ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-325/19 от 15.11.2019 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

К делу №12-325/2019

УИД 23RS0036-01-2019-008526-22

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

15 ноября 2019 г. г. Геленджик

Судья Геленджикского городского суда Краснодарского края Чурсина Галина Викторовна,

с участием:

представителя ЗАО «Геленджикский дельфинарий» - ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) – ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев жалобу ЗАО «Геленджикский дельфинарий» на постановление по делу об административном правонарушении по ст. 8.35 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея -Ф-2 от 29 августа 2019 г. ЗАО «Геленджикский Дельфинарий» (ОГРН , ИНН ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.35 КоАП РФ за содержание без разрешения трех особей черноморской афалины, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ЗАО «Геленджикский Дельфинарий» (ОГРН , ИНН ) подало жалобу, в которой указало, что в ЗАО «Геленджикский дельфинарий» три особи черноморской афалины рождены в неволе от животных, принадлежащих ЗАО «Геленджикский Дельфинарий», в связи с чем получение разрешения не требуется, поэтому просит отменить постановление и прекратить производство по делу.

В судебном заседании представитель ЗАО «Геленджикский Дельфинарий» доводы жалобы поддержал и просил удовлетворить её.

Представитель административного органа просил отказать в удовлетворении жалобы.

Выслушав стороны, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к выводу, что имеются основания для отмены постановления.

Согласно ст. 8.35 КоАП РФ, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение на юридических лиц административного штрафа от пятисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.

В соответствии с ч.ч.1,4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из представленных материалов следует, что 30.05.2019 г. проведена проверка ЗАО «Геленджикский Дельфинарий», в ходе которой установлено, что ЗАО «Геленджикский Дельфинарий» в здании дельфинария, расположенного по адресу: <адрес>, организована деятельность дельфинария с проведением представлений с использованием морских млекопитающих.

На момент проверки в дельфинарии содержались 9 дельфинов черноморских афалин (Tursiops truncates ponticus).

При этом дельфин Черноморская афалина (Tursiops truncates ponticus) по кличке <данные изъяты> рождена ДД.ММ.ГГГГ в ЗАО «Геленджикский Дельфинарий», дельфин Черноморская афалина (Tursiops truncates ponticus) рождена ДД.ММ.ГГГГ в ЗАО «Геленджикский Дельфинарий», дельфин Черноморской афалины (Tursiops truncates ponticus) по кличке <данные изъяты> рождена ДД.ММ.ГГГГ в ЗАО «Геленджикский Дельфинарий», отнесенные к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, содержались без получения соответствующего разрешения на содержание в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, за что ЗАО «Геленджикский Дельфинарий» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в сумме 500 000 руб.

Однако административным органом не учтено следующее.

Отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды урегулированы Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире».

Исходя из положений п. 2 ст. 3 ФЗ № 52, данным закономрегулируются отношения в области охраны и использования объектовживотного мира, обитающих в условиях естественной свободы (природнаясреда, в которой объекты животного мира обитают в состоянииестественной свободы), содержащихся в полувольных условиях илиискусственно созданной среде обитания.

При этом отношения по охране и использованию диких животных, находящихся в неволе, не регулируются законодательством о животном мире и законодательством об охоте, /п. 3 ст. 3 Закона № 52-ФЗ/.

Закон о животном мире установил, что «отношения в области охраны и использования сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а также диких животных, содержащихся в неволе, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Действие Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не распространяется на отношения, связанные с использованием и защитой диких животных, содержащихся в неволе (ст.4). Правила охоты, утвержденные Приказом Минприроды России, не распространяются на отношения, связанные с использованием и защитой диких животных, содержащихся в неволе и находящихся в собственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц (п.2).

Исходя из положений действующего законодательства РФ, охотничьи животные являются дикими животными и должны находиться в состоянии естественной свободы, такие животные согласно статье 1 Закона о животном мире признаются объектами животного мира.

Вместе с тем отношения в области охраны и использования диких животных, содержащихся в неволе, согласно статье 3 Закона о животном мире регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дикие животные, содержащиеся в неволе, изъяты из среды обитания, и их правовой статус регулируется иными отраслями законодательства. Гражданское законодательство признает животных объектами гражданского оборота.

Так, статья 137 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Изъятия из этого общего правила закреплены статьей 4 Закона о животном мире - к объектам животного мира нормы гражданского права, касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается настоящим Законом и иными федеральными законами.

Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 «О ветеринарии» регулирует порядок и условия осуществления государственного ветеринарного и ведомственного ветеринарно-санитарного надзора, проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, а также иные вопросы обеспечения ветеринарной безопасности животных и продукции животноводства. Это означает, что собственник диких животных, содержащихся в неволе, может использовать их по своему усмотрению (без соблюдения правил, сроков охоты, без получения квот добычи, разрешении на добычу и т.д., а также без допуска (недопущения) работников соответствующих органов государственной власти субъектов Федерации в сфере охраны использования животного мира для осуществления контроля и надзора за использованием диких животных, находящихся в неволе и являющихся частной собственностью).

Согласно письму Генеральной прокуратуры РФ от 29 августа 2014 года № 74/3-274-2014, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире», ст. 4 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действие указанных Законов не распространяется на отношения, связанные с использованием и защитой диких животных, содержащихся в неволе, в связи с чем, в данном случае необходимость в получении каких-либо разрешительных документов в органах Росприроднадзора законодательством не предусмотрена.

