ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-324/2021 от 06.08.2021 Калининского районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

72RS0013-01-2021-006425-46

№12-324/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Тюмень 06 августа 2021 года

Судья Калининского районного суда г.Тюмени Лобанов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по жалобе акционерного общества «Аэропорт Рощино» на постановление №88 от 29 апреля 2021 года, вынесенное заместителем начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ УФО Ространснадзора ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением №88 заместителя начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ УФО Ространснадзора от 29 апреля 2021 года, АО «Аэропорт Рощино» привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.10 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 рублей. АО «Аэропорт Рощино» обратилось в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, просит его отменить. Жалоба мотивирована тем, что в Постановлении указано, что обществом не выполнен п.3 инспекторского предписания от 14.08.2020г. № обязывающего оснастить КПП "А-служебный", расположенный на границе зоны свободного доступа и технологического сектора зоны транспортной безопасности аэровокзала, стационарными и/или переносными техническими системами и средствами обеспечивающими обнаружение радиоактивных веществ, тем самым нарушив п.19 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. КПП "А-служебный" находится внутри здания аэровокзала, за стойками регистрации пассажиров и предназначен для прохода персонала, задействованного в технологическом процессе по обслуживанию пассажиров. Иные лица в технологический сектор зоны транспортной безопасности не допускаются. Проникновение в зону транспортной безопасности вне контрольно-пропускных пунктов аэропорта невозможно. Проверка на наличие радиоактивных веществ производится на входной группе в здание аэровокзала, где установлена система обнаружения радиоактивных материалов "Янтарь-1П1". Кроме того, административному органу известно, что КПП "Центральный" оборудован стационарным интегрированным досмотровым комплексом SmartSkan IntelliMax для обнаружения радиоактивных агентов. Заявитель в ответе Ространснадзору от 10.03.2021 года, а также в направленном пояснении по делу об административном правонарушении сообщал, что закупка оборудования для обнаружения опасных радиоактивных агентов с целью оснащения всех КПП и других пунктов досмотра включена в план закупок на 2021 год. В 2021 году планируется приобрести закупку 9 единиц радиационных мониторов. На основании изложенного заявитель просит признать незаконным и отменить постановление №88 от 29 апреля 2021 года о назначении АО "Аэропорт Рощино" административного наказания в виде штрафа в размере 20 000,00 рублей (л.д.2-5).

Представитель заявителя АО «Аэропорт Рощино» ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивала по основаниям в ней изложенным.

Представитель административного органа УГАН НОТБ УФО Ространснадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и месте судебного заседания.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

Судья, выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы административного и настоящего дела, находит жалобу АО «Аэропорт Рощино» обоснованной и подлежащей удовлетворению.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Инспекторским предписанием № от 14 августа 2020 года АО «Аэропорт Рощино» в срок до 15.03.2021 года предписано принять меры по устранению выявленных нарушений, указанных в предписании (л.д.147-149).

Постановлением №88 заместителя начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ УФО Ространснадзора от 29 апреля 2021 года, АО «Аэропорт Рощино» привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.10 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 рублей (л.д.24-30, 98-104).

Как указано в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

На основании изложенного судья приходит к выводу, что административным органом не пропущен установленный двух месячный срок для привлечения к административной ответственности.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина - это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Согласно ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Согласно ч.10 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В Постановлении указано, что обществом не выполнен п.3 инспекторского предписания от 14.08.2020г. №06-196П, обязывающего оснастить КПП "А-служебный", расположенный на границе зоны свободного доступа и технологического сектора зоны транспортной безопасности аэровокзала, стационарными и/или переносными техническими системами и средствами обеспечивающими обнаружение радиоактивных веществ, тем самым нарушив п.19 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.

