КОПИЯ | |
РЕШЕНИЕ | |
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении | |
город Мурманск | 27 сентября 2022 года |
Судья Ленинского районного суда города Мурманска Завражнов М. Ю. рассмотрел жалобу ФИО1 Гейдара оглы на постановление административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск от ДД.ММ.ГГГГ№, которым ФИО1 как должностному лицу – директору общества с ограниченной ответственностью «Льян-сервис» назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 2 Закона Мурманской области от 6 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях».
Огласив жалобу, заслушав объяснения ФИО1 и исследовав имеющиеся в рассмотренном деле документы, судья районного суда
установил:
обжалуемым постановлением ФИО1 как должностное лицо – директор ООО «Льян-сервис» признан виновным в совершении названного административного правонарушения и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В своей жалобе ФИО1 полагает вынесенное постановление подлежащим отмене в связи с отсутствием своей вины в совершении административного правонарушения. Утверждает, что контейнерная площадка находится на придомовой территории многоквартирного <адрес>, а ООО «Льян-сервис» осуществляет деятельность по управлению другим многоквартирным домом – по адресу: <адрес>, ФИО2 улица, <адрес>. ООО «Льян-сервис» заключенное соглашение о совместном обслуживании контейнерной площадки не нарушало и передало контейнерную площадку обществу с ограниченной ответственностью «УК ваш дом» в предусмотренном данным соглашением порядке и в установленный указанным соглашением срок, однако ООО «УК ваш дом» неправомерно отказалось принимать контейнерную площадку и не приняло ее до настоящего времени.
На рассмотрении жалобы ФИО1 поддержал приведенные в ней основания и доводы. Пояснил, что соглашение о совместном обслуживании контейнерной площадки имеет гражданско-правовое начало, заключено и исполняется в соответствии с гражданским законодательством, поэтому ООО «УК ваш дом» не могло отказаться от принятия контейнерной площадки, а должно было ее принять, при этом в случае наличия претензий к ООО «Льян-сервис» ООО «УК ваш дом» должно было принять контейнерную площадку с оговорками и разрешить спор, возникший из заключенного соглашения о совместном обслуживании контейнерной площадки, в гражданском порядке, в том числе с возмещением убытков, понесенных в связи устранением недостатков контейнерной площадки, возникших в период ее обслуживания ООО «Льян-сервис». Ссылался на то, что никакие территории (прилегающие, придомовые, дворовые, внутриквартальные, территории контейнерной площадки, территории вокруг контейнерной площадки и территории, смежной с контейнерной площадкой, являющиеся территориями общего пользования) не определены и не установлены, их границы никому не известны и не очевидны, в том числе отсутствует общая прилегающая территория объекта коммунальной инфраструктуры. Относительно невыполнения подбора мусора пояснил, что при уборке мест погрузки твердых коммунальных отходов должны совершаться действия по подбору оброненных (просыпавшихся и других) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз, при этом в городе Мурманске такие действия должны совершаться региональным оператором – Мурманским филиалом акционерного общества «Ситиматик».
Юридическое лицо извещено о начавшемся судебном процессе, времени и месте рассмотрения жалобы в установленном порядке и надлежащим образом, о перемене адреса не сообщалось, какие-либо ходатайства не заявлены. Участие должностных лиц, выявивших правонарушение, составивших протокол об административном правонарушении или уполномоченных на составление протоколов о таких административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы необходимым не признавалось, для выяснения вопросов эти лица не вызывались. Предусматриваемых законом оснований для отложения рассмотрения жалобы не имеется.
