ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-326/2021 от 20.12.2021 Ленинскогого районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 12-326/2021

РЕШЕНИЕ

«20» декабря 2021 года г. Ярославль

Судья Ленинского районного суда г. Ярославля Соколова Н.А.,

при секретаре Повалихиной Н.К.,

рассмотрев дело по жалобе представителя акционерного общества «Ярославский электромашиностроительный завод» на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ярославской области ФИО1 от 29 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ в отношении АО «Ярославский электромашиностроительный завод», ИНН <***>, юридический адрес: <...>,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ярославской области ФИО1 от 29 сентября 2021 года АО «Ярославский электромашиностроительный завод» (АО «Элдин») признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Из обжалуемого постановления следует, что Межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении АО «Элдин» в период с 26 августа 2021 года по 08 сентября 2021 года проведена плановая выездная проверка выполнения обществом требований природоохранного законодательства. По результатам проверки составлен акт от 08 сентября 2021 года согласно которому объект негативного воздействия на окружающую среду АО «Элдин» <данные изъяты>, поставлен на учет объектов негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС) за 29 декабря 2016 года, имеется соответствующее свидетельство. Данный объект внесен в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объекту присвоена III категория негативного воздействия, категория риска - значительная (3), дата ввода объекта в эксплуатацию - 01 января 1982 года. Согласно данным государственного реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду, на проверяемом объекте АО «Элдин» на государственный учет поставлены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (гараж, территория лагеря, котельная, очистные сооружения хозбытовых стоков, открытая стоянка, сварочный пост, мастерская), а также выпуск в реку Волга загрязненных стоков и обозначены загрязняющие вещества сбрасываемые вводный объект в наименованием «Выпуск № 1». В ходе проверки установлено, что в сведениях, содержащихся в заявке о постановке на государственный учет объекта негативного воздействия на окружающую среду <данные изъяты>, код объекта не внесены сведения о расположении на территории объекта участка недр по лицензии от 15 апреля 2016 года. Согласно ст. 65 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категории, утверждены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2398. В соответствии с п.10 раздела IV Критериев, осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод при условии отсутствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки). Таким образом, объект, на котором осуществляется деятельность связанная с пользованием участками недр, содержащими подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет менее 500 кубических метров в сутки, подлежит учету в региональном государственном реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду. В ходе проверки установлено, что АО «Элдин» не обеспечено внесение сведений о расположении на территории объекта НВОС <данные изъяты>, код объекта участка недр по лицензии от 15 апреля 2016 года, по состоянию на 08 сентября 2021 года (время совершения правонарушения) сведения о постановке на учет объекта НВОС, не представлены.

АО «Элдин» в лице защитника Смирнова И.А. обратилось в суд с жалобой на постановление по делу, указав, что административная проверка была проведена формально, без выяснения фактических обстоятельств дела. При проведении проверки заявитель пояснял, что <данные изъяты> является структурным подразделением АО «Элдин» и полностью прекратил свою деятельность в 2020 году с начала периода пандемии Ковид 19. Комплекс был законсервирован, скважины и иные объекты, находящиеся на его территории фактически не используются. При фактическим выявлении инспектором в ходе проведения проверки неэксплуатируемых (официально либо фактически законсервированных) объектов, данный факт должен быть зафиксирован в акте плановой проверки. При этом в отношении данных объектов не проводится проверка выполнения требований экологической безопасности в связи с отсутствием предмета проверки. Исходя из анализа норм Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 783 от 06 июля 2020 года, проверка (надзор) может быть проведена только в отношении объектов, сооружений, устройств, используемых (эксплуатируемых) на период проверки. Полагают, что с учетом фактической консервации объектов негативного воздействия, отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ. Просили постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Защитник АО «Элдин» Смирнов И.А. в суде доводы жалобы поддержал.

Заинтересованное лицо старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора, заместитель начальника отдела государственного экологического надзора по Ярославской области ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещались надлежащим образом.

Выслушав защитка, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из ст. 26.11 КоАП РФ доказательства подлежат оценке, основанной на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В силу ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Перечень доказательств по делу об административном правонарушении указан в главе 26 КоАП РФ.

Согласно ст. 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

В силу п. 1 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно п. 2 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В ходе плановой проверки АО «Элдин», проводимой Верхне-Волжским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на основании решения Верхне-Волжского межрегионального управления от 16 августа 2021 года , в период с 26 августа 2021 года до 08 сентября 2021 года, на объекте негативного воздействия на окружающую среду с отнесенного к III категории негативного воздействия <данные изъяты> и расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что в реестре УОНВОС на сайте https://ksv.rpn.gov.ru/ информация о расположении на объекте с кодом участка недр (скважин) по лицензии на право пользования недрами отсутствует, в программе производственного экологического контроля для объекта негативного воздействия на окружающую среду НВОС отсутствует информация об осуществлении недропользования на участке недр по лицензии от 15 апреля 2016 года.

На территории объекта <данные изъяты> с кодом расположен участок недр. Недропользователь АО «Элдин» владеет водозабором (<данные изъяты>), состоящим из двух скважин на пресные подземные воды ( и ), участок недр расположен в 1,3 км к северу-востоку от <адрес>. Эксплуатируется второй водоносный нижнетриасовый комплекс, залегающий на глубине 102-150 м., мощностью 3-18 м. Участок недр имеет статус горного отвода. Участок недр, содержащий питьевые подземные воды эксплуатируется АО «Элдин» на основании лицензии от 16 апреля 2016 года с целевым назначением и видами работ для добыча питьевых подземных вод для технологического обеспечения водой <данные изъяты>, выданной Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, сроком действия до 01 мая 2036 года. Согласно условиям лицензии уровень добычи питьевых подземных вод составляет не более 98,63 м3/сут (36,0 тыс.м3/год). Документации, подтверждающей консервацию скважин не представлено.

В соответствии со ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды», перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством РФ критериев. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утверждены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2398.

На основании п.10 Критериев осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод при условии отсутствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки) является критерием для отнесения объекта негативного воздействия на окружающую среду к объектам IV категории.

Защитником АО «Элдин» в суд представлены: акт о консервации объектов негативного воздействия на окружающую среду от 17 сентября 2021 года, акт о консервации скважины от 17 сентября 2021 года, в соответствии с которым консервация скважины произведена прекращение несанкционированного доступа, запиранием на замок и отключением скважины от электропитания.

Проанализировав представленные доказательства по делу, судья приходит к выводу, что действия АО «Элдин» правильно квалифицированы по ст.8.46 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, при производстве по делу не установлено.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Принимая во внимание то обстоятельство, что в течении длительного времени <данные изъяты> не эксплуатируется, объекты негативного воздействия на окружающую среду законсервированы, и действия АО «Элдин» не создали существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинили вреда интересам граждан, общества и государства, то имеются основания для признания совершенного АО «Элдин» административного правонарушения малозначительным.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу следует прекращению по ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного АО «Элдин» правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6- 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ярославской области ФИО1 от 29 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ в отношении АО «Ярославский электромашиностроительный завод» - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении АО «Ярославский электромашиностроительный завод», прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ленинский районный суд г. Ярославля в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Н.А.Соколова