Согласно Воздушному кодексу РФ авиационная безопасность это - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

В соответствии с ФЗ-16 «О транспортной безопасности» - транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Данное понятие соответствует другим нормативным актам, таким как Международное соглашение от 30.05.2014 г. «Соглашение об информационном взаимодействии государств - участников СНГ в области обеспечения транспортной безопасности», Распоряжение Росавтодора (Федерального дорожного агентства) от 15.11.2011 г. N 871-р "ОДМ 218.4.007-2011 Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства".

Исходя из вышеуказанных понятий, прослеживается их сходство, действия по транспортной и авиационной безопасности направлены на препятствование от актов незаконного вмешательства.

Согласно п.З. ст. 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.

АО «Аэропорт Рощино» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности является деятельность аэропортовая, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ (л.д.9, 10-22).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела КПП "А-служебный" находится внутри здания аэровокзала, за стойками регистрации пассажиров и предназначен для прохода персонала, задействованного в технологическом процессе по обслуживанию пассажиров. Иные лица в технологический сектор зоны транспортной безопасности не допускаются. Проникновение в зону транспортной безопасности вне контрольно-пропускных пунктов аэропорта невозможно. Проверка на наличие радиоактивных веществ производится на входной группе в здание аэровокзала, где установлена система обнаружения радиоактивных материалов "Янтарь-1П1", что подтверждается: - договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ года по условиям которого Департамент имущественных отношений Тюменской области, ГКУ ТО "Фонд имущества Тюменской области" (арендодатель) сдает, а АО «Аэропорт Рощино» (арендатор) принимает в аренду движимое имущество стационарный пункт радиационного контроля с комплектом видеонаблюдения Янтарь в количестве 2 шт. (л.д.33-37); - актом приема-передачи имущества от 22.06.2020 года (л.д.38-39); - технической документацией (л.д.40-61); - сертификатом соответствия л.д.62, 63-65).

КПП "Центральный" оборудован стационарным интегрированным досмотровым комплексом SmartSkan IntelliMax для обнаружения радиоактивных агентов, что подтверждается: - договором №- аренды оборудования с программным обеспечением от 14.11.2019 года по условиям которого ООО "АэроФинанс" (арендодатель) передает, а АО «Аэропорт Рощино» (арендатор) принимает в аренду интегрированный досмотровый комплекс SmartSkan IntelliMax (л.д.66-71); - актом приема-передачи оборудования с программным обеспечением (л.д.73, 77); - технической документацией (л.д.79, 80-85); - сертификатом соответствия (л.д.78).

АО «Аэропорт Рощино» в ответе Ространснадзору от 10.03.2021 года, а также в направленном пояснении по делу об административном правонарушении сообщал, что закупка оборудования для обнаружения опасных радиоактивных агентов с целью оснащения всех КПП и других пунктов досмотра включена в план закупок на 2021 год. В 2021 году планируется приобрести закупку 9 единиц радиационных мониторов (л.д.31-32, 107-110).

26 июля 2021 года между ООО "Аэрофинанс" (покупатель) и ООО "ПТЦ "Урал-Аспект" (поставщик) заключен договор поставки № по условиям которого поставщик обязуется передать в собственность покупателя, товар указанный в спецификации (Приложение №1 к договору) Мониторы радиационных ядерных и радиоактивных материалов.

Электронные торги по заявке АО «Аэропорт Рощино» на поставку мониторов радиационной ядерной и радиоактивных материалов выиграло ООО "Аэрофинанс", что подтверждается протоколом № от 05.07.2021 года.

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что АО «Аэропорт Рощино» предпринимает все возможные меры для выполнения норм действующего законодательства по транспортной безопасности.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 №4-П меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения.

В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае - отсутствия события административного правонарушения.

При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ УФО Ространснадзора от 29 апреля 2021 года вынесенное в отношении АО «Аэропорт Рощино» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Жалобу акционерного общества «Аэропорт Рощино» удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ УФО Ространснадзора от 29 апреля 2021 года вынесенное в отношении акционерного общества «Аэропорт Рощино» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 статьей 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в Калининский районный суд города Тюмени.

Решение принято в совещательной комнате.

Судья А.В. Лобанов