Дело № 12-326/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Якутск 18 февраля 2020 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Москвитина М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) ФИО5 №183-КС от 10 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении должностного лица – генерального директора Государственного казенного учреждения «Служба государственного заказчика РС (Я)» ФИО2,
у с т а н о в и л:
Обжалуемым постановлением должностное лицо ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление признать незаконным и отменить полностью, в связи с отсутствием состава правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО1 А.А. доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил постановление отменить.
Представители Министерства финансов РС (Я) ФИО3, ФИО4 в судебном заседании с жалобой не согласилась, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили оставить постановление без изменения, жалобу без удовлетворения
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доводы жалобы, приложенные к ней документы, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч.4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукционов или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Закона №44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В редакции, действующей с 01.07.2019 первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать вышеуказанное, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона №44-ФЗ.
Частью 3.1 статьи 66 Закона №44-ФЗ установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Таким образом, Законом 44 - ФЗ установлен один исключительный случай, когда от участника закупки требуется наличие только согласие на участие в электронном аукционе, касающийся для закупок, размещенных с 01.07.2019.
В иных случаях при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона №44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документациям о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона №44-ФЗ участник электронного аукциона на допускается к участию в нем случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Следовательно, Законом №44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар аукционная комиссия отклоняет заявки участников, не содержащие в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Статьей 33 Закона №44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, что должно и не должно содержаться в описании объекта закупки (далее – ООЗ), при этом законом не предусмотрено требование к заказчикам придерживаться определенной формы ООЗ.
1. Следовательно, заказчики вправе определять на свое усмотрение содержание ООЗ, не противоречащие законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Между тем, п.1.1.5, 1.2.3, 1.2.5, 1.2.13, 1.3.1 Инструкции №3 противоречат части 3 статьи 66 Закона №44-ФЗ, согласно которой, при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать и согласие и конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
2. в закупках, перечисленных в приложении №1, заказчиком в составе документации электронных аукционов приложена «Инструкция по заполнению заявки» (далее – Инструкция №4).
Данной инструкцией по заполнению заявки установлены формы таблиц, применяемых заказчиком при описании объекта закупки – Таблица №1 (п.1.2.1 Инструкции №4) и Таблица №2 (п.1.3.1 Инструкции №4).
Пункты 1.2.4, 1.2.13, 1.3.8 Инструкции №4 противоречат части 1 статьи 67 Закона №44-ФЗ, согласно которой Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг, в том числе Аукционная комиссия проверяет конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), то есть проверяет на соответствии всем показателям товара, указанным в ООЗ.
Пункты 1.1.5, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5, 1.2.13, 1.3.1 Инструкции №4 противоречат части 3 статьи 66 Закона №44-ФЗ, согласно которой, при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать и согласие и конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона №44-ФЗ Инструкции №№3, 4 не соответствует требованиям части 3 статьи 66, части 1 статьи 67 Закона №44-ФЗ (Приложение №1).
ФИО2 назначен генеральным директором Учреждения распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.04.2019 №434-р с 25.04.2019.
Приказом Учреждения от 07.05.2019 №61-аху генеральный директор Учреждения ФИО2 наделен правом подписи документов от имени организации с использованием сертификата ключей проверки электронной подписи.
Согласно пункту 3.7 Порядка взаимодействия заказчиков Республики Саха (Якутия) и ГКУ РС (Я) «Центр закупок», утвержденного Указом Главы РС (Я) от 01.10.2018 №19 (далее – Порядок), описание объекта закупок, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, проект контракта (договора), критерии оценки заявок, требования к участникам закупки, товару (работам, услугам) разрабатываются заказчиком и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью в АИС «WEB- Торги-КС».
Согласно п.4.3 Порядка №19 уполномоченное учреждение в случае соответствия заявки на закупку требованиям законодательства Российской Федерации и иными нормативным правовым актам формирует документацию. Сформированную документацию уполномоченное учреждение направляет заказчику на утверждение.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 5.2 Указа №19 заказчик утверждает документацию о закупке.
Документация по вышеуказанным электронным аукционам утверждена электронной цифровой подписью генерального директора Учреждения ФИО2, подтверждается информацией, представленной в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) уполномоченным учреждением – ГКУ РС (Я) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)».
ФИО2, как руководитель учреждения, осуществляет руководство и контроль над деятельностью учреждения, выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Факт совершения ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается вышеуказанными актами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина ФИО2 состоит в том, что он, являясь должностным лицом, что он не обеспечил выполнение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг и не предпринял зависящих от него мер по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, действия ФИО2 правильно квалифицированы по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, судом не установлено.
Постановление о назначении административного наказания вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах, установленных санкцией ч.4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Доводы жалобы не влекут сомнений в правильности постановления административного органа и не могут являться причинами его отмены, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права.
При таких обстоятельствах, учитывая, что должностное лицо правомерно привлечено к административной ответственности, постановление вынесено законно и обоснованно, составлено без нарушений, исключающих производство по делу, суд приходит к выводу об оставлении постановления без изменения, в связи с чем, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
р е ш и л:
Постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) ФИО5 №183-КС от 10 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении должностного лица – генерального директора Государственного казенного учреждения «Служба государственного заказчика РС (Я)» ФИО2, - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.
Судья М.Р. Москвитина