Разрешив вопрос о последствиях неявки, судья пришел к выводу о рассмотрении жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Из имеющихся в рассмотренном деле документов видно, что ООО «Льян-сервис» является управляющей организацией и осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: <адрес>, ФИО2 улица, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ специалист Мурманского муниципального бюджетного учреждения «Экосистема» ФИО3 в период времени с 11 часов 00 минут по 11 часов 10 минут по адресу: <адрес>, ФИО2 улица, в районе <адрес> непосредственно обнаружил и зафиксировал составлением акта обследования территории (объекта) с приложением фотографий такие обстоятельства: контейнерная площадка и территория вокруг этой площадки на протяжении долгого времени находятся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, так как мусор разбросан вокруг контейнеров и на территории, смежной с контейнерной площадкой, подбор мусора не выполнен, а ограждение контейнерной площадки имеет повреждения, порубочные остатки и отработанные автомобильные покрышки не вывезены.
ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела по взаимодействию со структурами жилищно-коммунального комплекса и благоустройства управления Ленинского административного округа <адрес>ФИО4 направила указанные результаты обследования заместителю главы администрации <адрес> – начальнику управления Ленинского административного округа <адрес>, и 16 июня 2022 года данные сведения поступили в отдел по контролю за исполнением административного законодательства управления Ленинского административного округа <адрес>.
Обнаружение и поступление указанных данных послужили поводом для возбуждения настоящего дела.
ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела по контролю за исполнением административного законодательства управления Ленинского административного округа администрации <адрес>ФИО5 составил протокол № об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 3 статьи <адрес> «Об административных правонарушениях», совершенном ФИО1 как должностным лицом – директором ООО «Льян-сервис». Согласно указанному протоколу ФИО1, являющийся директором ООО «Льян-сервис», его работником, и выполняющий организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции данной организации, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 11 часов 00 минут по 11 часов 10 минут по адресу: <адрес>, ФИО2 улица, в районе <адрес> нарушил абзацы второй и четвертый подпункта 10.2.6.2, подпункт 10.2.6.3, а также пункты 10.3.2 и 10.3.3 правил благоустройства территории муниципального образования <адрес>, так как контейнерная площадка и территория вокруг этой площадки на протяжении долгого времени находятся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, так как мусор разбросан вокруг контейнеров и на территории, смежной с контейнерной площадкой, подбор мусора не выполнен, а ограждение контейнерной площадки имеет повреждения, порубочные остатки и отработанные автомобильные покрышки не вывезены.
При рассмотрении настоящего дела обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения, административной комиссией выяснялись по делу на основании названных акта обследования и протокола об административном правонарушении.
Исследовав обстоятельства и оценив доказательства, административная комиссия пришла к выводу о том, что вина ФИО1 как должностного лица – директора ООО «Льян-сервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи <адрес> «Об административных правонарушениях», является доказанной.
Как выяснила и установила административная комиссия при рассмотрении настоящего дела, ФИО1, являющийся директором ООО «Льян-сервис», его работником, и выполняющий организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции данной организации, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 11 часов 00 минут по 11 часов 10 минут по адресу: <адрес>, ФИО2 улица, в районе <адрес> нарушил абзацы второй и четвертый подпункта 10.2.6.2, подпункт 10.2.6.3, а также пункты 10.3.2 и 10.3.3 правил благоустройства территории муниципального образования <адрес>, так как контейнерная площадка и территория вокруг этой площадки на протяжении долгого времени находятся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, так как мусор разбросан вокруг контейнеров и на территории, смежной с контейнерной площадкой, подбор мусора не выполнен, а ограждение контейнерной площадки имеет повреждения, порубочные остатки и отработанные автомобильные покрышки не вывезены.
