ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-325/2021 от 20.09.2021 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Кутушова Ю.В. №12-325/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление судьи

по делу об административном правонарушении

город Мурманск 20 сентября 2021 года.

Судья Мурманского областного суда Мильшин С.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «СКФ ГЕО» Звездиной Е. С. на постановление судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 25 июня 2021 года по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением судьи Первомайского районного суда города Мурманска по делу об административном правонарушении от 25 июня 2021 года (дата изготовления мотивированного постановления) с ограниченной ответственностью «СКФ ГЕО» (далее - ООО «СКФ ГЕО», Общество) освобождено от административной ответственности, с объявлением устного замечания.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено в связи с малозначительностью.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник ООО «СКФ ГЕО» Звездина Е.С. просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, поскольку выводы суда о виновности Общества в совершении административного правонарушения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Указывает, что Пограничным управлением ФСБ России по западному арктическому району было выдано разрешение на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации без прохождения таможенного контроля (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов), которое является альтернативным, упрощенным порядком получения разрешения на убытие и прибытие на таможенную территорию Российской Федерации.

Полагает, что в рассматриваемом случае подлежат применению нормы подпункта 2 пункта 5 ст.87, подпункта 1 пункта 5 ст. 302 и пункта 2 ст. 303 ТК ЕАЭС, предусматривающие неприменение положений главы 15 ТК ЕАЭС при перемещении товаров водным транспортом с таможенной территории Союза на таможенную территорию Союза без захода водного судна в порт государства, не являющегося членом Союза.

Считает, что ООО «СКФ ГЕО» не является надлежащим субъектом вмененного ему административного правонарушения, поскольку не является перевозчиком. По мнению защитника, компания «*» является судовладельцем судна «*» и обеспечивало его фрахтование у собственника компании судна *.

Ссылаясь на подпункта 8 пункта 1 ст. 35 Закона РФ от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе» и судебную практику арбитражных судов указывает, что административным органом необоснованно учтено топливо как незадекларированное на прибытие судна в порт ФИО1.

Просит исключить из доказательств заключение эксперта №01/2021-3 от 26 апреля 2021 года, как составленное с нарушением требований пункта 1 статьи 25.9, пунктов 3,5 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебное заседание защитник ООО «СКФ ГЕО» не явился, извещена о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла, в связи с чем, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.7 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, поскольку его явка не признавалась обязательной.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя административного органа ФИО2, возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему выводу.

Частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.

Статьей 5 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенную территорию Союза составляют территории государств-членов, а таможенной границей Союза являются пределы таможенной территории Союза.

В соответствии со статьей 67 Конституции РФ, территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 1998 года 1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» предусмотрено, что территориальное море РФ -примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона.

Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации (пункт 3 статьи 2).

Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

В силу подпункта «б» пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации №4730-1 от 1 апреля 1993 года «О Государственной границе» прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море по внешней границе территориального моря Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 1 статьи 9.1 названного Закона предусмотрено, что в случаях, установленных Правительством РФ, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля (далее - неоднократное пересечение Государственной границы): российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 года № 341 «Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море» установлены случаи, в которых суда могут неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля: для судов, указанных в подпункте «а» пункта 1 статьи 9.1 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»: плавание российских и иностранных судов между российскими портами с заходом в территориальные моря иностранных государств при проходе через Балтийское, Охотское или Японское моря и примыкающие к ним проливы; убытие российских ледоколов из российских портов в исключительные экономические зоны и (или) территориальные моря иностранных государств, расположенные в Балтийском, Охотском и Японском морях, для осуществления ледокольной проводки с последующим прибытием в российские порты; убытие иностранных судов из российских портов в исключительную экономическую зону Российской Федерации в целях осуществления морских научных исследований с последующим прибытием в российские порты; убытие иностранных судов из российских портов на континентальный шельф Российской Федерации в целях выполнения работ по поиску, разведке и освоению месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации, обеспечения функционирования морских плавучих платформ, зарегистрированных под Государственным флагом Российской Федерации, а также в целях создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений, в том числе морских стационарных платформ, на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты.

