ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-324/18 от 03.09.2018 Калининского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 12-324/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

03 сентября 2018 года г.Чебоксары

Резолютивная часть решения объявлена 29 августа 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 03 сентября 2018 года.

Судья Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Тигина С.Н., с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, ИП Алексеевой Н.Ю. – Андреевой А.И., представителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии Рысковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции жалобу представителя Индивидуального предпринимателя Алексеевой Н.Ю. – Андреевой Анастасии Ивановны на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Алексеевой Н.Ю.,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за должностное лицо – ИП Алексеева Н.Ю. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.45 КоАП РФ, с назначением ей наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель должностного лица ИП Алексеевой Н.Ю. – Андреева А.И. подала на него жалобу, в которой просит постановление по делу отменить, указывая на то, что все сертификаты качества на пищевую продукцию были представлены вместе с товарными накладными, а в Едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, и едином перечне продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, отсутствует такая пищевая продукция как клюква замороженная, фасоль замороженная, картофель, капуста белокочанная, морковь, свекла, лук. При таких обстоятельствах у ИП Алексеевой Н.Ю. не возникает обязанности представлять сведения об обязательном подтверждении соответствия вышеуказанной продукции. Просила применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, назначив ИП Алексеевой Н.Ю. наказание в виде предупреждения.

Должностное лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ИП Алексеева Н.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Представитель ИП Алексеевой Н.Ю. – Андреева А.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в жалобе, вновь привела их суду.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии Рыскова О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении жалобы просила отказать по доводам, изложенным в оспариваемом постановлении.

Рассмотрев жалобу, заслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Административная ответственность по ст. 14.45 КоАП РФ наступает за реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного названной нормой КоАП РФ, выражается в отсутствии сведений о реализуемой продукции о сертификате соответствия или декларации о соответствии в сопроводительной документации.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее – декларирование соответствия); обязательной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 23 Закона).

В п. 2 ст. 28 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», которым прямо предусмотрена обязанность указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии, а также предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии) либо регистрационный номер сертификата соответствия или декларации о соответствии.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предназначенные для реализации пищевые продукты, материалы и изделия подлежат обязательному подтверждению соответствия обязательным требованиям нормативных документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, обязательное подтверждение соответствия которых осуществляется в форме обязательной сертификации, и перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, обязательное подтверждение соответствия которых осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, устанавливаются техническими регламентами, а до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 21 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, указанной в части 3 настоящей статьи, требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах:

1) подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции;

2) государственной регистрации специализированной пищевой продукции;

3) государственной регистрации пищевой продукции нового вида;

4) ветеринарно-санитарной экспертизы.

Оценка (подтверждение) соответствия процессов производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортировки), реализации и утилизации пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в форме государственного надзора (контроля) за соблюдением установленных настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции требований, за исключением процессов производства (изготовления) пищевой продукции, указанных в статье 32. Оценка (подтверждение) соответствия таких процессов производства (изготовления) проводится в форме государственной регистрации производственных объектов.Оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции непромышленного изготовления и пищевой продукции предприятий питания (общественного питания), предназначенной для реализации при оказании услуг, а также процессов реализации указанной пищевой продукции проводится в форме государственного надзора (контроля) за соблюдением требований к пищевой продукции, установленных настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

В соответствии с п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года №55 продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

Как следует из материалов дела и установлено судом, при проведении плановой выездной проверки соблюдения законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей, санитарного законодательства, а также соблюдения требований технических регламентов в отношении ФГАУ «НМИЦ «МНТК Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н.Федорова Министерства здравоохранения Российской Федерации на 14 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ на складе предприятия общественного питания при пансионате учреждения установлено нарушение продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции и связанными с требованиями к продукции, процессу хранения и реализации с целью дальнейшего использования для приготовления продукции общественного питания в складском помещении находились пищевые продукты клюква замороженная, фасоль замороженная, картофель, капуста белокочанная, морковь, свекла, лук и др. Вышеперечисленные продукты, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, поступили на склад по накладным от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ от ИП Алексеевой Н.Ю. При это сведения об обязательном подтверждении соответствия вышеперечисленной продукции согласно законодательству РФ о техническом регулировании (срок действия декларации, наименование лица, принявшего декларацию и органа, ее зарегистрировавшего) в данных накладных отсутствуют, иные товаросопроводительные документы не представлены.

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, пояснениями ФИО8, постановлением, а также копиями товарных накладных, декларации.

Достоверность и допустимость доказательств, подтверждающих виновность ИП Алексеевой Н.Ю., в их совокупности сомнений не вызывает: протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в процессуальных документах, оснований не имеется.

Таким образом, приведенные доказательства являются допустимыми, достоверными, поскольку они согласуются между собой, взаимно дополняют друг друга, не содержат существенных противоречий, и в целом достаточными для вывода о виновности ИП Алексеевой Н.Ю. в инкриминируемом ей правонарушении.

При указанных обстоятельствах доводы, изложенные в жалобе, суд признает несостоятельными, поскольку они опровергаются имеющимися в деле доказательствами, и расценивает как избранный способ защиты, чтобы избежать наступления административной ответственности, которые, кроме того, не свидетельствуют об отсутствии вины заявителя в совершении инкриминируемого правонарушения и не освобождают его от административной ответственности. Они направлены на переоценку обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, не опровергают выводы должностного лица, и поэтому не могут служить основанием для отмены постановления. Кроме этого, объективная сторона правонарушения состоит не в отсутствии в сопроводительном документе указания на декларацию или сертификат соответствия пищевой продукции, а в ее реализации при отсутствии соответствующих сведений в сопроводительном документе.

При таких обстоятельствах, вывод должностного лица о наличии в действиях ИП Алексеевой Н.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.14.45 КоАП РФ, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Нарушений норм материального и процессуального права должностным лицом не допущено, наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции ст.14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При этом должностное лицо в полной мере учло характер совершенного административного правонарушения и обстоятельства его совершения, данные о личности физического лица.

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Из материалов дела следует, что индивидуальным предпринимателем допущено правонарушение, тесно сопряженное с нарушением прав потребителей на продукцию, безопасную для их жизни и здоровья, а также на получение сведений о соответствии товара всем необходимым техническим регламентам.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для применения статьи 4.1.1. КоАП РФ и замены административного наказания в виде штрафа в размере 20000 руб. на предупреждение.

Штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 14.45 КоАП РФ, и соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также целям применения административного наказания.

При таких обстоятельствах постановление является законным и обоснованным.

Таким образом, оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. ст. 2.7, 24.5 КоАП РФ, не имеется. Оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Алексеевой Н.Ю. оставить без изменения, а жалобу представителя Индивидуального предпринимателя Алексеевой Н.Ю. – Андреевой Анастасии Ивановны – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья С.Н. Тигина