Судья районного суда, проверив настоящее дело в полном объеме, пришел к выводу о наличии основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и примечанию к ней административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Пунктом 1 статьи <адрес> «Об административных правонарушениях» устанавливается административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (муниципального округа, городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации и не предусмотрено пунктом 2 этой же статьи. Пунктом 2 этой же статьи устанавливается административная ответственность за необеспечение лицами благоустройства принадлежащих им объектов в соответствии с требованиями правил благоустройства территории поселения (муниципального округа, городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи <адрес> «Об административных правонарушениях» устанавливается, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктами 1 или 2 данной статьи, в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, предусмотренного пунктами 1 или 2 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей, на должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц – от тридцати пяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены правила благоустройства территории муниципального образования <адрес>, согласно абзацам второму и четвертому подпункта 10.2.6.2, подпункту 10.2.6.3, а также пунктам 10.3.2 и 10.3.3 которых физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляют уборку территорий, а также уборку контейнерных площадок и площадок для сбора крупногабаритных отходов (абзацы второй и четвертый подпункта 10.2.6.2). Уборка территорий должна осуществляться в соответствии с требованиями правил благоустройства территории муниципального образования <адрес>, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ№, и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (подпункт 10.2.6.3). Объекты и элементы благоустройства должны находиться в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии (пункт 10.3.2). Правообладатели объектов и элементов благоустройства обязаны производить своевременный ремонт элементов благоустройства, замену их частей, непригодных к дальнейшей эксплуатации (пункт 10.3.3).
По делу об административном правонарушении в качестве обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения в соответствии с законом, выяснению подлежат, в том числе, событие и состав административного правонарушения, обстоятельства совершения административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность этого лица в совершении административного правонарушения и обстоятельства, при наличии которого лицо, совершившее действия (бездействие), содержащее признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности. Всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение названных обстоятельств относится к задачам производства по делам об административных правонарушениях (статья 24.1, пункты 1, 2 и 9 статьи 24.5, а также пункты 1-3, 6 и 7 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела в соответствии с законом, выясняются на основании любых фактических данных, устанавливаемых протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1 и 2 статьи 26.2 названного кодекса). Использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, не допускается (часть 3 этой же статьи кодекса).
Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением предусматривается положениями статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 данной статьи). Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом (часть 2 этой же статьи).
По настоящему делу считать законность при применении меры административного принуждения в связи с административным правонарушением обеспеченной судья районного суда не может, так как лицо, привлекаемое к административной ответственности, подвергнуто административному наказанию с нарушением следующего порядка, установленного законом.
Статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается, что оценка доказательств основывается на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Оценка административной комиссией доказательств по настоящему делу на таком всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела не основана.
Согласно абзацу двадцать второму части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования – муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Согласно отдельным положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность – деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая, среди прочего, в виде благоустройства территорий (пункт 1). Под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36). Территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (пункт 12). Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38).
Также территории общего пользования определяются правилами благоустройства территории муниципального образования <адрес> (пункт 2.87) как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, в силу пункта 11 части 10 статьи 35 и части 1 статьи 45.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Вопросы, которые могут регулировать правила благоустройства территории муниципального образования, приведены в части 2 статьи 45.1 этого же федерального закона. Иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, могут быть предусмотрены законом субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
В соответствии с положениями части 2 статьи 45.1 названного федерального закона правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: 1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; 6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок; 9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; 11) организации стоков ливневых вод; 12) порядка проведения земляных работ; 13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; 15) праздничного оформления территории муниципального образования; 16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.
Таким образом, благоустройство территорий осуществляется в рамках градостроительной деятельности, а его целями являются обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, а также содержание территорий населенных пунктов и расположенных на этих территориях объектов. Для достижения данных целей при решении вопросов местного значения утверждаются правила благоустройства территории муниципального образования, осуществляется муниципальный контроль в сфере благоустройства и организовывается благоустройство территории муниципального образования в соответствии этими правилами (пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). При этом в правилах благоустройства территории муниципального образования предусматриваются требования к благоустройству территории муниципального образования, его элементам и перечень (комплекс) соответствующих мероприятий, порядок и периодичность их проведения.
Правила благоустройства территории муниципального образования <адрес> устанавливают требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования <адрес>, перечень мероприятий по благоустройству территории города, порядок и периодичность их проведения для формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды. Данные правила устанавливают требования, которые необходимо применять при осуществлении деятельности по благоустройству территории.
