ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-324/2022 от 05.07.2022 Индустриального районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 12-324/2022

УИД 18RS0004-01-2022-000112-70

Р Е Ш Е Н И Е

05 июля 2022 года г. Ижевск

Судья Индустриального районного суда г. Ижевска Фролычева Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики ФИО1 действующей на основании доверенности, на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель Министерства социальной политики и труда УР ФИО1, действующая на основании доверенности, обратилась в суд с жалобой на постановление от 29 апреля 2021 года, вынесенное начальником отделения - старшим судебным приставом МОСП по ИОИП УФССП России по УР ФИО2, о привлечении Министерства социальной политики и труда УР к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Жалобу мотивировала тем, что решением Октябрьского районного суда г. Ижевска на Министерство образования и науки УР (далее - МОиН УР) возложена обязанность предоставить С.И.Х. в пользование безвозмездно, однократно по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям г. Сарапула жилое помещение, не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м. на территории г. Сарапула. -Дата- судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по УР возбуждено исполнительное производство в отношении МОиН УР в пользу С.И.Х. о предоставлении в его пользование благоустроенного жилого помещения. Наличие постановления о взыскании исполнительского сбора с Министерства образования и науки УР, а также требования судебного пристава-исполнителя об исполнении исполнительного документа не образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, поскольку в действиях Министерства образования и науки УР отсутствует вина в совершении административного правонарушения. Органом, уполномоченным по формированию специализированного жилищного фонда УД для детей-сирот, является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР (Минстрой УР). Министерство образования и науки УР предоставляет жилые помещения в том объеме, в каком их приобретает в установленном порядке Минстрой УР. Для оказания содействия Минстрою УР Министерство образования и науки УР обратилось в Министерство финансов УР с просьбой выделить дополнительные бюджетные средства на исполнение судебных актов. Дополнительные средства не выделены. Иные правовые и организационные механизмы исполнения решения суда у Министерства образования и науки УР отсутствуют. Кроме того, специализированный жилищный фонд формируется Минстроем УР на основании проведения закупок для государственных нужд. С учетом соблюдения всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур на формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот с момента начала процедуры до передачи жилых помещений в Министерство требуется 5 месяцев. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии объективных причин в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок и отсутствии виновного противоправного бездействия должника. Просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание не явился представитель заявителя, должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

В соответствие со ст.30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, с наложением административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч.1).

При рассмотрении жалобы установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:

На исполнении у судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по УР ФИО3 находится исполнительное производство -ИП от -Дата-, возбужденное на основании выданного Октябрьским районным судом г. Ижевска УР исполнительного листа №ФС от -Дата-. Предметом исполнения является возложение на Министерство образования и науки УР обязанности предоставить в пользование С.И.Х. безвозмездно однократно по договору найма специализированное жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Сарапула в виде жилого дома или квартиры, не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м., расположенное на территории г. Сарапула УР.

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником Министерством образования и науки УР -Дата-. В п.2 указанного постановления в соответствии со ст. 30 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» должнику установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней.

Требования исполнительного документа должником в установленный для добровольного исполнения срок не были исполнены, в связи с чем, на основании ст. 112 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» -Дата- судебным приставом-исполнителем в отношении Министерства образования и науки УР вынесено постановлении о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Определением Октябрьского районного суда г.Ижевска от -Дата- произведена замена должника по гражданскому делу по иску С.И.Х. к Министерству образования и науки УР о предоставлении жилого помещения на Министерство социальной политики и труда УР.

-Дата- Министерством социальной политики и труда УР получено требование об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок до -Дата-.

В ходе совершения исполнительных действий установлено, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником не исполнены.

-Дата- начальником отделения - старшим судебным приставом МОСП по ИОИП УФССП России по УР ФИО2 вынесено постановление, которым должник - Министерство социальной политики и труда УР признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и подвержено административному штрафу в размере 30 000 рублей в доход государства.

Из материалов дела следует, что согласно письму Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР от -Дата-, адресованного Министерству социальной политики и труда УР, приобретение жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом от -Дата- №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с соблюдением всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур. Формирование специализированного жилищного фонда включает в себя: мониторинг рынка жилья для установления начальной максимальной цены контракта; подготовка конкурсной документации, ее согласование с ГКУ УР «Региональный центр закупок», утверждение и размещение в Единой информационной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд; заключение контракта с поставщиком; приемка жилого помещения и регистрация права собственности Удмуртской Республики в МФЦ; подготовка пакета документов для передачи приобретенного жилого помещения в ФИО4. Таким образом, при формировании специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа с момента начала мониторинга рынка до передачи жилого помещения в ФИО4 требуется до 5 месяцев.

-Дата- ФИО4 обратилось к Министру финансов УР с письмом, согласно которому по состоянию на -Дата- не исполнено 472 решения суда об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот. Из них по 210 исполнительным производствам должником является Министерство социальной политики и труда УР ввиду замены стороны в исполнительном производстве. Просило рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных средств на исполнение судебных актов.

