ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-324/2013 от 30.05.2013 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

30 мая 2013 года

Судья Кировского районного суда г. Астрахани Гончарова Ю.С.,

При секретаре Лигай А.Ю.

рассмотрев жалобу ООО «Земельный гео-информационный центр» на Постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года,

У с т а н о в и л :

ООО «Земельный гео-информационный центр» обратилось в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, указав в жалобе, что на основании оспариваемого постановления общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей. С указанным постановлением заявитель не согласен, поскольку полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. ООО «ЗГИЦ» не осуществляет работы, подлежащие государственной приемке, в силу отсутствия лицензии на геодезические работы объектов федерального значения. Кроме того, действующим законодательством не закреплена обязанность частных хозяйствующих субъектов по установлению, обследованию и восстановлению геодезических пунктов. Отсутствие в настоящее время установленного на законодательном уровне срока, обязанности и порядка по представлению указанных сведений организациями, использовавшими в своей работе геодезические пункты, исключает наличие состава правонарушения в действиях (бездействиях) директора ООО «ЗГИЦ», ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7 Кодекса об административных правонарушениях и свидетельствует о недоказанности вины директора ООО «ЗГИЦ» ФИО1 в совершении вмененного правонарушения. В связи с вышеизложенным, заявитель просит отменить постановление, производство по делу прекратить.

В судебном заседании директор ООО «Земельный гео-информационный центр» ФИО1, а также представители общества ФИО2, ФИО3 доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Представители Управления Росреестра по <адрес> ФИО4, ФИО5 в удовлетворении жалобы просили отказать, постановление оставить без изменений.

Суд, исследовав материалы дела и выслушав явившиеся стороны, приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО ЗГИЦ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Статья 19.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.8 настоящего Кодекса.

Мировой судья вывод о наличии состава данного правонарушения мотивировал тем, что ООО «ЗГИЦ» должно было представить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> сведения о состоянии геодезических пунктов. Однако данное требование не исполнено.

Однако данный вывод основан на неверном толковании норм материального права.

Согласно ч.2 ст. 16 Федерального Закона « О геодезии и картографии» Нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности обязательны для исполнения всеми субъектами геодезической и картографической деятельности, предназначены для государственного регулирования геодезической и картографической деятельности и являются основой для проведения государственных и иных экспертиз, осуществления федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, а также для решения спорных вопросов.

Согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (п. 5) «Об утверждении Положения об охранных зонах и охране геодезических пунктов на территории Российской Федерации», установлено, что организации, использующие в своей работе геодезические пункты, предоставляют информацию о состоянии этих пунктов в территориальные органы Федеральной службы геодезии и картографии России.

Пунктом 9.3. Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации, утвержденной руководителем Федеральной службы геодезии и картографии России от 15.101993 ГКИНП-17-002-93 предусматривалось, что предприятия, проводящие топографо-геодезические работы и использующие пункты государственной геодезической и нивелирной сетей, а также пункты съемочных геодезических сетей в качестве исходной основы, ежегодно до 1 февраля одновременно со сведениями о выполненных работах представляют безвозмездно в инспекции госгеонадзора сведения о состоянии обследованных пунктов по форме, приведенной в приложении №10.

В целях приведения нормативной базы в области геодезии и картографии в соответствии с законодательством Российской Федерации приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанная Инструкция признана не подлежащей применению. Данный приказ зарегистрирован в Минюсте РФ оДД.ММ.ГГГГ №21891.

Согласно п. 3.1.вышеуказанной Инструкции четко определен перечень органов власти, учреждений и предприятий на которые возложены обязанности по наблюдению за сохранностью геодезических пунктов.

В абз. 1 пункта 3.5 Инструкции установлено, что предприятия, организации и учреждения Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР и подразделения Министерства обороны ежегодно до 1 февраля представляют в инспекции Госгеонадзора по их территориальной принадлежности сведения об установленных, обследованных и восстановленных геодезических пунктах - акты сдачи пунктов для наблюдения за сохранностью и картограммы (схемы) их расположения в масштабе 1:100000 (за исключением территорий городов и поселков городского типа).

ООО «Земельный гео-информационный центр» не относится к числу предприятий, организаций и учреждений Главного управления геодезии и картографии и к подразделениям Министерства обороны.