Согласно пункту 1.2 указанных правил деятельность по благоустройству территории муниципального образования <адрес> включает в себя разработку проектной документации по благоустройству территории, выполнение мероприятий по благоустройству территории и содержанию объектов благоустройства, а также осуществление контроля за благоустройством территории <адрес>.
Пунктом 1.7 названных правил благоустройства определено, кто может выступать участником деятельности по благоустройству. Так, в соответствии с данным пунктом правил благоустройства участниками деятельности по благоустройству могут выступать: а) жители <адрес>, которые формируют запрос на благоустройство и принимают участие в оценке предлагаемых решений. В отдельных случаях, определенных (установленных) отдельными правоустанавливающими актами, граждане участвуют в выполнении работ. Жители могут быть представлены общественными организациями и объединениями; б) представители органов местного самоуправления, которые формируют техническое задание, выбирают исполнителей и обеспечивают финансирование в пределах своих полномочий; в) хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории <адрес>, которые могут участвовать в формировании запроса на благоустройство, а также в финансировании мероприятий по благоустройству; г) представители профессионального сообщества, в том числе ландшафтные архитекторы, специалисты по благоустройству и озеленению, архитекторы и дизайнеры, которые разрабатывают концепции и проекты благоустройства, рабочую документацию; д) исполнители работ, специалисты по благоустройству и озеленению, в том числе возведению малых архитектурных форм; е) иные лица, заинтересованные в осуществлении деятельности по благоустройству.
Правила благоустройства территории муниципального образования <адрес> к объектам благоустройства относят территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству (абзац первый подраздела 5.1), а контейнерные площадки – к элементам благоустройства, используемым в качестве составных частей благоустройства (абзац тринадцатый подраздела 5.2).
В правилах благоустройства территории муниципального образования <адрес> контейнерная площадка определена как место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров (подпункт ДД.ММ.ГГГГ.1). Обязательный перечень элементов благоустройства территории на площадке включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями, ограждение, контейнеры с крышкой (подпункт ДД.ММ.ГГГГ.2). Размер контейнерной площадки определяется исходя из задач, габаритов и количества контейнеров, используемых для складирования отходов, но не более предусмотренного санитарно-эпидемиологическими требованиями (подпункт ДД.ММ.ГГГГ.3). Контейнерные площадки совмещаются с площадками для складирования отдельных групп коммунальных отходов, в том числе для складирования крупногабаритных отходов (подпункт ДД.ММ.ГГГГ.4).
Применительно к обстоятельствам настоящего дела необходимо отметить, что, исходя из обжалуемого постановления, ФИО1 как должностное лицо – директор ООО «Льян-сервис» признан виновным в том, что территория города, подлежащая благоустройству, а именно, контейнерная площадка, территория вокруг контейнерной площадки и территория, смежная с контейнерной площадкой, не соответствуют отдельным требованиям правил благоустройства территории муниципального образования <адрес>, так как ФИО1, являющийся директором ООО «Льян-сервис», его работником, не выполнил организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции по уборке указанных территорий и по ремонту ограждения.
При этом, как рассуждает административная комиссия, выполнить указанные организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции ФИО1 обязан был как должностное лицо – директор ООО «Льян-сервис» в рамках деятельности по управлению этой организацией многоквартирным домом 27 на <адрес>, а также в связи с тем, что названные территории являются придомовой территорией этого многоквартирного дома (предпоследний абзац страницы первой и абзац третий страницы второй обжалуемого постановления)Вместе с тем Градостроительным кодексом Российской Федерации и правилами благоустройства территории муниципального образования <адрес> прилегающая территория определяется как территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации (пункт 37 статьи 1 и пункт 2.62, соответственно).
На территории <адрес> порядок определения границ прилегающих территорий предусматривается статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗМО «О градостроительной деятельности на территории <адрес>», согласно которой границы прилегающих территорий определяются правилами благоустройства территории муниципального образования <адрес> в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗМО «О порядке определения границ прилегающих территорий органами местного самоуправления».