Из письма Минстроя от -Дата- следует, что -Дата- Министерство социальной политики и труда УР обратилось в Минстрой УР о возможности выделения дополнительных бюджетных средств на исполнение судебных актов. В ответ на письмо Минстрой УР сообщило о том, что на приобретение жилых помещений для детей-сирот в 2020 года в бюджетах всех уровней выделено 347,1 млн. руб., в том числе субсидия из федерального бюджета 105,8 млн. руб. За 2020 год заключено 210 государственных контрактов на приобретение 234 жилых помещений на общую сумму 308,6 млн. руб. (130,6 млн. руб.- бюджет РФ, софинансирование из бюджета УР) 178,0 млн. руб. - бюджет УР). Оформлены в собственность УР и оплачены в 2020 году 204 контракта на приобретение 228 жилых помещений на сумму 311,649 млн. руб.

-Дата- ФИО4 обратилось к Министру финансов УР с письмом, согласно которому по состоянию на -Дата- не исполнено 509 решений судов об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот. Сообщило, что для исполнения Министерством решений суда необходимо выделение из бюджета УР дополнительных средств в размере 763 500 000 руб. из расчета средней рыночной стоимости жилого помещения 1 500 000 руб. Просило рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных средств на исполнение судебных актов.

-Дата- ФИО4 обратилось к Министру финансов УР с письмом, согласно которому по состоянию на -Дата- не исполнено 564 решения суда об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот. Сообщило, что для исполнения Министерством решений суда о представлении жилым помещений детям-сиротам на условиях договора найма специализированного жилого помещения необходимо выделение дополнительных денежных средств Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР для формирования специализированного жилищного фонда в размере 902 400 000 руб. из расчета средней рыночной стоимости жилого помещения 1 600 000 рублей. Просило рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных средств на исполнение судебных актов.

-Дата- ФИО4 обратилось к Министру финансов УР с письмом, согласно которому по состоянию на -Дата- не исполнено 528 решения суда об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот. Сообщило, что для исполнения Министерством решений суда о представлении жилым помещений детям-сиротам на условиях договора найма специализированного жилого помещения необходимо выделение дополнительных денежных средств Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР для формирования специализированного жилищного фонда в размере 844 800 000 руб. из расчета средней рыночной стоимости жилого помещения 1 600 000 рублей. Просило рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных средств на исполнение судебных актов.

-Дата- ФИО4 обратилось к Министру финансов УР с письмом, согласно которому по состоянию на -Дата- не исполнено 674 решения суда об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот. Сообщило, что для исполнения Министерством решений суда о представлении жилым помещений детям-сиротам на условиях договора найма специализированного жилого помещения необходимо выделение дополнительных денежных средств Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР для формирования специализированного жилищного фонда в размере 1 213 200 000 руб. из расчета средней рыночной стоимости жилого помещения 1 800 000 рублей. Просило рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных средств на исполнение судебных актов.

Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

В п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года №8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон УР №8-РЗ) органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее – уполномоченный орган).

Статьей 6 Закона УР №8-РЗ закреплен порядок формирования сводного республиканского списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республики.

Органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по формированию специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для детей-сирот, является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее – Минстрой УР) (ч. 1 ст. 1 Закона УР №8-РЗ).

Аналогичная норма закреплена и в Постановлении Правительства Удмуртской Республики от 04 июня 2019 №229 «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Порядок), в соответствии с которым финансирование расходов, связанных с формированием специализированного жилищного фонда, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству на указанные цели, в том числе за счет средств, поступивших из федерального бюджета в установленном порядке (пункт 2 Порядка).

В силу ч. 8 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Исходя из вышеприведенных законоположений, государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуются органами местного самоуправления за счет выделенных на эти цели финансовых средств.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года №2478-О разъяснено что, положения части 4 статьи 24.5 Кодекса, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта не выделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.

Доводы жалобы о том, что Министерством неоднократно направлялись письма о нехватке денежных средств на приобретение квартир по решению судов, о том, что в адрес судебного пристава-исполнителя направлялись объяснения о причинах неисполнения решения суда и мерах направленных на исполнение решения суда, не могут свидетельствовать о принятии всех зависящих от должника мер, направленных на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе и наличии объективных препятствий в исполнении решения суда в отношении С.И.Х.

Не могут повлечь отмену вынесенного постановления и доводы заявителя о том, что полномочиями по приобретению жилья и формированию специализированного жилищного фонда наделен Минстрой УР, что жилые помещения выделяются в порядке установленной очередности вне зависимости от наличия решения суда, отсутствует достаточное финансирование.

Недостаточное финансирование, разделение полномочий (при условии, что решением суда обязанность на Минстрой УР не возлагалась), не являются безусловным основанием, исключающим в соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ административную ответственность Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики за совершение вмененного деяния.

Из материалов дела не следует, что министерством приняты все зависящие от него меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.

Сведений об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора как незаконного не имеется, равное как не имеется и доказательств предоставления отсрочки исполнения решения суда, установления судебным приставом-исполнителем нового срока в требовании об исполнении решения суда.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанной в п. 2 Постановления от 30 июля 2001 года №13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства и такая защита не может быть признана действенной, если судебных акт не исполняется.

Учитывая установленные обстоятельства, прихожу к выводу о том, что постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики на постановление по делу об административном правонарушении от -Дата-, о привлечении Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей – оставить без удовлетворения, постановление по делу об административном правонарушении – без изменения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня получения решения через Индустриальный районный суд г. Ижевска.

Судья Фролычева Е.А.