ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-325/2022 от 12.07.2022 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 21-434/2022

(№12 - 325/2022)

Р Е Ш Е Н И Е

12 июля 2022 года судья Воронежского областного суда Доровских И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании рассмотрев жалобу начальника ФГКУ «416 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации Черенкова Ю.А. на решение судьи Ленинского районного суда г. Воронежа от 13 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении ФГКУ «416 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации,

(судья районного суда Булгаков С.Н.)

установил:

Постановлением главного государственного инспектора Государственной инспекции труда Воронежской области от 02.02.2022 года № ФГКУ «416 Военный госпиталь» Министерства Обороны РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 120 000 рублей.

13.04.2022 решением Ленинского районного суда города Воронежа жалоба ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России на постановление Государственной инспекции труда в Воронежской области № о назначении административного наказания оставлена без удовлетворения, а постановление Государственной инспекции труда в Воронежской области о назначении административного наказания без изменения.

В жалобе начальника ФГКУ «416 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации Черенкова Ю.А. ставиться вопрос об отмене решения Ленинского районного суда города Воронежа от 13.04.2022г. и возврате дела на новое рассмотрение в связи с неправильным применением районным судом норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель ФГКУ «416 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации Голованова Л.В., доводы изложенные в жалобе, поддержала, просила ее удовлетворить. Заместитель военного прокурора Воронежского гарнизона Каракозов С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворении жалобы, указывая на то что материалы дела содержат достаточные доказательства наличия вины ФГКУ «416 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации во вмененном учреждению административном правонарушении.

Представитель Государственной трудовой инспекции труда в Воронежской области в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, просил рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.

Изучив в полном объеме материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителя ФГКУ «416 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации Голованову Л.В., заместителя военного прокурора Воронежского гарнизона Каракозова С.В., прихожу к следующему выводу.

В соответствии с ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела и обжалуемого постановления, в ходе проверочных мероприятий, проводимых в Поликлинике № 5 в г. Борисоглебск (являющимся структурным подразделением ФГКУ «416 Военный госпиталь» Министерства Обороны РФ), было установлено, что в нарушение указанных норм закона, а также требований приказа Минздрава России от 28.01.2021 (вступил в силу с 01.04.2021) № 29н «Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 113 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, у работников поликлиники: бухгалтера ФИО1, сторожа хозяйственного отдела ФИО2 и начальника хозяйственного отделения ФИО3, отсутствуют обязательные предварительные медицинские осмотры с 01.04.2021 по момент проведения проверки.

Принимая решение об отказе в удовлетворении жалобы ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России на постановление Государственной инспекции труда в Воронежской области о назначении административного наказания судья районного суда пришел к выводу о том что материалы дела содержат достаточные доказательства подтверждающие вину ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России во вмененном учреждению состава административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Суд соглашается с такими выводами районного суда, поскольку как следует из материалов настоящего дела, военной прокуратурой Воронежского гарнизона с привлечением специалистов государственной инспекции труда в Воронежской области в декабре 2021 года проведена плановая проверка соблюдения трудового законодательства в поликлинике № 5, со стационаром на 20 коек, <адрес> - структурное подразделение ФГКУ «416 ВТ» МО РФ, фактически расположенной по адресу: Воронежская область, г. <адрес>, юридический адрес: <адрес>

В ходе проверки было установлено наличие трудовых отношений с ФИО4.

В соответствии с п. 17 Приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (действовал в момент трудоустройства вышеуказанных работников, отменен в настоящее время) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» обязательные предварительные (периодические) медицинские осмотры должны были преходить сотрудники, выполняющие работы медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений, а также родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), детских поликлиник, отделений патологии новорожденных, недоношенных.

Таким образом, требования п. 17 Приложения № 2 к указанному приказу Минздравсоцразвития России распространялись только на медицинских работников медицинских учреждений до 01 апреля 2021 года.

С 01 апреля 2021 года указанный порядок регулируется приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».

В соответствии с п. 27 Приложения к порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи213 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденному приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 года № 29н, обязательные предварительные (периодические) медицинские осмотры должны проходить сотрудники, выполняющие работы в медицинских организациях.

Таким образом, с 01 апреля 2021 года обязательные предварительные (периодические) медицинские осмотры должны проходить все сотрудники медицинских организаций, в том числе не медицинский персонал.

