ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-325/18 от 27.11.2018 Сокольского районного суда (Вологодская область)

Дело № 12-325/2018

РЕШЕНИЕ

Вологодская область

Судья Сокольского районного суда Вологодской области Кротова М.Ю.,

рассмотрев жалобу руководителя Администрации <адрес>Комелькова А.Е. на постановление главного государственного инспектора Вологодской области по пожарному надзору, заместителя начальника управления – начальника отдела государственного пожарного надзора и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области Веретенникова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ, которым руководитель Администрации <адрес>Комельков А.Е. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ходатайство о восстановлении пропущенного срока,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора Вологодской области по пожарному надзору, заместителя начальника управления – начальника отдела государственного пожарного надзора и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ руководитель Администрации <адрес> Комельков А.Е. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к наказанию в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.

Согласно постановления, в ходе проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выявлены нарушения требований в области пожарной безопасности, допущенные руководителем администрации <адрес>:

- в Администрации <адрес> утвержденная инструкция о мерах пожарной безопасности не соответствует требованиям, установленным разделом XVIII Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ

- отсутствуют специальные программы обучения мерам пожарной безопасности ( Правил противопожарного режима в РФ, Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»);

- не разработана и не утверждена программа вводного противопожарного инструктажа с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности ( Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций);

- не разработана с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности и не утверждена программа проведения первичного противопожарного инструктажа ( Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»);

- не разработан и не утвержден график проведения занятий по проведению повторного противопожарного инструктажа с работниками ( Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»);

- не разработаны и не утверждены в установленном порядке специальные программы пожарно-технического минимума ( Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»);

- в Администрации <адрес> не определены мероприятия
по обеспечению пожарной безопасности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, по содержанию в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности общественных зданий ( Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности»);

- не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории городского поселения <адрес> и контроль за его выполнением ( Федерального закона № 123-ФЗ);

- в Администрации городского поселения <адрес> отсутствует исполнительная документация на систему противопожарной защиты объекта (пункт 61 Правил противопожарного режима в РФ);

- муниципальным правовым актом органа местного самоуправления не установлено социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе, участие в борьбе с пожарами (статья 63 Федерального закона № 123-ФЗ, Федерального закона 69-ФЗ «О пожарной безопасности»);

- муниципальным правовым актом органа местного самоуправления не определены меры по обеспечению связи и оповещения населения о пожаре, а также запасов воды для целей пожаротушения на территории городского поселения <адрес> ( Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ, Правил противопожарного режима в РФ);

- муниципальным правовым актом органа местного самоуправления не предусмотрено оказание содействия органам государственной власти Вологодской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, организация пропаганды в области пожарной безопасности на территории городского поселения <адрес>; не организовано обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний ( Федерального закона № 123-ФЗ, Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»);

- в Администрации городского поселения <адрес> за пожарной мотопомпой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров, не организовано закрепление моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике ( Правил противопожарного режима в РФ);

- муниципальным правовым актом органа местного самоуправления не разработаны и не осуществляются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности ( Федерального закона 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- руководителем не обеспечивается исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и не организуется проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год с составлением соответствующих актов ( Правил противопожарного режима в РФ);

- не обеспечивается исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и не организуется проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформлением акта проверки; на объекте защиты отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта ( Правил противопожарного режима в РФ);

- не обеспечивается в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты здания администрации (автоматических установок пожарной сигнализации) ( Правил противопожарного режима в РФ).

Податель жалобы Комельков А.Е. выразил не согласие с данным постановлением. Просит изменить его в части назначенного административного наказания, заменить наказание на предупреждение. В обоснование доводов жалобы указывает, что в администрации <адрес> проводятся инструктажи по пожарной безопасности, но не утверждены программы противопожарного инструктажа и график повторного инструктажа работников администрации. Проводятся обследования пожарных водоемов, источников противопожарного водоснабжения. Регулярно расчищаются подъезды, а также ежегодно постановлением администрации города «О мерах по обеспечению пожарной безопасности в весенне-летний пожароопасный период в городском поселении <адрес>» рекомендуется руководителям организаций, учреждений и предприятий не зависимо от форм собственности: содержать в исправном состоянии, не допускать использование не по назначению системы и средств противопожарной защиты. На территории городского поселения имеется пожарная часть. В деревнях установлены рынды. Два раза в год Администрация города с участием всех служб осуществляет рейды в неблагополучные семьи, вручаются памятки о мерах пожарной безопасности в быту. В деревянном жилом фонде устанавливаются противопожарные оповещатели. В здании администрации установлена противопожарная сигнализация, но отсутствует договор на ее обслуживание. Утвержден перечень первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря, которые граждане должны иметь в помещениях и строениях, находящихся в собственности. Решением Совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления компенсации народным дружинникам и членам их семей, участвующих в охране общественного порядка на территории городского поселения <адрес>. Замечания, указанные в постановлении, работниками Администрации выполняются, но некоторые из них документарно не закреплены. Данные действия не создают непосредственную угрозу в сфере пожарной безопасности, допущены впервые.