Согласно <адрес> «О порядке определения границ прилегающих территорий органами местного самоуправления» границы прилегающей территории определяются правилами благоустройства в отношении территорий общего пользования, которые прилегают к зданию, строению, сооружению, земельному участку, в зависимости от расположения зданий, строений, сооружений, земельных участков в существующей застройке, вида их разрешенного использования или фактического назначения, их площади, а также с учетом максимального расстояния от внутренней границы прилегающей территории до внешней границы прилегающей территории и иных требований настоящего закона (часть 1 статьи 2). Границы прилегающей территории отображаются на картах-схемах. Форма карт-схем, а также требования к их оформлению устанавливаются исполнительным органом <адрес>, уполномоченным в сфере архитектуры и градостроительства (часть 5 статьи 2). Согласованные карты-схемы утверждаются муниципальными правовыми актами и после утверждения подлежат размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации (часть 8 статьи 2).
Отдельно необходимо отметить, что пунктом 2 части 3 статьи <адрес> «О порядке определения границ прилегающих территорий органами местного самоуправления» оговаривается исключение, когда допускается установление общей прилегающей территории для двух и более зданий, строений, сооружений, земельных участков – в том числе для объекта коммунальной инфраструктуры.
Правила благоустройства территории муниципального образования <адрес> предусматривают, что границы прилегающей территории определяются в отношении территорий общего пользования, которые прилегают (то есть имеет общую границу) к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которых определены в соответствии с настоящими правилами и в соответствии с порядком определения границ прилегающей территории, утвержденным законом <адрес> (подпункт 10.2.2.2). Границы прилегающей территории отображаются на картах-схемах, форма и требования к оформлению которых установлены исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным в сфере архитектуры и градостроительства (подпункт 10.2.2.3).
Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что карты-схемы, на которых отображаются границы прилегающих территорий и которые утверждаются муниципальными правовыми актами, представляют собой нормативные правовые акта, регулирующие более узкие по сравнению с правилами благоустройства территории муниципального образования; при этом указанные нормативные правовые акты муниципальными правовыми актами, регулирующими вопросы благоустройства, быть не перестают, поскольку эти нормативные правовые акты только детализируют общие положения, закрепленные в правилах благоустройства.
Пунктом 3.29 Национального стандарта Российской Федерации ФИО6 51929-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ№-ст, определено понятие «придомовая территория»: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы и размеры которого определены на основании данных государственного кадастрового учета (номера), с указанием уникальных характеристик объекта недвижимости, разрешенного использования и сведений об элементах озеленения и благоустройства, а также иных, расположенных и предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома, объектов и сооружений.
Под придомовой территорией в правилах благоустройства территории муниципального образования <адрес> (пункт 2.59) понимается территория, сформированная в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, – в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение).
Обязательный перечень элементов благоустройства придомовой территории включает: твердые виды покрытий проездов, пешеходные коммуникации, площадки для игр детей дошкольного возраста, площадки для отдыха взрослого населения, контейнерные площадки, стоянки (парковки) автомобилей для гостевого автотранспорта и транспорта жильцов, озеленение, осветительное оборудование (абзац первый пункта 4.2.2 правил благоустройства территории муниципального образования <адрес>).
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, собственникам помещений в многоквартирном доме в качестве общего имущества в многоквартирном доме принадлежат только те элементы благоустройства (и объекты благоустройства), которые расположены на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом.
Вместе с тем, как было указано выше, согласно пунктам 13 и 14 части 2 статьи 45.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 463-ФЗ) правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий, а также вопросы определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации. Кроме этого, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 463-ФЗ статья 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующая обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, дополнена частью 9, согласно которой лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
В этой связи со дня вступления в силу (ДД.ММ.ГГГГ) абзацев семнадцатого и восемнадцатого пункта 8 статьи 1, абзаца третьего подпункта «б» пункта 1 и пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ (часть 3 статьи 4 этого федерального закона) на собственников помещений в многоквартирном доме может быть возложена обязанность по содержанию территорий, находящихся за границами земельного участка, на котором расположен данный дом и относящегося к общему имуществу собственников помещений в данном доме, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и правилами благоустройства территории муниципального образования.