В силу абз. 2 пункта 3.5 Инструкции, организации других министерств и ведомств, выполнившие работы по установлению, обследованию и восстановлению геодезических пунктов, представляют эти материалы комиссиям территориальных инспекций Госгеонадзора при осуществлении ими государственной приемки работ.   Одновременно представляются сведения о состоянии использованных при производстве работ геодезических пунктов по форме Приложения 5.

Таким образом, по смыслу абз. 2 пункта 3.5. Инструкции момент преставления сведений об использованных геодезических пунктах законодатель связывает с осуществлением государственной приемки работ комиссиями территориальных инспекций Госгеонадзора (ныне территориальных подразделений Управления Росреестра).

В обоснование своих доводов о возложенной на общество обязанности предоставлять сведения, Управление Росреестра в материалы дела представило межевые планы.

Как следует из титульного листа межевого плана, в пункте 4 указаны сведения о кадастровом инженере ФИО6 Также указано сокращенное наименование юридического лица, в котором работает данный кадастровый инженер – ООО «ЗГИЦ».

В соответствии со статьями 29,30 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» субъектом кадастровых отношений является кадастровый инженер, который в силу ч.1 ст. 31 Закона о кадастре может выбрать следующие формы организации своей деятельности: в качестве индивидуального предпринимателя; в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом. Согласно части 1 статьи 33 Закона о кадастре кадастровые работы вправе выполнять только кадастровый инженер – работник юридического лица.

Исходя из части 1 статьи 44 Закона о кадастре следует, что субъектами кадастровых отношений с ДД.ММ.ГГГГ могут являться только кадастровые инженеры. При этом, до ДД.ММ.ГГГГ такую кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие на день вступления в силу настоящего Федерального Закона правом выполнения работ по территориальному землеустройству.

Подпунктами 42,43 пункта 1 статьи 17Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьей 12 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» установлено, что лицензированию подлежат геодезическая и картографическая деятельность. Органом, уполномоченным выдавать лицензии на эти виды деятельности, является Роскартография.

В соответствии с Законом № 128-ФЗ кадастровая деятельность не относится к лицензируемым видам деятельности.

При этом, пунктом 3 статьи 3 Закона «О геодезии предусмотрено, что к геодезическим и картографическим работам специального (отраслеового) назначения относятся: геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров и иных изысканиях и специальных работах.

Вместе с тем, согласно Закону О геодезии и картографии деятельность, связанная с определением координат точек земной поверхности, относится к геодезической деятельности. При этом, в соответствии со ст.38 Закона «О государственном кадастре недвижимости» при выполнении кадастровых работ в отношении земельных участков определяются координаты характерных точек границ таких земельных участков.

Соответственно, согласно действующему законодательству геодезическая деятельность по определению координат характерных точек границ земельных участков, осуществляющаяся, в том числе, в рамках кадастровой деятельности подлежит лицензированию.

Таким образом, в случае, если кадастровый инженер самостоятельно проводит геодезические работы, связанные с определением координат характерных точек границ земельного участка, то для проведения таких работ необходимо наличие у данного лица лицензии на выполнение соответствующего вида геодезических работ, посредством которых обеспечивается определение координат. Если работы по определению координат характерных точек границ земельного участка проводятся иным лицом, имеющим лицензию на выполнение соответствующего вида геодезических работ, например, на основании субподрядного договора с кадастровым инженером, либо юридическим лицом, сотрудником которого является кадастровый инженер, то кадастровый инженер имеет право осуществлять кадастровую деятельность при отсутствии лицензии на осуществление геодезической деятельности, о чем даны разъяснения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Письме от ДД.ММ.ГГГГ № 14-7870-ВК «О лицензировании кадастровой деятельности». Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

То есть, межевые планы, которые Управление Росреестра представило в обоснование доводов о вине общества в инкриминируемом ему деянии подготовил и сдал кадастровый инженер.

Кроме того, для выяснения всех обстоятельств суд направил в адрес Кадастровой палаты запрос, который был получен дважды адресатом, о количестве межевых планов, сданных именно ООО «ЗГИЦ», однако в адрес суда ответа так и не поступило.

В соответствии со ст. 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и др.

Согласно ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения

В соответствии с ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию не иначе как на основаниях, и в порядке установленных законом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,

Р е ш и л :

Постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу в отношении ООО «Земельный гео-информационный центр» - прекратить.

Судья: