Дело № 12-325/2020
УИД 76RS0014-02-2020-000725-49
Р Е Ш Е Н И Е
город Ярославль 09 ноября 2020 года
Судья Кировского районного суда г. Ярославля Бабикова И.Н. при секретаре Юрьевой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела административно-технического надзора №1 инспекции административно-технического надзора Ярославской области - инспектора административно- технического надзора Ярославской области ФИО 1 от 21.08.2020 №110-1557/20 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.25.9 Закона Ярославской области от 03.12.2007 №100-з «Об административных правонарушениях»,
у с т а н о в и л:
19.08.2020 г. заместителем прокурора Красноперекопского района г.Ярославля в отношении председателя КУМИ мэрии г.Ярославля ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. ст.25.9 Закона Ярославской области от 03.12.2007 №100-з «Об административных правонарушениях».
Постановлением заместителя начальника отдела административно-технического надзора №1 инспекции административно-технического надзора Ярославской области - инспектора административно- технического надзора Ярославской области ФИО 1 от 21.08.2020 №110-1557/20 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.25.9 Закона Ярославской области от 03.12.2007 №100-з «Об административных правонарушениях», подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В постановлении указано, что в период времени с 11.20 час. до 11.24 час. 23.06.2020 г. председатель КУМИ мэрии г.Ярославля ФИО1 нарушила требования Правил благоустройства территории города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 30.01.2004 №306, к обустройству детской площадки, расположенной по адресу г.Ярославль, пос.Текстилей, в районе д.1, а также к содержанию расположенных на ней элементов благоустройства. Согласно заключению инспекции административно- технического надзора Ярославской области по результатам совместной выездной проверки с прокуратурой Красноперекопского района г.Ярославля соблюдения требований Правил благоустройства территории города Ярославля от 23.06.2020 на детской площадке, расположенной по адресу г.Ярославль, пос.Текстилей, в районе д.1, на элементах благоустройства детской площадки имеется ржавчина, допущено отслаивание краски на внешних поверхностях, загрязнение, элементы игрового оборудования из древесины имеют на поверхности дефекты обработки, наличие гниения, заусенцев, сколов, выступающие концы болтовых соединений не защищены способом, исключающим травмирование, а также имеются шероховатые поверхности, способные нанести травму, отсутствие элементов оборудования, отсутствует ударопоглощающее прикрытие у качелей. Выявленные факты свидетельствуют о нарушении п.2.8.9 Правил благоустройства территории города Ярославля. В соответствии с п.1.1 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля, утвержденным решением муниципалитета города Ярославля от 07.06.2006 №262 «О реорганизации комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля» комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью города Ярославля. Одной из основных задач КУМИ мэрии города Ярославля является эффективное управление и распоряжение муниципальной собственностью в интересах города Ярославля (п.2.1 Положения о комитете). Детская игровая площадка по адресу г.Ярославль, пос.Текстилей, в районе д.1, включена в реестр муниципального имущества (приказ председателя КУМИ мэрии г.Ярославля №6/1112 от 16.09.2008). С учетом положений ст.ст.209, 210, 215 ГК РФ на КУМИ мэрии города Ярославля лежит обязанность по обустройству детской игровой площадки, расположенной по адресу г.Ярославль, пос.Текстилей, в районе д.1, а также к содержанию расположенных на ней элементов благоустройства, в соответствии с требованиями Правил благоустройства. Председателем КУМИ мэрии города Ярославля является ФИО1, согласно распоряжению мэра города Ярославля от 08.06.2020 № ЛС-133, которая замещает эту должность с 11.06.2020 г. ФИО1 не обеспечила надлежащее выполнение полномочий КУМИ мэрии города Ярославля, его основных задач, а также обязательных требований, установленных Правилами благоустройства в части надлежащего содержания детской площадки и элементов благоустройства на ней, направленных на выполнение комплекса мер для обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования. В соответствии с распоряжением мэра города Ярославля, должностной инструкцией муниципального служащего, занимающего должность муниципальной службы председателя КУМИ мэрии города Ярославля, утвержденной постановлением мэрии города Ярославля от 19.10.2017 № 1440, исполнение обязанностей по соблюдению на территории детской площадки, расположенной по адресу г.Ярославль, пос.Текстилей, в районе д.1, вышеуказанных норм законодательства возложено на должностное лицо-председателя КУМИ мэрии города Ярославля ФИО1, которая в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ подлежит привлечению к административной ответственности.
Не согласившись с данным постановлением, в установленный срок ФИО1 обжаловала его, просила отменить постановление и прекратить производство по делу, ссылаясь в жалобе на отсутствие состава административного правонарушения, малозначительность деяния и на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, выразившееся во вручении ей прокурором непосредственно после составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении копии определения о назначении времени и места рассмотрения дела, вынесенного Инспекцией административно-технического надзора Ярославской области. В жалобе указано, что ремонт и содержание детских площадок, расположенных в границах земельных участков придомовых территорий многоквартирных домов, не входит в функции комитета. Кроме того, вмененное правонарушение является длящимся, а распоряжение о приеме ФИО1 на службу вынесено 08.06.2020 г. ФИО1 только еще приступила к исполнению своих обязанностей, и не имела возможности в силу большого круга своих обязанностей, разобраться в данном вопросе. Кроме того, ФИО1 просит учесть, что она впервые привлекается к административной ответственности.