В случае по настоящему делу границы прилегающих территорий, придомовых (или дворовых, внутриквартальных) территорий, территории контейнерной площадки, территории вокруг контейнерной площадки и территории, смежной с контейнерной площадкой, являющихся территориями общего пользования, относительно многоквартирного <адрес>, деятельность по управлению которым осуществляет ООО «Льян-сервис», органом местного самоуправления не определены и не установлены, а также отсутствует общая прилегающая территория объекта коммунальной инфраструктуры. Также в материалах дела не имеется сведений о границах и размерах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определенных на основании данных государственного кадастрового учета (номера), а также сведений об определении границ территории, сформированной в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, или в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение).
При таких обстоятельствах в отсутствие определенных и установленных границ прилегающих территорий (в том числе общей прилегающей территорий объекта коммунальной инфраструктуры), придомовых (или дворовых, внутриквартальных) территорий, территории контейнерной площадки, территории вокруг контейнерной площадки и территории, смежной с контейнерной площадкой, являющихся территориями общего пользования, находящимся за границами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, у собственников помещений и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирном <адрес>, а также у управляющей организации обязанности по обслуживанию названных территорий в порядке их благоустройства не имеется.
Территории города определяются правилами благоустройства территории муниципального образования <адрес> как земли и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящиеся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, расположенные в границах муниципального образования <адрес>, утвержденных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗМО «Об утверждении границ муниципальных образований в <адрес>».
Из пунктов 10.1.3 и 10.2.1 правил благоустройства территории муниципального образования <адрес> следует, что лицами, ответственными за содержание земельных участков, объектов и элементов благоустройства, являются физические и (или) юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, владеющие объектами и элементами благоустройства на праве собственности, ином законном основании либо осуществляющие содержание объектов и элементов благоустройства, включая работы по их восстановлению и ремонту, на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником. Юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица обязаны обеспечивать своевременную и качественную уборку принадлежащих им на праве собственности или на другом вещном праве земельных участков и прилегающей территории в соответствии с законодательством, правилами благоустройства и другими муниципальными правовыми актами <адрес>.
Содержание объектов, созданных (установленных) на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, используемых без предоставления земельных участков и установления сервитута, на основании разрешений уполномоченного органа, осуществляется владельцами таких объектов (абзац первый пункта 10.1.2 этих же правил).
Под уборкой территории в названных правилах благоустройства понимается комплекс мероприятий, связанных с регулярной очисткой территорий с твердыми, мягкими, газонными и комбинированными видами покрытий, озелененных территорий и территорий открытого грунта от грязи, снега и наледи, трупов погибших (павших) животных, отходов производства и потребления с последующим их сбором и вывозом в специально отведенные для этого места (термин 2.91).
Границы участков уборки территорий предусматриваются пунктом 10.2.2 правил благоустройства территории муниципального образования <адрес>. Границами участков уборки территорий являются границы земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на праве собственности или на ином законном основании, в соответствии с границами, определенными земельными участками, сведения о которых содержатся в едином государственном реестре недвижимости. Уборка земель, части земельного участка или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, используемых гражданами или юридическими лицами на основании разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выданных в соответствии с правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, либо на основании разрешений на размещение объектов, указанных в перечне видов объектов, размещение которых осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, осуществляется в границах определенных схемой границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка (в случае, если используются земли или часть земельного участка), или в границах земельного участка, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (подпункт 10.2.2.1).
Вместе с тем материалы настоящего дела не содержат сведений о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо разрешений на размещение объектов, указанных в перечне видов объектов, размещение которых осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Особенности содержания общего имущества в многоквартирном доме и уборки придомовых территорий предусматриваются пунктом 10.2.6 правил благоустройства территории муниципального образования <адрес>, а обращением с отходами – пунктом 10.2.7 этих же правил.