Статьей 4 Закона Российской Федерации «О Государственной границе» предусмотрено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе о госгранице и других законодательных актах РФ о Государственной границе, то применяются правила международного договора.

Пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) определено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Из пунктов 1, 2 статьи 104 ТК ЕАЭС следует, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 этого Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено указанным Кодексом.

Положения главы применяются в отношении временно ввозимых на таможенную территорию Союза для завершения или начала международной перевозки на такой территории и (или) за ее пределами ТСМП (включая порожние), зарегистрированные в государствах, не являющихся членами Союза, за иностранными лицами. Также положения указанной главы распространяются на товары, помещенные под процедуру временного ввоза (допуска).

Частью 1 статьи 278 ТК ЕАЭС установлено, что транспортные средства международной перевозки, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску: при ввозе на таможенную территорию Союза временно ввозимых транспортных средств международной перевозки и обратном вывозе с таможенной территории Союза таких транспортных средств международной перевозки; при вывозе с таможенной территории Союза временно вывозимых транспортных средств международной перевозки и обратном ввозе на таможенную территорию Союза таких транспортных средств международной перевозки.

Сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров, направления перемещения транспортного средства международной перевозки через таможенную границу Союза, а также категорий товаров, указанных в подпункте 2 пункта 7 статьи 272 настоящего Кодекса.

Частью 4 статьи 278 ТК ЕАЭС в качестве декларации на транспортное средство могут использоваться стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами государств–членов с третьей стороной в области транспорта.

Если в представленных в качестве декларации на транспортное средство стандартных документах перевозчика, предусмотренных международными договорами государств–членов с третьей стороной в области транспорта, не содержатся сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путем представления декларации на транспортное средство установленной формы. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть декларации на транспортное средство.

Перечень указанных документов определяется Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров, и направления перемещения транспортного средства международной перевозки через таможенную границу Союза.

В качестве декларации на транспортное средство допускается использование предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в порядке, определяемом Комиссией.

Частью 5 статьи 278 ТК ЕАЭС установлено, что подача декларации на транспортное средство в виде электронного документа не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на транспортное средство.

Подача декларации на транспортное средство на бумажном носителе сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на транспортное средство.

Комиссия вправе определять иные случаи, когда декларация на транспортное средство, поданная таможенному органу при таможенном декларировании временно ввозимых на таможенную территорию Союза или временно вывозимых с таможенной территории Союза транспортных средств международной перевозки, может использоваться при таможенном декларировании этих транспортных средств международной перевозки при их неоднократном перемещении через таможенную границу Союза в ходе осуществления международной перевозки товаров.

Как следует из материалов дела и установлено судом районного суда, в период с июня по август 2019 года ООО «СКФ ГЕО» выступало генеральным подрядчиком по проведению геофизических исследований на шельфе, заказчиком которых является компания «*» -инвестор по соглашению о разделе продукции «Сахалин-1».

20 ноября 2018 года для осуществления данных исследований между обществом и компанией «*» заключен договор № А2630292 на выполнение сейсморазведочных работ на шельфе Сахалинской области, предусматривающих проведение обществом работ по трехмерной сейсмической съемке на нефтегазоконденсатных месторождениях Одопту и Аркутун-Даги.

Указанные геофизические исследования осуществлялись судами * и *.

В соответствии с данным договором ООО «СКФ ГЕО» (Подрядчик) обязуется периодически предоставлять иностранной компании «*» (Покупатель) услуги по сбору/обработке сейсмических данных. Подрядчик предоставляет всю рабочую силу, транспорт, материалы и оборудование, необходимые для выполнения работ. Согласно изменению от 30 апреля 2019 года №001 к договору № А2630292 в перечень оборудования, предоставляемого Подрядчиком включены: два судна снабжения «*» (ИМО *) и «*» (*); два судна сопровождения «*G» (*) и «*» (ИМО *).

