителя жалобы АО «Орелтеплосервис» о том, что АО «Орелтеплосервис» не эксплуатирует вышеперечисленные котельные на каком-либо праве, собственником данного имущества является Управление муниципального имущества и землепользования Администрации г.Орла, в связи, с чем должностным лицом был не правильно определен субъект правонарушения, являются несостоятельными, опровергается материалами дела.
Как видно из материалов дела, между Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла и Акционерным обществом «Орелтеплосервис» заключены договора на техническое обслуживание котельных, расположенных по адресам: <...> городок, д.22а; ул. М. Горького, д.2а; ул.Автогрейдерная, д.3г; ул.Московская, д.175а; пер. Пищевой, д.12а; пер. Воскресенский, д.14г; ул.Линейная, д.69а; пер. Карачевский, д.12г; ул. Узловая, д.5а. Перечень работ по техническому обслуживанию, выполняемых АО «Орелтеплосервис» отражен в пункте 2 договора и включает в себя техническое обслуживание котельной в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок и включает в себя: техническое обслуживание котлов, техническое обслуживание газового оборудования, техническое обслуживание задвижек, кранов и запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, средств автоматизации.
Таким образом, хотя АО «Орелтеплосервис» и не является собственником энергоустановок, тепловых сетей и оборудования, но осуществляет их эксплуатацию по указанным договорам.
В соответствии с п. 1.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок ответственность за выполнение Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 2.1.1 указанных Правил эксплуатация тепловых энергоустановок организации осуществляется подготовленным теплоэнергетическим персоналом.
В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации тепловых энергоустановок в организации создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию тепловых энергоустановок специализированной организацией.
Толкование данного положения позволяет сделать вывод о том, что специализированная организация (в данном случае осуществляющее эксплуатацию по договорам АО «Орелтеплосервис») может нести ответственность наряду с техническим руководителем, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки.
Заявитель ошибочно полагает, что не эксплуатирует котельные на каком-либо праве, поскольку собственником данного имущества является Управление муниципального имущества и землепользования Администрации г.Орла, так как осуществляет только их техническое обслуживание. Факт технического обслуживания заявителем не оспаривается и подтверждается заключенными между ним и УМИЗ Администрации города Орла договорами.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом министерства энергетики Российской Федерации РФ №115 от 24.03.2003, эксплуатация - это период существования тепловой энергоустановки, включая подготовку к использованию (наладка и испытания), использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт и консервацию.
Следовательно, действие данных правил распространяется, в том числе, и на АО «Орелтеплосервис», поскольку данное юридическое лицо эксплуатирует опасные производственные объекты, осуществляя их техническое обслуживание.
При таких обстоятельствах должностное лицо административного органа пришло к правильному выводу о том, что АО «Орельтеплосервис» осуществляет деятельность по эксплуатации объектов теплоснабжения (котельных, перечисленных в акте проверки) в нарушение выше перечисленных требований действующего законодательства.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.
Доказательств, принятия обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения вышеуказанных Правил при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется
Следовательно, в действиях АО «Орелтеплосервис» правомерно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, в связи с чем общество обоснованно привлечено к административной ответственности.
Нарушений порядка и процедуры привлечения его к административной ответственности, влекущих признание постановления о привлечении к административной ответственности незаконным, не установлено.
Постановление о привлечении АО «Орелтеплосервис» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Наказание назначено в пределах санкции статьи. Оснований для освобождения от административной ответственности по ст.2.9 КоАП РФ, а также оснований для применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Сроки давности привлечения АО «Орелтеплосервис» к административной ответственности на момент вынесения обжалуемого постановления не истекли, наказание назначено в пределах санкции статьи 9.11 КоАП РФ.
При вышеизложенных обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела общепромышленного надзора по Брянской и Орловской областям Приокского управления Ростехнадзора ФИО2(номер обезличен) от 26.10.2021 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя начальника отдела общепромышленного надзора по Брянской и Орловской областям Приокского управления Ростехнадзора ФИО2(номер обезличен) от 26 октября 2021 года о привлечении акционерного общества «Орелтеплосервис» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу акционерного общества «Орелтеплосервис» - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд города Орла в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.Г. Кальная