Из письма Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 25.05.2016 года, со ссылкой на позицию Министерства природных ресурсов РФ, следует, что содержание диких животных в зоопарках, цирках, питомника, и т.п. является содержанием в неволе, и получение разрешения на содержание в этом случае не требуется и не предусмотрено соответствующим Положением о министерстве.

Фаунистическое законодательство предусматривает обязательность получения разрешения на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания от специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира | среды их обитания. Юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением объектов животного мира, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоогигиенические требования к их содержанию.

Несоблюдение указанных требований влечет за собой административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а объекты животного мира подлежат конфискации в судебном порядке (ст. 26 Закона о животном мире).

В Законе об охоте указано, что содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются в целях размещения охотничьих ресурсов в среде их обитания или в целях их реализации в соответствии гражданским законодательством.

Согласно ст. 1 Закона о животном мире объект животного мира это дикое животное. Среда обитания животного мира - природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы. Закон о животном мире содержит четыре категории условий существования диких животных - естественная свобода, полувольные условия, искусственно созданная среда обитания и неволя. При этом в ст. 3 Закона содержится специальная оговорка о том, что отношения в области охраны и использования диких животных, содержащихся в неволе, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. И «полувольное содержание», и «содержание в искусственно созданной среде» - не воля.

При полувольном содержании животные остаются в ограниченной, но естественной среде, защитные, кормовые и другие свойства которой поддерживают их жизнеобеспечение. Оно может поддерживаться и искусственно созданной, сформированной человеком средой.

Неволя отличается от остальных категорий отсутствием естественной или замещающей ее искусственной среды, удовлетворяющей не только физиологические потребности животного (как, например, стойловое содержание), но и экологические. Таким образом, полувольные условия содержания объектов животного мира - это условия содержания животных, приближенные к естественным, то есть животные содержатся на больших площадях в условиях, напоминающих естественную обстановку, в отличие от содержания в неволе, где объекты животного мира содержатся в клетках, вольерах. Основным критерием, позволяющим разграничить понятия «неволя» и «полувольные условия» является возможность существования животных без участия человека, либо с его минимальным участием. Так, животные, содержащиеся на огороженном пространстве площадью достаточной для наличия кормовой базы и воспроизводства, могут считаться находящимися в полувольных условиях Животные же содержащиеся в клетках, небольших вольерах и т.п., то есть в неволе, не могут в принципе существовать без участия человека. С точки зрения правового режима необходимо различать диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в полувольных условиях, искусственной среде, и диких животных, отделенных в качестве продукта труда от своих связей с природной средой, утративших состояние естественной свободы.

В последнем случае животные охраняются правом уже не как объекты природы, а как продукты труда, принадлежащие их владельцам. То есть находящиеся в неволе животные являются уже не собственностью государства, а собственностью их владельца. В этом случае животные охраняются уже не как объекты животного мира, но как товарно-материальные ценности, и режим их охраны устанавливается уже не фаунистическим законодательством, а гражданским и уголовным.

Три особи Черноморской афалины, рождёны ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ в ЗАО «Геленджикский дельфинарий» в неволе от животных, принадлежащих ЗАО «Геленджикский дельфинарий».

Животные содержатся в помещении, которое ранее использовалось в качестве плавательного бассейна.

Таким образом, содержание трех особей Черноморских афалин в ЗАО «Геленджикский дельфинарий» в помещении плавательного бассейна является содержанием в неволе, поскольку животные не находятся в состоянии естественной свободы и полностью ограничены в перемещении независимо от размеров бассейна. Такое содержание животных в неволе не предусматривает наличия каких - либо элементов естественной среды обитания объектов животного мира, в том числе, воспроизводящих искусственные элементы среды обитания.

Таким образом, факт содержания ЗАО «Геленджикский дельфинарий» трех особей Черноморских афалин в условиях неволи в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 52-ФЗ исключает применение норм данного Закона к отношениям, возникающим из использования содержания Обществом принадлежащих ему животных.

Законы о животном мире определяют правовой статус только диких животных, если они являются компонентом окружающей природной среды и находятся в состоянии естественной свободы, т.е. определяющим критерием отнесения объекта к животному миру в силу Закона является среда его обитания. Доказательств содержания Обществом трех особей Черноморских афалин в условиях естественной свободы, в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, административным органом не представлено. Поэтому данные особи, содержащиеся в неволе (дельфинарий), не являются объектами животного мира в смысле Закона «О животном мире», а являются объектами гражданских прав.

Следовательно, в рассматриваемом случае нормы Федерального закона «О животном мире» не подлежат применению.

Учитывая изложенное, в действиях ЗАО «Геленджикский дельфинарий» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.35 КоАП РФ.

В силу п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

На основании ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение, в том числе об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

При указанных обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, жалоба заявителя - удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу ЗАО «Геленджикский дельфинарий» на постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ст. 8.35 КоАП РФ удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея -Ф-2 от 29 августа 2019 г. о привлечении ЗАО «Геленджикский дельфинарий» к административной ответственности по ст. 8.35 КоАП РФ отменить.

Производство по делу об административном правонарушении о привлечении ЗАО «Геленджикский дельфинарий» к административной ответственности по ст. 8.35 КоАП РФ прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: