ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-324/2022 от 17.06.2022 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело №12-324/2022

Р Е Ш Е Н И Е

17 июня 2022г. г. Смоленск

Судья Ленинского районного суда г. Смоленска Киселев К.И., рассмотрев жалобу Начальника Департамента Смоленской области по здравоохранению Стунжас Ольги Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки , на постановление Заместителя Руководителя Управления Федерального казначейства по Смоленской области Комасевой Натальи Николаевны от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Стунжас О.С. обратилась в суд с жалобой на постановление Заместителя Руководителя Управления Федерального казначейства по Смоленской области Комасевой Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП Российской Федерации, которым она, как начальник Департамента Смоленской области по здравоохранению, подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере руб. за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.

В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г.Смоленска, Стунжас Н.Н. просит отменить оспариваемое постановление, отмечая отсутствие в действиях состава вмененного административного правонарушения.

Ознакомившись с жалобой, исследовав письменные доказательства, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.15.15.3 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В силу п.1.2 статьи 132. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение соглашений о предоставлении из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, если нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, актами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, устанавливающими порядок (правила) их предоставления, предусмотрено заключение соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, осуществляется до 1 января очередного финансового года, за исключением иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных подпунктами 1 - 8 пункта 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с п.5 Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2021 г. N 1125 результатом предоставления иных межбюджетных трансфертов является количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц (включающей исследования и иные медицинские вмешательства по перечню, приведенному в приложении N 4 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящих Правил) в соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, а также ее финансового обеспечения.

По делу установлено, что между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Администрацией Смоленской области заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о финансовом обеспечении проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19).

В силу положений п.4.3.3 указанного соглашения Департамент Смоленской области по здравоохранению обязался обеспечить достижение значений результата предоставления иного межбюджетного трансферта, установленного в соответствии с приложением №2 к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ – на дату ДД.ММ.ГГГГ значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта «количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц» - 11 000.

Между тем, по результатам проведенной Управлением Федерального казначейства по Смоленской области плановой выездной проверки установлено, что в соответствии с Отчетом о достижении значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта и обязательств, принятых в целях их достижения на ДД.ММ.ГГГГ, фактически достигнут результат предоставления иного межбюджетного трансферта «количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц» в количестве 9 645 единиц.

Суд соглашается с доводами Стунжас Н.Н. об отсутствии установленных законом оснований для ее привлечения к административной ответственности ввиду следующего.

Как следует их представленных суду материалов, углубленная диспансеризация определенных групп взрослого населения, включая граждан, перенесших новую коронавирусную инфекцию, на территории Смоленской области проводится с июля 2021 года в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01 июля 2021 г. № 698н «Об утверждении Порядка направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке» и приказом Департамента Смоленской области по здравоохранению от 01 июля 2021г. №832 «О прохождении углубленной диспансеризации определенных групп взрослого населения, включая граждан, перенесших новую коронавирусную инфекцию, на территории Смоленской области».

Администрациями медицинских организаций Смоленской области в целях своевременного начала углубленной диспансеризации были приняты все возможные меры, в том числе, была осуществлена закупка оборудования и реактивов для определения концентрации Д-димера, проведено обучение врачей-специалистов, и, в частности, врачей ультразвуковой диагностики для исследования сосудов.

Информирование населения о возможности и порядке проведения углубленной диспансеризации проводится посредством агитационной и разъяснительной работы первичного медицинского звена (участковых врачей, медицинских сестер), личных бесед, информационных листовок, публикаций в средствах массовой информации, выступлений на местном телевидении. Кроме того, соответствующая информация имеется на информационных стендах и на официальных интернет-сайтах сети Интернет медицинских организаций, где размещены сведения о возможности прохождения углубленной диспансеризации, в том числе в вечернее время и по субботам, соответствующее информирование проводится также посредством смс-оповещения страховыми организациями Смоленской области.

Заслуживающим внимания признаются также приведенные в жалобе доводы о том, что углубленная диспансеризация в Смоленской области фактически могла проводиться в 2021 году лишь в переделах непродолжительного периода времени равного 6 месяцам – с июля 2021г. по декабрь 2021г. Начало процесса углубленной диспансеризации совпало с резким ростом заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (в сентябре рост заболеваемости в 1,2 раза выше по сравнению с августом 2021г., в октябре зарегистрирован рост заболеваемости в 2,6 раза выше, чем в сентябре), а также в связи острым кадровым дефицитом, обусловленного заболеваемостью медицинских работников медицинских организаций (до 80% медицинского персонала являлось нетрудоспособным в связи с заболеванием новой коронавирусной инфекцией). С учетом указанных обстоятельств роста заболеваемости медицинскими организациями регистрировалось значительное количество отказов граждан от прохождения соответствующей диспансеризации.