ФИО1 в суд в назначенное время не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, дело рассмотрено в ее отсутствие.
В судебном заседании защитник ФИО1 по доверенности ФИО2 доводы жалобы поддержала.
Должностное лицо административного органа Инспекции административно-технического надзора Ярославской области по доверенности ФИО3, а также прокурор Аверина А.В. считали, что ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.25.9 Закона Ярославской области от 03.12.2007 №100-з «Об административных правонарушениях», которое не является малозначительным, в связи с чем, ФИО1 обоснованно и законно подвергнута наказанию. 23.06.2020 г. проведено пять различных проверок в различное время, выявлены различные нарушения, каждое из которых является самостоятельным административным правонарушением.
Кроме того, прокурор полагала, что с момента назначения на должность и до момента проверки у ФИО4 имелась возможность принять меры по ограждению защитной лентой детской площадки.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с п.2.8.9 Правил благоустройства территории города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 30.01.2004 №306, на элементах благоустройства детской площадки, в том числе элементах игрового оборудования, не допускается наличие ржавчины, коррозии, отслаивания краски на внешних поверхностях, грязи. Элементы игрового оборудования из древесины не должны иметь на поверхности дефектов обработки (заусенцев, отщепов, сколов и т.п.). Не допускается наличие гниения основания деревянных опор и стоек. Не допускается наличие на детской площадке выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками, а также наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму. Углы и края любой доступной для детей части оборудования должны быть закруглены.
Нарушение установленных правилами благоустройства требований к обустройству детских, спортивных площадок, площадок для выгула и (или) дрессировки животных, площадок автостоянок и мест отдыха, содержанию их территорий и расположенных на них элементов благоустройства, если указанные деяния не подпадают под действие статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или не являются иным нарушением правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ст.25.9 Закона Ярославской области от 03.12.2007 №100-з «Об административных правонарушениях».
Согласно заключению инспекции административно-технического надзора Ярославской области по результатам совместной выездной проверки соблюдения требований Правил благоустройства территории города Ярославля 23.06.2020 в период с 12.20 час. до 12.27 час. установлены и зафиксированы нарушения требований законодательства при содержании элементов благоустройства детской площадки, расположенной по адресу г.Ярославль, пос.Текстилей, в районе д.1, а именно: на элементах благоустройства детской площадки имеется ржавчина, допущено отслаивание краски на внешних поверхностях, загрязнение, элементы игрового оборудования из древесины имеют на поверхности дефекты обработки, наличие гниения, заусенцев, сколов, выступающие концы болтовых соединений не защищены способом, исключающим травмирование, а также имеются шероховатые поверхности, способные нанести травму, отсутствие элементов оборудования, отсутствует ударопоглощающее прикрытие у качелей, что является нарушением п.п.2.8.9 Правил благоустройства.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению, среди прочего, подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из дела следует, что ФИО1 назначена на должность председателя КУМИ мэрии города Ярославля распоряжением мэра города Ярославля от 08.06.2020 г., приступила к исполнению своих должностных обязанностей с 11.06.2020 г. – за 12 дней до проведения проверки.
Обжалуемое постановление содержит вывод о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.25.9 Закона Ярославской области от 03.12.2007 №100-з «Об административных правонарушениях» в связи с тем, что доказательств своевременного принятия ею всех зависящих мер по соблюдению Правил благоустройства, а также отсутствия возможности для их соблюдения она не представила.
Однако в соответствии с частями 1-3 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Таким образом, оснований для возложения на ФИО1 бремени доказывания своей невиновности при рассмотрении дела об административном правонарушении не имелось.
В соответствии с п.8.4 Должностной инструкции муниципального служащего, замещающего должность муниципальной службы председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, утвержденной постановлением мэрии города Ярославля от 19.10.2017 №1440, председатель КУМИ мэрии города Ярославля обязан организовывать работу и руководить деятельностью комитета, обеспечивать выполнение задач и функций, предусмотренных Положением о комитете, а также задач и функций, возложенных на комитет иными муниципальными правовыми актами, нести ответственность за результаты деятельности комитета.
Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, утвержденным решением муниципалитета города Ярославля от 07.06.2006 №262, предусмотрен значительный объем задач и функций КУМИ мэрии города Ярославля. Кроме того, следует принять во внимание то, что, исходя из характера допущенных нарушений Правил благоустройства территории города Ярославля, характера функций КУМИ мэрии города Ярославля, обеспечение исполнения нормативных требований к содержанию детских площадок – процесс продолжительный по времени и трудоемкий. При этом ограждение детской площадки защитной лентой в целях исключения ее использования не может означать соблюдение п.2.8.9 Правил благоустройства территории города Ярославля.