Соответственно с 01 апреля 2021 года установлена обязанность прохождения предварительного (периодического) медицинского осмотра для бухгалтера Цветковой К.А., сторожа хозяйственного отдела Кострова В.Г. и начальника хозяйственного отделения Зайцевой С.Б. В случае не прохождения предварительного (периодического) медицинского осмотра указанные работники не могли быть допущены к работе.

В соответствии со ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, чего сделано не было.

В силу указанной ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

В нарушение указанных норм закона бухгалтер Цветкова К.А., сторож хозяйственного отдела Костров В.Г. и начальник хозяйственного отделения Зайцева С.Б. с 01 апреля 2021 года по 02 декабря 2021 года фактически необоснованно допущены к выполнению своих должностных обязанностей. Фактические обстоятельства дела, наличие трудовых отношений и допуск к работе сторонами не оспаривались.

В то же время, отказывая в удовлетворении жалобы на вышеуказанное постановление должностного лица, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что лицом привлеченным к административной ответственности не доказано то обстоятельство, что им были предприняты все необходимые меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

С данными выводами суд согласиться не может по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо несет ответственность за совершенное административное правонарушение, если будет установлено, что у него имелась возможность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

06.04.2022г. вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 №70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому ст. 2.1 КоАП РФ была дополнена ч.4, в соответствии которой юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, ч. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 №45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Из материалов дела следует, что 02 февраля 2022 года Государственной инспекцией труда в Воронежской области было вынесено постановление о назначении административного наказания должностное лицо - ФИО8 был признан виновным в совершении административного правонарушения, а именно за не организацию проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров и допуск работников Поликлиника № 5 (Бухгалтер ФИО5 сторож хозяйственного отдела ФИО6 и начальник хозяйственного отдела ФИО7 к исполнению должностных обязанностей без прохождения вышеуказанных медицинских осмотров, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб. ФИО9 свою вину признал и постановление Государственной инспекции труда в Воронежской области не оспаривал. Данное постановление вступило в законную силу.

Постановлением Государственной инспекции труда в Воронежской области о назначении административного наказания от 02.02.2022г. юридическое лицо ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России также было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ за не организацию проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров и допуск работников Поликлиника №5 (Бухгалтер Цветкова К.А., сторож хозяйственного отдела Костров В.Г. и начальник хозяйственного отдела Зайцева С.Б.) к исполнению должностных обязанностей без прохождения вышеуказанных медицинских осмотров.

Таким образом, на момент рассмотрения дела и вынесения 13.04.2022г. решения Ленинского районного суда города Воронежа, судом не были учтены изменения, внесенные в КоАП РФ и не была дана правовая оценка того факта, что за совершенное административное правонарушение по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ было привлечено к административной ответственности должностное лицо, Марасанов В.А., что в соответствии с вступившим 06.04.2022г. в силу Федеральным законом от 26.03.2022 №70-ФЗ исключает привлечение к административной ответственности юридическое лицо за совершенное административное правонарушение по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

При этом материалы настоящего дела содержат достаточно доказательств того, что юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для организации проведение обязательных предварительных и (или) периодических медицинских осмотров, работников ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России, филиала № 1 ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России и Поликлиник № 1-7 структурных подразделений ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России.

ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России является государственным учреждением казенного типа.

ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России, в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», является казенным учреждением, и в соответствии со ст. ст. 72, 161 Бюджетного кодекса РФ заключает контракты (договоры) в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств. Лимиты бюджетных обязательств для заключения контрактов (договоров) на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров до учреждения не доводятся, поскольку указанные контракты (договора) заключаются ФКУ «ОСК ЗВО» (Западного военного округа).

Ежегодно ФКУ «ОСК ЗВО» (Западного военного округа) по заявкам подведомственных организаций заключает договора на оказание услуг по проведению предварительных, периодических медицинских осмотров и психиатрическое освидетельствование гражданского персонала ВС РФ.

Согласно телефонограмме № 36/2/2265 от 08.12.2020г. в адрес ФКУ «ОСК ЗВО» (Западного военного округа) 22.01.2021г. №154 был направлен пакет документов в медицинскую службу Западного военного округа для заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров гражданского персонала ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России, филиала № 1 ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России и Поликлиник №1-7 структурных подразделений ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России в 2021г. на основании приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 №302н, регулирующего порядок прохождения обязательных предварительных, периодических медицинских осмотров до 01.04.2021г.

С учетом вступления в силу с 01.04.2021г. приказа Минздрава России от 28.01.2021 №29н, регулирующего порядок прохождения обязательных предварительных, периодических медицинских осмотров, ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России в адрес ФКУ «ОСК ЗВО» был направлен список личного состава (медицинский и немедицинский персонал) ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России, филиала № 1 ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России и Поликлиник № 1-7 структурных подразделений ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России в количестве 1221 человек которым необходимо было медицинский осмотр в 2021 году, что подтверждается письмом ФКУ «ОСК ЗВО» исх. № 36/2/567 от 17.03.2022г.

По итогам проведения конкурсных процедур между ФКУ «ОСК ЗВО» и ООО «ВАЛЕОНИКА» заключен Государственный контракт № 1-ГП от 29.04.21 г на оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров гражданского персонала Минобороны России в г. Воронеж в 2021 году на 620 человек, что не соответствовало объёму общей численности личного состава ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России, филиала № 1 ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России и Поликлиник №1-7 структурных подразделений ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России.

В связи с неисполнением ООО «Валеоника» условий контракта, контракт был расторгнут.

Впоследствии, 02.08.2021г. были заключены государственные контракты № 7-ГП от 02.08.2021г. и № 8 - ГП от 02.08.2021г. между ФКУ «ОСК ЗВО» и БУЗ ВО «ВГКБСМП № 10» на оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров гражданского персонала Минобороны России в г. Воронеж в 2021 году суммарно на 664 человека, что также не соответствовало объёму общей численности личного состава ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России, филиала № 1 ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России и Поликлиник № 1-7 структурных подразделений ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России.

ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России 09.08.2021г. за исх. № 2707 было направлено письмо в адрес медицинской службы Западного военного округа о том, что заключенные государственные контракты частично перекрывают потребность в проведении в 2021г. периодических медицинских осмотров гражданского персонала ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России, филиала № 1 ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России и Поликлиник № 1-7 структурных подразделений ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России. Необходимо проведение периодических медицинских осмотров оставшейся части работников ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России, филиала № 1 ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России и Поликлиник № 1-7 структурных подразделений ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России в количестве 557 человек.

По итогам ФКУ «ОСК ЗВО» в 2021г. в интересах ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России, филиала № 1 ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России и Поликлиник № 1-7 структурных подразделений ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России было заключено 4 государственных контрактов: два на периодический медицинский осмотр, один на предварительный медицинский осмотр и один на психиатрическое освидетельствование. Из общей численности личного состава ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России, филиала № 1 ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России и Поликлиник № 1-7 структурных подразделений ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России в количестве 1221 человек, ФКУ «ОСК ЗВО» были заключены два государственных контракта на периодический медицинский осмотр 664 человек. Как следует из письма ФКУ «ОСК ЗВО» исх. № 36/2/567 от 17.03.2022г. направленные заявки ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России на 1221 человек не были удовлетворены ввиду недостаточного выделения лимитов бюджетных обязательств по данному направлению расходов. Бюджетные заявки ФКУ «ОСК ЗВО» на выделение дополнительных лимитов, направленные в Главное военно-медицинское управление Минобороны России, оставлены без реализации.

Таким образом, учитывая, что юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для организации проведение обязательных предварительных и (или) периодических медицинских осмотров, работников ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России, филиала № 1 ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России и Поликлиник № 1-7 структурных подразделений ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России, что в свою очередь является основанием для применения положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, Решение судьи Ленинского районного суда г. Воронежа от 13 апреля 2022 года и Постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда Воронежской области от 02.02.2022 года подлежат отмене с прекращением производства по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ФГКУ «416 Военный госпиталь» Министерства Обороны РФ, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ч.4 ст.2.1, ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

р е ш и л :

Решение судьи Ленинского районного суда г. Воронежа от 13 апреля 2022 года и Постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда Воронежской области от 02.02.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ФГКУ «416 Военный госпиталь» Министерства Обороны РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, в отношении ФГКУ «416 Военный госпиталь» Министерства Обороны РФ – прекратить за отсутствием в действиях ФГКУ «416 Военный госпиталь» Министерства Обороны РФ состава административного правонарушения, предусмотренного частью ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья областного суда И.А.Доровских