26 апреля 2019 года между ООО «СКФ ГЕО» (Компания) и иностранной компанией «*» (Подрядчик) заключен контракт № б/н – договор оказания сейсморазведочных услуг от 26 апреля 2019 года, в соответствии с которым Подрядчик предоставляет Компании комплексную услугу по эксплуатации и надзору за сейсмической съемкой с привлечением Сейсморазведочной партии Группы «Поларкус» с применением Сейсмического оборудования, находящегося на борту Сейсморазведочных судов, и с использованием двух судов сопровождения и двух судов снабжения (группа обеспечения сейсморазведки).

На основании пункта 8.1 контракта № б/н от 26 апреля 2019 года Подрядчик должен «Найти подходящую Группу обеспечения сейсморазведки и доставить Группу обеспечения сейсморазведки в пункт мобилизации Компании согласно Акту технической сдачи–приемки, с целью одновременной мобилизации сейсморазведочных судов и Группы обеспечения сейсморазведки».

При этом Компания обязуется организовать за счет Подрядчика разрешения и лицензии соответствующих органов власти Российской Федерации, которые могут потребоваться Группе обеспечения сейсморазведки для доступа на Участок выполнения работ и для работы на этом Участке, а также выполнить таможенную очистку Группы обеспечения сейсморазведки в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями СРП «Сахалин-1» (пункт 8.2 контракта № б/н от 26.04.2019).

Согласно акту о приемке судна «*» 17 мая 2019 года ООО «СКФ ГЕО» (Заказчик) в порту Сингапур проинспектировало указанное судно и осуществило его приемку у «*» (Подрядчик) в состоянии «как есть» для целей договора оказания сейсморазведочных услуг от 26 апреля 2019 года.

С целью помещения товара «многофункциональное вспомогательное грузовое морское судно «* (ИМО *)» под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) 27 мая 2019 года таможенным представителем ООО «*», действующим от имени и по поручению ООО «СКФ ГЕО» согласно договору № 0542/04-Д-18/1 об оказании услуг таможенным представителем от 20 марта 2018 года, на Южно-Сахалинский таможенный пост была подана предварительная декларация на товары (далее – ДТ) № 10707090/270519/0002957. Данная декларация выпущена таможенным органом 30 мая 2019 года с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Срок временного ввоза судна был установлен до 31 октября 2019 года.

В порт ФИО1 в качестве товара прибыло транспортное средство международной перевозки «*» (судовое дело №1070700/290519/0000195). На приход судна оформлена таможенная декларация транспортного средства (ТДТС) №1070700/290519/100000396. Указанное судно, как следует из ответа Сахалинской таможни от 4 декабря 2020 года, оформлено на прибытие 29 мая 2019 года и на убытие 25 августа 2019 года.

Во время нахождения судна «*» под таможенной процедурой временного ввоза данным судном в рамках Договора № А2630292 от 20 ноября 2018 года и контракта от 26 апреля 2019 года в период с 31 мая 2019 года по 20 августа 2019 года осуществлялась деятельность по оказанию услуг сопровождения, снабжения и смены экипажа судна сейсморазведчика при обеспечении сейсморазведочных работ проводимых указанным судном в Охотском море за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза.

В рамках действия контракта судно «*» выходило из порта ФИО1 и приходило в порт ФИО1 в следующие даты: выход 31.05.2019 из порта, 15.06.2019 приход в порт, 17.06.2019 выход из порта, 04.07.2019 приход в порт и выход из порта, 09.07.2019 приход в порт, 10.07.2019 выход из порта, 15.07.2019 приход в порт, 16.07.2019 выход из порта, 26.07.2019 приход в порт, 27.07.2019 выход из порта, 02.08.2019 приход в порт, 03.08.2019 выход из порта, 14.08.2019 приход в порт, 15.08.2019 выход из порта, 20.08.2019 приход в порт.

Пограничным управлением по Сахалинской области ФСБ России 22 мая 2019 года на судно «*» на основании Постановления Правительства РФ от 15 августа 2014 года №813 выдано Разрешение на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного контроля (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) 10/ИП №00148 от 21 мая 2019 года, действовавшим до 30 сентября 2019 года.

С целью помещения товара «многофункциональное вспомогательное грузовое морское судно «*» (ИМО *) под таможенную процедуру реэкспорта 23 августа 2019 года таможенным представителем ООО «*», действующим от имени и по поручению ООО «СКФ ГЕО» согласно договору №0542/04-Д-18/1 об оказании услуг таможенным представителем от 20 марта 2018 года, на Южно-Сахалинский таможенный пост была подана таможенная декларация №10707090/230819/0004432. Данная декларация выпущена таможенным органом 23 августа 2019 года.

Из порта ФИО1 в качестве товара убыло транспортное средство международной перевозки судно «*» (судовое дело №10707030/250819/0000343. На отход судна была оформлена ТДТС №10707030/250819/100000695.

Согласно представленных таможенному органу сведений капитаном морского порта ФИО1 судно «*» фактически пришло в порт ФИО1 9 июля 2019 года в 09 часов 40 минут (мест) – заявление на заход №877396/А.

На борту судна «*» на момент прихода в указанный порт находилось судовое дизельное топливо в количестве 726,5 тонн, предназначенное для передачи на судно-сейсморазведчик «*», раннее помещенное под таможенную процедуру экспорта по временной декларации на товары №10006080/140619/0003705.

В соответствии с информацией, представленной ФГУП «МорСвязьСпутник» посредством комплексной интегрированной информационной системы «МоРе» судно «*» фактически вышло за пределы таможенной территории ЕАЭС 4 июля 2019 года и пришло в порт ФИО1 9 июля 2019 года из-за пределов таможенной территории ЕАЭС.

Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что судно «*» и находящиеся на его борту товары 9 июля 2019 года пересекли таможенную границу Союза, соответственно их прибытие осуществлено без совершения таможенных операций, предусмотренных главой 14 ТК ЕАЭС, что является недекларированием по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.

На судно «*», имеющего статус транспортного средства международной перевозки, особенности порядка и условия перемещения транспортных средств международной перевозки (далее - ТСМП) через таможенную границу ЕАЭС определены главой 38 ТК ЕАЭС.

Выводы суда первой инстанции подтверждены собранными и исследованными доказательствами, подробно приведенными в обжалуемом постановлении, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Все доказательства по делу получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований ставить под сомнение достоверность изложенных в них сведений, равно как и выводы суда о виновности ООО «СКФ ГЕО» не имеется, поскольку они подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы жалобы о том, что топливо не подлежало помещению под таможенную процедуру, являются несостоятельными.

Материалами дела подтверждено, что 9 июля 2019 года морское судно «*» прибыло в порт ФИО1 из-за пределов таможенной территории ЕАЭС.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 30 апреля 2021 года на борту судна «*» находилось судовое дизельное топливо в количестве 726,5 тонн предназначенное для судна-сейсморазведчика «*».

4 июля 2019 года морское судно «*» убыло из порта Корсаково.

Судья районного суда пришел к верному выводу о том, что именно ООО «СКФ ГЕО», заключившее контракт с компанией «*», являющейся иностранным контрагентом, который не может выступать в качестве декларанта перемещаемого товара, обязано было задекларировать по установленной законом форме таможенного декларирования товар (бункерное топливо), перемещенное 4 июля 2019 года за пределы таможенной территории ЕАЭС и ввезенного снова 9 июля 2019 года.

