ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-323/2021 от 13.10.2021 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

КОПИЯ

УИД:89RS0005-01-2021-002889-87

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

13 октября 2021г. г.Ноябрьск ЯНАО

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мизинова Л.Ю., рассмотрев дело по жалобе должностного лица ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 от 03.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 от 03 сентября 2021г. заместитель главного инженера по природопользованию и охране окружающей среды ООО «НОВАТЭК-Юрхаровнефтегаз» подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе, поданной в Ноябрьский городской суд, ФИО1 просит постановление отменить и производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в его действиях. Требование государственного инспектора Росприроднадзора о получении заключения государственного экологического надзора считает необоснованным, поскольку объекты капитального строительства не подлежали государственной экологической экспертизе в силу части 10 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Должностное лицо Росприроднадзора и ФИО1 участия в судебном заседании не принимали, о рассмотрении дела извещены.

Изучив материалы дела и подлинник дела об административном правонарушении, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Согласно материалам дела основанием для привлечения заместителя главного инженера по природопользованию и охране окружающей среды ООО «НОВАТЭК-Юрхаровнефтегаз» ФИО1 к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением должностного лица службы по надзору в сфере природопользования от 03 сентября 2021г. послужил выявленный в рамках проведения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. проверки факт нарушения экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений ООО «НОВАТЭК-Юрхаровнефтегаз», а именно получение 6 разрешений в 2020г. на ввод объектов капитального строительства 1 категории в отсутствие заключения органа федерального государственного экологического надзора и эксплуатация этих объектов в отсутствие названного заключения, а именно:

1

25.05.2020

89-RU89503000- 84В-2020

«Обустройство опытно- промышленной эксплуатации скважин нефтяных оторочек Юрхаровского НГКМ. Этап 1. Куст скважин № 6»

89-RU89502000-534H-2019

2

28.09.2020

89-RU89502000-123В-2020

«Кустовая площадка № 405»

89-RU89503000-248H-2018 89-RU89503000-261H-2020

3

17.12.2020

89-

RU89503000-277В-2020

«Опытно-промышленная установка 3S~c.enapam4u для выделения остаточных ресурсов СЗ+ из отбензиненного газа УКПГ Юохаровского НГКМ»

89-RU89503000-592н-2020

4

17.12.2020

89-RU89502000- 341 В-2020

Резервуар хранения метанола V=3000 м3 со станцией налива на УКПГ Юрхаровского НГКМ»

89-RU89502000-392H-2019

5

28.12.2020

89-RU89503000380В-2020

«Установка комплексной подготовки газа Западно- Ярояхинского лицензионного участка»

89-RU89503000-862y-2020

89-RU89503000-345.1 н- 2018

89-RU89503000-584H-2019

6

30.12.2020

RU89503000-398В-2020

«Установка комплексной подготовки газа» 1 этап

89-RU89503000-998H-2019

89-RU89503000-637H-2020

На 2 объекта: Коррректировка проекта Обустройства Юрхаровского НГКМ на период ОПЭ 1 и 2 очереди. Полигон твердых бытовых отходов и буровых отходов. 1 этап.; Коррректировка проекта Обустройства Юрхаровского НГКМ на период ОПЭ 1 и 2 очереди. Полигон твердых бытовых отходов и буровых отходов. 2 этап., ООО «НОВАТЭК-Юрхаровнефтегаз» получены заключения органа государственного экологического надзора.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 70ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно частей 1,2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 №70ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

С 01 июля 2019г. вступили в силу изменения в часть 3 пункта 9 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, согласно которых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо получить заключение органа уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в отношении, в том числе, объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

Федеральным законом от 25.12.2018 № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень случаев, когда проектная документация не будет являться объектом государственного экологического надзора по подпункту 7.5 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ от 23.11.1995.

Положения подпункта 7.5 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе» не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, в случаях, если:

- объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 1 января 2019 года;

-проектная документация таких объектов представлена на экспертизу проектной документации или на указанную проектную документацию получено заключение такой экспертизы до 1 января 2019 года;

-подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 1 января 2019 года проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.

Вместе с тем, согласно части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ установлено, что федеральный государственный экологический надзор осуществляется, в том числе, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, по результатам которого выдается заключение.

Требования к получению экологического заключения в отношении объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, при их строительстве и реконструкции установлены Градостроительным кодексом РФ с 01.01.2018г.

Таким образом, получение экологических заключений в отношении объектов I категории требуется при их вводе в эксплуатацию с 01.01.2018г.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ предметом экспертизы проектной документации является, в том числе оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды, за исключением случаев, когда проводится государственная экологическая экспертиза в отношении проектной документации.

В случае если проектная документация объекта капитального строительства, относящегося к объекту I категории, не прошла государственную экологическую экспертизу, то при оценке возможности выдачи заключения предметом проверки будет являться соответствие такого объекта документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, а также выполнение всех мероприятий по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренных природоохранным законодательством.

Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, подтверждаются: протоколом по делу об административном правонарушении, распоряжением Росприроднадзора о проведении проверки ООО «НОВАТЭК-Юрхаровнефтегаз», актом проверки от 05.07.2021г., разрешениями на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, Дополнением к лицензии об условиях использования участков недр, должностной инструкцией ФИО1 и др.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения часто образуют деяния в форме бездействия, что подтверждается материалами дела.

С учетом установленного судом, деяние должностного лица ФИО4 образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку он, являясь лицом, ответственным за соблюдение требований законодательства в области окружающей среды, допустил нарушение экологических требований.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, при производстве по делу не допущено.

Оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу постановления не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ,судья

р е ш и л:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 от 03.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья:(подпись)

Подлинник решения хранится в Ноябрьском городском суде в деле об административном правонарушении .