ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-326/2021ПО от 23.09.2021 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Федорова Д.М.

УИД 04RS0004-01-2021-001116-11

Дело 12-326/2021 пост. 23.09.2021

РЕШЕНИЕ

12 октября 2021г. г. Улан-Удэ

Судья Верховного Суда Республики Бурятия Матвеева Н.А., при секретаре Цыденжаповой Е.А., рассмотрев жалобу судебного пристава – исполнителя Селенгинского отделения судебных приставов УФССП по РБ на постановление Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 24 августа 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации МО СП «Новоселегинское»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 24 августа 2021 года производство по делу об административном правонарушении по ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении Администрации МО СП «Новоселегинское» прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Судебный пристав – исполнитель обратилась в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит отменить постановление судьи районного суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебном заседании вышестоящего суда представитель Селенгинского РОСП по доверенности ФИО1 доводы поданной жалобы поддержала.

Представитель Администрации МО СП «Новоселегинское» не явился, извещены надлежащим образом.

Суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя, судья приходит к следующим выводам.

В силу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Федеральный закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Частью 2 статьи 105 указанного Федерального закона предусмотрено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от одного миллиона до трех миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона состава административного правонарушения характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях производится при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно положениям статей 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.

Как усматривается из материалов дела, 20.08.2019 судебным приставом – исполнителем Селенгинского РОСП возбуждено исполнительное производство «45383/19/03018-ИП.

16.09.2019 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Постановлением должностного лица Селенгинского РОСП от 14.04.2021 Администрация МО СП «Новоселегинское» привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, за неисполнение содержащегося в исполнительном листе, выданном судом, требования об обязании Администрации Муниципального образования сельское поселение «Новоселенгинское» обеспечить в с. <...> очистку территории поселения, в том числе в пределах противопожарных расстояний между зданиями, от горючих отходов, мусора и сухой растительности; предусмотреть в с. <...> социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; обеспечить с.<...> восемью источниками наружного противопожарного водоснабжения (водонапорные башни либо пожарные резервуары объемом не менее 54 куб.м.); обеспечить с. <...> двумя источниками наружного противопожарного водоснабжения (водонапорные башни либо пожарные резервуары объемом не менее 54 куб.м.); закрепить в с. <...> за каждой пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров, моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике; обеспечить с. <...> одним источником наружного противопожарного водоснабжения (водонапорные башни либо пожарные резервуары объемом не менее 54 куб.м.).

На момент вынесения указанного постановления, решение суда не исполнено в части: обеспечить с.<...> восемью источниками наружного противопожарного водоснабжения (водонапорные башни либо пожарные резервуары объемом не менее 54 куб.м.); обеспечить с. <...> двумя источниками наружного противопожарного водоснабжения (водонапорные башни либо пожарные резервуары объемом не менее 54 куб.м.); закрепить в с. <...> за каждой пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров, моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике; обеспечить с. ... одним источником наружного противопожарного водоснабжения (водонапорные башни либо пожарные резервуары объемом не менее 54 куб.м.).

14.04.2021 должнику вновь вручено требование об исполнении решения суда в срок до 01.05.2021.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда исходил из того, что в действиях Администрации МО СП «Новоселегинское» отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены по независящим от должника обстоятельствам.

Такой вывод следует признать правильным.

Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, статьей 26.1 названного Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.

Применительно к исполнительному производству, возбужденному в отношении Администрации МО СП «Новоселегинское», административным органом должно быть доказано, что сельское поселение имело в своем распоряжении денежные средства для обеспечения источниками наружного противопожарного водоснабжения, либо в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока могло в полном объеме осуществить процедуру строительства указанных в решении суда источников.