Руководитель Администрации <адрес> Комельков А.Е. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил.

Судья, руководствуясь положениями статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определил слушать дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу, Ратунова Ю.А. ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы и ее доводы поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что расчистка пожарных гидрантов документально в актах не фиксируется, в реестр муниципальной собственности входит три пожарных гидранта. Большинство нарушений, указанных в постановлении, признала, вместе с тем, обращала внимание, что они являются формальными, связанными с отсутствием разработанных и утвержденных программ. Не смотря на это, мероприятия по противопожарной безопасности проводятся. Нарушение, указанное постановления, не признала, поскольку разработка плана привлечения сил для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ не входит в полномочия городского поселения, переданы на уровень района. Информирование населения о мерах пожарной безопасности, организацией пропаганды занимается также служба ЕДДС (). Выявленные нарушения угрозу жизни не представляют.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, заместитель главного государственного инспектора Сокольского и Усть-Кубенского районов по пожарному надзору Лещев Д.В. поддержал доводы протокола об административном правонарушении. Пояснил, что предпринимаемые администрацией поселения меры не свидетельствуют о выполнении надлежащим образом требований пожарной безопасности. Указанные в постановлении Программы должны содержать перечень конкретных мероприятий, ответственных лиц, сроки исполнения, источники финансирования. Некоторые из указанных нарушений носят профилактический характер, непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан не создают. Однако нарушения, связанные с отсутствием ответственного за содержание пожарной мотопомпы лица, надлежащего оповещения населения о пожаре, отсутствие плана привлечения сил и средств для тушения пожаров могут повлечь негативные последствия в случае пожара.

Судья, рассмотрев материалы дела, заслушав участников процесса, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Согласно части 2 данной статьи,вслучаепропускауказанного срока, он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Как следует из доводов жалобы, ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> обратилась в Сокольский районный суд с заявлением об обжаловании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, которым руководитель Комельков А.Е. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; определением от ДД.ММ.ГГГГ в жалоба возвращена; ДД.ММ.ГГГГ представителем Администрации после устранения замечаний жалоба подана повторно; определением Сокольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ жалоба вновь возвращена в связи с пропуском срока для обжалования.

При таких обстоятельствах, считаю возможным восстановить срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

В соответствие с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В силу статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Статья 38 названного закона предусматривает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Решением Совета <адрес> Сокольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на должность руководителя Администрации <адрес> Сокольского муниципального района назначен Комельков А.Е.

Распоряжением Администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Комельков А.Е. назначен ответственным за осуществление первичных мер пожарной безопасности на территории городского поселения <адрес>.

Распоряжением Администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Комельков А.Е. назначен ответственным за обеспечение пожарной безопасности зданий и сооружений.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Федерального закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме» содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденные приказом МЧС России ДД.ММ.ГГГГ, устанавливают требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций.

Проанализировав материалы дела, прихожу к выводу, что руководителем Администрации <адрес> Комельковым А.Е. не приняты необходимые меры для соблюдения законодательства о пожарной безопасности.

Доводы, указанные в жалобе, и поддержанные защитником, не свидетельствуют об исполнении вменяемых в вину норм закона и подзаконных правовых актов, и не могут повлечь освобождение от административной ответственности.

Вина должностного лица в правонарушении подтверждается всеми исследованными судом доказательствами в их совокупности.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену постановления, не допущено.

Оценив доводы жалобы о замене назначенного наказания на предупреждение, принимаю во внимание следующее.

В силу положений частей 1, 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4, частью 3.5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение как вид административного наказания устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Учитывая характер выявленных нарушений, в том числе – отсутствие плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории городского поселения, отсутствие разработанных мер по обеспечению связи и оповещения населения о пожаре, а также запасов воды для целей пожаротушения, отсутствие лица, прошедшего специальную подготовку и закрепленного за пожарной мотопомпой, приспособленной для тушения пожаров, которые, в своей совокупности, в случае пожара или иной чрезвычайной ситуации могут способствовать причинению вреда жизни и здоровья граждан, проживающих на территории поселения, увеличению имущественного ущерба, прихожу к выводу о невозможности изменения административного наказания на предупреждение.

Наказание назначено с учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба руководителя администрации <адрес> Комелькова А.Е.- без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление заместителя главного государственного инспектора Вологодской области по пожарному надзору, заместителя начальника управления-начальника отдела государственного пожарного надзора и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области Веретенникова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ, которым руководитель администрации <адрес>Комельков А.Е. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 6000 рублей, оставить без изменения, а жалобу руководителя администрации <адрес>Комелькова А.Е.- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья М.Ю. Кротова