В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в регионе по новой коронавирусной инфекции в октябре 2021г. было приостановлено проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации населения в соответствии с приказом Департамента от 22 октября 2021г. №1402 «О приостановлении проведения профилактических мероприятий в медицинских организациях Смоленской области», что отразилось на объемах выполнения соответствующих плановых показателей. При этом граждане, не прошедшие углубленную диспансеризацию в 2021 году, включены в план углубленной диспансеризации на 2022 год.

Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что пунктом 15 вышеуказанных Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2021 г. N 1125, установлено, что в случае если территориальным фондом обязательного медицинского страхования по состоянию на 31 декабря 2021 г. допущены нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта и до первой даты представления отчетности о достижении такого значения в 2022 году указанные нарушения не устранены, размер средств, подлежащий возврату из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет г. Байконура для последующего перечисления в федеральный бюджет (Vвозврата), определяется по формуле: где: Vтр - размер межбюджетного трансферта, предоставленного бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования; T - фактически достигнутое значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта на отчетную дату; S - значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта, установленное соглашением.

В рассматриваемой ситуации законодательство Российской Федерации не содержит иных положений относительно нарушения финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, что свидетельствует об обоснованности суждений заявителя об отсутствии со стороны Стунжас Н.Н. нарушения соответствующих требований – положения пункта 5 Правил вводит лишь понятие результата предоставления иных межбюджетных трансфертов, и к порядку предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов прямого отношения не имеет. В этой связи, указание в оспариваемом постановлении на имевшее со стороны Стунжас Н.Н. нарушение в виде «недостижения показателей результативности использования иных межбюджетных трансфертов» нельзя признать соответствующим фактическим обстоятельствам дела.

Согласно ч.ч.1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии в действиях лица состава административного правонарушения.

Положения ч.1 ст.1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет первостепенное правоопределяющее значение для разрешения вопроса о возможности применения к нему административного наказания.

Исходя из правил ч.ч.2, 3 ст.1.5 КоАП РФ, бремя доказывания наличия безусловных оснований к принятию решения о применении мер административной ответственности возлагается на должностных лиц уполномоченных органов, перечень которых приведен в Главе 28 КоАП РФ.

При этом по смыслу ст.1.5 КоАП РФ во взаимосвязи с нормами ст. 26.1, 29.1, 29.9 КоАП РФ, совокупность ряда достаточных и неопровержимых доказательств виновности лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должна быть представлена и всесторонне исследована до принятия постановления в порядке, установленном Главой 29 КоАП РФ, в данном случае – до вынесения акта должностным лицом УФК по Смоленской области. Ухудшение положения лица, в отношении которого принято постановление по делу, - путем исследования дополнительных доказательств, ставящих под сомнение его невиновность, при рассмотрении жалоб в порядке, предусмотренном Главой 30 КоАП РФ, недопустимо.

Поскольку материалы административного дела не содержат убедительных сведений, указывающих на наличие оснований для привлечения Стунжас Н.Н. к административной ответственности, суд соглашается с доводами жалобы об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения

В этой связи, в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ оспариваемое постановление подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с отсутствием в действиях Стунжас Н.Н. состава вмененного административного правонарушения.

Руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление Заместителя Руководителя Управления Федерального казначейства по Смоленской области Комасевой Натальи Николаевны от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП Российской Федерации, в отношении начальника Департамента Смоленской области по здравоохранению Стунжас Ольги Сергеевны, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении начальника Департамента Смоленской области по здравоохранению Стунжас Ольги Сергеевны, прекратить в связи с отсутствием в составе административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Смоленский областной суд в 10-дневный срок со дня получения либо вручения его копии.

Судья К.И. Киселев

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи Киселев К.И.

секретарь судебного заседания ________________________

наименование должности уполномоченного работника аппарата

федерального суда общей юрисдикции

Новикова М.А.

(Фамилия, инициалы)

«____»________2022 г.

Ленинский районный суд г. Смоленска

УИД: 67RS0002-01-2022-002589-56

Подлинный документ подшит в материалы дела

№ 12-324/2022