По условиям договора на оказание сейсморазведочных услуг от 26 апреля 2019 года ООО «СКФ ГЕО» обеспечивает поставку бункерного топлива, обеспечение доставки бункерного топлива с бункеровочного объекта (судна) на сейсморазведочные суда с использованием группы обеспечения сейсморазведки всегда вне зоны 12 морских миль и в соответствии с инструкциями капитана сейсморазведочного судна и /или представителей ООО «СКФ ГЕО» (пп.(b), (d) п. 8.1 договора).

В силу пункта 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союз), подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно статье 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза. Товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза.

Как следует из подпункта 30 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, к припасам относятся товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования.

Согласно пункту 1 стати 281 ТК ЕАЭС припасы перемещаются через таможенную границу Союза и используются на таможенной территории Союза или за пределами таможенной территории Союза в порядке, установленном главой 39 ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной настоящей главой, - в порядке, установленном иными главами настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1,2 статьи 282 ТК ЕАЭС таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском припасов при их ввозе на таможенную территорию Союза, совершаются в местах прибытия либо местах завершения международной перевозки.

Таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском припасов при их вывозе с таможенной территории Союза, совершаются в местах начала международной перевозки либо местах убытия. Таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском в качестве припасов товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, совершаются в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится таможенный склад.

Согласно пункту 3 статьи 282 ТК ЕАЭС таможенное декларирование припасов, находящихся на транспортном средстве международной перевозки (на борту водного или воздушного судна либо в поезде), прибывшем на таможенную территорию Союза и убывающем с такой таможенной территории Союза, может осуществляться одновременно с таможенным декларированием транспортного средства международной перевозки с использованием декларации на транспортное средство.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что припасы, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному декларированию.

Заключенным договором на оказание сейсморазведочных услуг от 26 апреля 2019 года предусмотрена возможность поставки бункерного топлива как с его перемещением за пределы таможенной территории Российской Федерации, так и без такого перемещения, в случае использования на территории РФ.

При этом по условиям договора ООО «СКФ ГЕО», являясь импортером группы обеспечения сейсморазведки, обеспечивает для группы обеспечения сейсморазведки освобождение от таможенного налога в соответствии с СРП «Сахалин -1».

Содержание условий договора на оказание сейсморазведочных услуг от 26 апреля 2019 года не указывает на то, что ООО «СКФ ГЕО» не осуществляет таможенного оформления (декларирования) бункерного топлива, если заявленное судно с бункерным топливом будет следовать в каботажном плавании и выход за пределы территории Российской Федерации на поставленном топливе не предполагается.

Бункерная накладная №ZAn/2019-06-16 с указанием в ней на заявку о бункеровке от 21 мая 2019 года, как и товарная накладная от 31 мая 2019 года содержат сведения о приобретенном топливе за счет ООО «СКФ ГЕО» и принятии его судном «*», передачи данного товара в танки принимающего судна.

На момент осуществления выхода из порта ФИО1, предшествующего дате 4 июля 2019 года, ООО «СКФ ГЕО» не подавал соответствующего заявления на вывоз топлива за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Следовательно, на момент прихода судна «*G» в порт ФИО1, установлен факт вывоза топлива с таможенной территории ЕАЭС.

Вопреки доводам жалобы, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что юридическим лицом при прибытии на таможенную территорию 9 июля 2019 года в порт ФИО1 транспортного средства международной перевозки судна «*» не совершены действия по декларированию товаров, в таможенный орган не поданы документы (стандартные документы перевозчика), указанные в пункте 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, которые являлись декларацией транспортного средства и топлива, что образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проанализировав нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенного кодекса ЕАЭС, положения в области определения государственной границы Российской Федерации, нормативные положения Инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, судья районного суда с учетом конкретных установленных по делу обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о том, что ООО «СКФ ГЕО» как декларант таможенной процедуры временного ввоза (допуска) товара обязан соблюдать требования ТК ЕАЭС при перемещении товара-судна обеспечения «Sunrise-G» и топлива через таможенную границу, и имел возможность выполнить требования в соответствии со статьей 89 ТК ЕАЭС по декларированию товаров.

Вместе с тем, декларирование товаров по установленной форме по прибытию судна «*» 9 июля 2019 года на таможенную территорию ЕАЭС в порт ФИО1 не произведено, а доказательств объективной невозможности выполнения ООО «СКФ ГЕО» требований таможенного законодательства и всех зависящих от него мер по его соблюдению при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, материалы дела не содержат, что свидетельствует о доказанности вины юридического лица в совершении вмененного ему административного правонарушения.

Вопреки доводам жалобы, наличие разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы РФ на море без прохождения пограничного, таможенного контроля (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов), выданного пограничным органом ФСБ России в соответствии с положениями статьи 9.1 Закона Российской Федерации №4730-1 от 1 апреля 1993 года, не меняет установленный ТК ЕАЭС порядок совершения таможенных операций и не освобождает декларанта от обязанности совершения таможенных операций, связанных с декларирование товаров при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС в порт ФИО1.

Таким образом, действия ООО «СКФ ГЕО» правильно квалифицированы по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы защитника о том, что ООО «СКФ ГЕО» не является надлежащим субъектом вмененного правонарушения, были предметом тщательной проверки в суде первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.

В соответствии с пунктом 8.2 договора на оказание сейсморазведочных услуг от 26 апреля 2019 года Компания обязуется организовать за счет Подрядчика разрешения и лицензии соответствующих органов власти Российской Федерации, которые могут потребоваться Группе обеспечения сейсморазведки для доступа на Участок выполнения работ и для работы на этом Участке, а также выполнить таможенную очистку Группы обеспечения сейсморазведки в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями СРП «Сахалин-1» (п.п. (d),(f) п. 8.2).

Согласно статье 8 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ), под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

В соответствии с пунктом 1 статьи 206 КТМ РФ капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна.

В силу статьи 71 КТМ РФ капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания.

Таким образом, как правильно указано в обжалуемом постановлении, ООО «СКФ ГЕО» как судовладелец судна «*» в соответствии со статьей 8 КТМ РФ, обладая в силу статьи 206 данного Кодекса всеми организационно-распорядительными функциями и полномочиями по отношению к деятельности судна, капитану судна и членам экипажа, является надлежащим субъектом вмененного ему административного правонарушения.

Заключение эксперта №01/2021-3 от 26 апреля 2021 год, вопреки мнению защитника, является допустимым доказательством. Так, экспертиза проведена лицом, которое имеет необходимые познания в указанной области, предупрежденным об ответственности по ст.17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за дачу заведомо ложного заключения; само заключение является полным, последовательным и мотивированным.

Несогласие защитника с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, примененного в деле, не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены существенные нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы жалобы не содержат данных, которые могли бы являться основанием к отмене судебного решения либо опровергнуть выводы суда и не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта. В целом доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судьей в полном соответствии с правилами статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо сомнений в доказанности вины ООО «СФК ГЕО» в совершении инкриминированного ему административного правонарушения, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть истолкованы в пользу юридического лица, не имеется.

Копия протокола третьего заседания Рабочей группы ЕЭК № 12 – МС от 17 августа 2021 года также не опровергает выводы судьи районного суда.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным судьей районного суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел

Признавая совершенное ООО «СКФ ГЕО» административное правонарушение малозначительным на основании статьи 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прекращая производство по делу, судья районного суда верно исходил из установленных обстоятельств дела, отсутствия существенного нарушения Обществом охраняемых общественных интересов, а также учел социальную и экономическую значимость Общества в развитии экономики РФ и нефтегазовой отрасли и отсутствие фактов привлечения к административной ответственности за однородные правонарушения.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Первомайского районного суда города Мурманска по делу об административном правонарушении от 25 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «СКФ ГЕО» оставить без изменения, жалобу защитника Звездиной Е.С. - без удовлетворения.

Судья С.А. Мильшин