В свою очередь, из представленных представителем Администрацией документов следует, что в рамках оказания помощи главам муниципальных образований сельских поселений распоряжением и.о.Председателя Правительства Республики Бурятия № 389-р от 03.07.2019 года создана рабочая группа для подготовки предложений о разработке проектной документации на строительство источников наружного противопожарного водоснабжения на территориях сельских населенных пунктов Республики Бурятия, подверженных угрозе перехода на них лесных пожаров; утверждено Положение о рабочей группе для подготовки предложений о разработке проектной документации на строительство источников наружного противопожарного водоснабжения на территориях сельских населенных пунктов Республики Бурятия, подверженных угрозе перехода на них лесных пожаров. Расходы в сумме 852,5 тыс. рублей на обеспечение мер пожарной безопасности, а именно разработку типового проекта источника наружного противопожарного водоснабжения предусмотрены в Законе «О республиканском бюджете на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 годов».

Как следует из ответа Республиканского агентства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» от 08.02.2021 после разработки типового проекта и прохождения необходимых экспертиз проекта, главам муниципальных образований предлагается для дальнейшего получения субсидий на строительство источника наружного противопожарного водоснабжения в сельских населенных пунктах руководствоваться в работе Постановлением Правительства Республики Бурятия от 10.09.2009 №337 «Об утверждении правил предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам муниципальных образований в Республике Бурятия на развитие общественной инфраструктуры, на капитальный ремонт, реконструкцию, строительство объектов образования, физической культуры и спорта, культуры, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства».

При этом согласно ответу ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» от 08.06.2021 следует, что для реализации мероприятий по разработке и рабочей документации по строительству источников наружного противопожарного водоснабжения заключен государственный контракт с Администрацией МО «Хоринский район», срок исполнения до 05.10.2021. После предоставления подрядчиком полного комплекта проектной и рабочей документации, а также положительных заключений государственных экспертиз, проектная документация будет передана в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия для включения в реестр типовой документации либо в реестр экономически эффективной документации повторного применения.

Ряд мероприятий подлежат реализации в сроки, установленные Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Из указанного видно, что Администрация МО СП «Новоселегинское» не может единолично разрешить вопрос об обеспечении населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения, указанная процедура занимает длительное время, в ней участвуют несколько органов исполнительной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления, государственные казенные и бюджетные учреждения.

Сведений о том, что у Администрации МО СП «Новоселегинское» на момент установления нового срока имелась реальная возможность исполнить решение суда, материалы дела не содержат.

Судебный пристав - исполнитель ограничился лишь формальным указанием в протоколе об административном правонарушении на факт неисполнения требований исполнительного документа, не приведя доказательства, которые свидетельствуют о неуважительности причин неисполнения решения суда.

Не соглашаясь с составленным протоколом об административном правонарушении, представитель Администрации МО СП «Новоселегинское» ссылался в том числе на следующие документы:

обращение в Совет депутатов МО СП «Новоселенгинское» о выделении денежных средств из бюджета поселения;

ответ от 01.02.2021 об отказе в выделении денежных средств;

обращение на имя главы МО «Селенгинский район» о выделении финансирования на исполнение решения суда;

ответ от 02.02.2021 об отказе выделении денежных средств.

Эти документы и другие материалы дела подтверждают, что Администрация МО СП «Новоселегинское» не бездействует, а принимает меры к разрешению проблемы в рамках предоставленных полномочий.

Отсутствие виновного поведения не дает оснований для привлечения Администрации МО СП «Новоселегинское» к административной ответственности, поэтому районный суд обоснованно прекратил производство по делу.

Доводы жалобы о неуважительности причин неисполнения требований исполнительного документа подлежат отклонению.

Из статьи 26.1 КоАП РФ следует, что по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

Обстоятельства, установленные районным судом, свидетельствуют о том, что неисполнение требований исполнительного документа вызвано уважительными причинами.

Довод о том, что возложенная на Администрацию МО СП «Новоселегинское» обязанность по обеспечению пожарной безопасности не ставится в зависимость от отсутствия достаточных финансовых средств или иных условий, нельзя принять во внимание, поскольку это обстоятельство имеет значение при разрешении материально-правового спора.

Для привлечения к административной ответственности требуется установить виновное поведение лица, а в данном случае факта намеренного уклонения должника от исполнения решения суда не установлено.

Таким образом, обжалуемое постановление судьи районного суда отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 24 августа 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации МО СП «Новоселегинское», оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья Матвеева Н.А.