С учетом названного, а также незначительности времени, прошедшего с даты начала работы ФИО1 в должности председателя КУМИ мэрии города Ярославля и до проведения проверки 23.06.2020 г., полагаю, что вывод должностного лица административного органа о ненадлежащем исполнении ФИО1 своих должностных обязанностей, повлекшим нарушение требований Правил благоустройства территории города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 30.01.2004 №306, является необоснованным.
Считаю, что объективная возможность обеспечить исполнение нормативных требований к содержанию детской площадки по вышеуказанному адресу в период с 11.06.2020 г. по 23.06.2020 г. у ФИО1 отсутствовала, а потому в ее деянии отсутствует вина, следовательно, и состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.25.9 Закона Ярославской области от 03.12.2007 №100-з «Об административных правонарушениях».
Более того, учитываю, что 23.06.2020 г. проверка соблюдения требований законодательства прокурором и должностным лицом Инспекции административно-технического надзора Ярославской области проведена в отношении не менее пяти детских игровых площадок, расположенных в Красноперекопском районе г.Ярославля. В связи с выявлением нарушений требований Правил благоустройства территории города Ярославля при содержании каждой из проверенных детских площадок в отношении ФИО1 возбуждено отдельное дело об административном правонарушении. Так, в рамках дела об административном правонарушении № 110- 1555/20, рассмотренного 21.08.2020 г. в 13.00 час. с вынесением постановления о привлечении к административной ответственности, в вину ФИО1 вменено бездействие в период с 12.06 час. по 12.21 час. 23.06.2020 г., выразившееся в нарушении Правил благоустройства территории города Ярославля применительно к обустройству детской площадки по адресу <...> в районе д.15.
Обжалуемое постановление вынесено в рамках дела об административном правонарушении № 110-1557/20, назначенного к рассмотрению на 13.20 час. 21.08.2020 г.
Событие административного правонарушения характеризует его внешнее проявление и состоит из деяния (действия или бездействия), предусмотренного Особенной частью КоАП РФ, либо законами субъектов РФ, посягающего на охраняемые действующим административным законодательством общественные отношения, наступивших в его результате негативных (вредных) последствий и причинно-следственной связи между ними, а признаками, характеризующими событие правонарушения, являются место, время, способ и другие обстоятельства его совершения.
Как видно из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в вину ФИО1 вменено совершение правонарушения, выявленного 23.06.2020 г. в период времени с 11.20 час. до 11.24 час. В постановлении по делу об административном правонарушении № 110-1557/20 указанный период времени обозначен как время совершения административного правонарушения.
Как разъяснил Пленум ВС РФ в постановлении от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Вмененное ФИО1 правонарушение относится к категории длящихся, а потому указание в постановлениях по делам №№ 110-1555/20 и 110-1557/20 разного времени совершения административного правонарушения, не свидетельствует о совершении ФИО1 нескольких однородных административных правонарушений в различное время.
Вмененные по делам №№ 110-1555/20 и 110-1557/2020 правонарушения связаны общим фактом, одним основанием (имело место одно бездействие в период с 11.06.2020 г. по 23.06.2020 г., нарушен один и тот же пункт Правил благоустройства территории города Ярославля- п. 2.8.9), одним местом совершения (место исполнения должностных обязанностей председателя КУМИ мэрии города Ярославля – <...>), имеют одинаковую квалификацию по ч.1 ст.25.9 Закона Ярославской области от 03.12.2007 №100-з «Об административных правонарушениях», и, соответственно, образуют единое событие правонарушения, по которому подлежало возбуждению одно дело об административном правонарушении, при разрешении которого следовало вынести одно постановление.
В рассматриваемой ситуации фактически по одному и тому же факту ФИО1 вменено совершение ряда самостоятельных административных правонарушений, что нарушает положения ч.5 ст.4.1 КоАП РФ о том, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Поскольку на момент рассмотрения дела № 110-1557/20 –в 13.20 час. 21.08.2020 г.,- было вынесено постановление по делу № 110-1555/20, рассмотренному в 13.00 час. 21.08.2020 г., производство по рассматриваемому делу об административном правонарушении в отношении ФИО5 подлежало прекращению в соответствии с п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
В связи с изложенным, постановление №110-1557/20 от 21.08.2020 г. подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 – прекращению на основании п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п.7 ч.1 ст. 24.5, п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление заместителя начальника отдела административно-технического надзора №1 инспекции административно-технического надзора Ярославской области - инспектора административно- технического надзора Ярославской области ФИО 1 от 21.08.2020 №110-1557/20 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.25.9 Закона Ярославской области от 03.12.2007 №100-з «Об административных правонарушениях», в отношении ФИО1 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с наличием по одному и тому же факту постановления по делу об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья И.Н. Бабикова