Согласно подпункту 10.2.7.1-10.2.7.3 названных правил благоустройства обращение с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством <адрес> и настоящими правилами. На территории <адрес> сбор, транспортировка, обезвреживание (сжигание) и размещение отходов осуществляется в соответствии с генеральной схемой очистки территории муниципального образования <адрес>, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. Сбор отходов от многоквартирных домов и с участков индивидуальной жилой застройки осуществляется в контейнеры. Контейнеры должны быть технически исправны, находиться в надлежащем санитарном состоянии. В случае отсутствия на территории здания, сооружения участка территории, позволяющего организовать место накопления отходов производства и потребления в соответствии с требованиями законодательства, правообладатель, лицо, ответственное за содержание здания или сооружения, обязаны обеспечить сбор отходов производства и потребления путем заключения соглашения (договора) с правообладателями близлежащего места накопления отходов производства и потребления, оборудованного в соответствии с требованиями законодательства.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливают правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №, согласно которым под погрузкой твердых коммунальных отходов понимается перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов. Под уборкой мест погрузки твердых коммунальных отходов понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и других) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз (абзацы восьмой и десятый пункта 2).
Согласно пункту 90 основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, необходимая валовая выручка регионального оператора включает в сумму расходы на уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Из приведенных выше положений нормативных правовых актов следует последовательность действий и обязанностей лиц по содержанию и уборке объектов благоустройства (их элементов). Так, содержание и уборку объектов благоустройства (их элементов), зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, обязаны осуществлять физические, юридические лица, которым они принадлежат на соответствующем праве, в объеме, предусмотренном действующим законодательством и правилами благоустройства, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств. Лицо, ответственное за содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, обязано очищать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от твердых коммунальных отходов, размещенных за пределами контейнеров и бункеров, до их вывоза региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Обязанность регионального оператора по уборке мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, площадок для складирования отдельных групп коммунальных отходов возникает только при его действиях, влекущих загрязнение контейнерной площадки в связи с просыпанием при погрузке твердых коммунальных отходов в мусоровозы и при погрузке крупногабаритных отходов.
Между тем по настоящему делу об административному правонарушении при рассмотрении вопросов невыполнения подбора мусора указанные не выяснялись. Муниципальный контроль в сфере благоустройства согласно положению о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории муниципального образования <адрес>, утвержденному решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, не проводился.
Вопреки суждениям административной комиссии нарушение заключенного соглашения о совместном обслуживании площадки для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора не может являться основанием для привлечения лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного положениями статьи <адрес> «Об административных правонарушениях», поскольку таким основанием является нарушение именно правил благоустройства территории муниципального образования, утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, а не каких-либо иных правил; указанное соглашение заключено хозяйствующими субъектами по их усмотрению, и вопросов благоустройства территории муниципального образования регулировать не может; вопросы благоустройства регулируются определенными нормативными правовыми актами. В этой связи являются несостоятельными и утверждения административной комиссии о нарушении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, поскольку ни данные правила, ни минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, ни Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года №, вопросов в сфере благоустройства не регулируют.
Что касается территориальной схемы обращения с отходами <адрес>, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП/10, и адресного перечня мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования <адрес>, являющегося приложением к данной схеме в редакции постановления правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП, то в этой части следует отметить, что территориальная схема обращения с отходами утверждается в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (пункт 1 статьи 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ), а не в целях благоустройства территорий.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 и пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии состава административного правонарушения начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению. При наличии такого обстоятельства по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Исходя из изложенного, руководствуясь приведенными законоположениями, судья районного суда
решил:
постановление административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 3 статьи 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 Гейдара оглы на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья | подпись | М. Ю. Завражнов |
Копия верна. Судья | М. Ю. Завражнов |