Дело № 12-327/17 (публиковать)
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Ижевск 27 июня 2017 года
Первомайский районный суд г. Ижевска в составе председательствующего - судьи Созонова А.А., при секретаре – Александровой И.А., рассмотрев жалобу ФИО1, <дата> года рождения, уроженка <данные скрыты>. Проживающего по адресу: <адрес>, на постановление заместителя управляющего Отделением - Национальным банком по УР Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ ФИО2 № № от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя управляющего Отделением - Национальным банком по УР Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ ФИО2 № № от <дата> ФИО1 как должностное лицо - начальник отдела финансового мониторинга АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1, обратился с жалобой в Первомайский районный суд г. Ижевска указывая, что участником операции было юридическое лицо, все необходимые данные для идентификации участника операции, а также самой операции были Банком предоставлены в полном достоверном объеме. Указанные сообщения при отправке прошли логический контроль и были приняты уполномоченным органом. Каких-либо претензий от получателя сообщений - Федеральной службы по финансовому мониторингу в Банк не поступало. Отсутствие сведений о типе участников операции не повлекло каких-либо негативных последствий. Просит учесть, что количество отправленных АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) операций в рамках ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» за период <дата> составило <данные скрыты> штук. Таким образом, доля сообщений по операциям с неполной информацией в общем числе направленных сообщений (<данные скрыты> штук) составило всего лишь <данные скрыты>%, что является несущественным в общем объеме. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, ходатайствующего об этом.
В судебном заседании:
- представитель заявителя – ФИО3, действующая на основании доверенности, поддержала доводы жалобы в полном объеме.
- представитель Отделения - Национальным банком по УР Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ - ФИО4, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения жалобы, по доводам, изложенных в письменном виде и приобщенные к материалам дела.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, суд не находит оснований к отмене данного постановления в связи со следующим.
Часть 2 ст. 15.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 3, пунктом 4 части 1 статьи 6, пунктами 1, 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Положением Банка России от 29.08.2018 № 321-П «О порядке представления кредитными организациями сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (далее по тексу также - Положение № 321-П) кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, в том числе сведения, необходимые для идентификации представителя юридического лица, совершающего операцию с имуществом от имени другого лица в силу полномочия, основанного на договоре, законе: в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства представителя юридического лица; сведения, необходимые для идентификации представителя получателя по операции с имуществом: в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства представителя получателя.
В силу требований пункта 1, подпункта 1.1. статьи 6 указанного закона к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся, в том числе сделки скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее (код операции 5005), сделки с недвижимом имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее (код операции 8001).
Указанные сведения представляются в уполномоченный орган в виде электронного сообщения (ОЭС) в соответствии с порядком представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ установленном Положением Банка России № 321-П. Перечень и структура показателей, включаемых кредитной организацией в ОЭС, приведены в Приложении 4 Положения Банка России № 321-П.
В соответствии с п. 98 Приложения к Положению Банка России № 321-П в поле «TU1» указывается символом «2» в случае, если представителем плательщика по операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащей обязательному контролю, выступает физическое лицо. Для физического лица указывается фамилия, имя, отчество. Если сделка осуществляется без участия представителя в поле «TU1» указывается символ «0».
В соответствии с п.139 Приложения к Положению Банка России № 321-П в поле «TU2» указывается символом «2» в случае, если представителем получателя денежных средств по операции, подлежащей обязательному контролю, выступает физическое лицо. Для физического лица указывается фамилия, имя, отчество. Если сделка осуществляется без участия представителя в поле «TU2» указывается символ «0».
Как видно из материалов дела, в ходе дистанционной проверки в ноябре и декабре 2016, январе 2017 при формировании и направлении в уполномоченный орган ОЭС по сделкам, подлежащим обязательному контролю АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) допущено нарушение требований, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ и Положением Банка России № 321-П- выявлено нарушение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
В ходе проверки установлено, что АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) при направлении и Росфинмониторинг сообщений от <дата>№, от <дата>№ по совершенным клиентами банка сделкам с недвижимом имуществом, сообщения от <дата>№ по сделке скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий в поле «TU1» (Тип участника операции) ОЭС указал значение «0» - операция осуществляется без участия представителя получателя денежных средств по операции вместо значения «2» - физическое лицо. Кроме того в направленных об указанных выше сделках ОЭС в поле «NAME_U1» отсутствуют предусмотренные указанными выше нормативными положениями Федерального закона № 115-ФЗ, Положения № 321-П сведения о фамилии, имени и отчестве представителя получателя по сделке, необходимые для идентификации представителя юридического лила, совершающего сделку (операцию с имуществом) от имени другого лица в силу полномочия, основанного на договоре, законе.
Из договора купли-продажи лома и отходов драгоценных металлов от <дата>№ следует, что от имени юридического лица сделку, подлежащую обязательному контролю, совершает лицо, наделённое полномочиями на проведение данной сделки на основании доверенности.
Из договоров купли-продажи недвижимого имущества от <дата> и от <дата>№ следует, что от имени юридического лица сделку, подлежащую обязательному контролю, совершает лицо, наделённое полномочиями на проведение данной сделки, подтверждёнными Уставом.
При направлении в Росфинмониторинг сообщений от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№ по совершенным клиентами банка сделкам с недвижимым имуществом в поле «TU1» (Тип участника операции) ОЭС АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) указал значение «0» - операция осуществляется без участия представителя плательщика денежных средств по операции вместо значения «2» - физическое лицо.
Кроме того в направленных об указанных выше сделках ОЭС в поле «NAMEU1» отсутствуют предусмотренные указанными выше нормативными положениями Федерального закона № 115-ФЗ, Положения № 321-П сведения о фамилии, имени и отчестве представителя плательщика по сделке, необходимые для идентификации представителя юридического лица, совершающего сделку (операцию с имуществом) от имени другого лица в силу полномочия, основанного на договоре, законе.
Указанные обстоятельства заявителем в судебном заседании не оспаривались.
Из договора купли-продажи недвижимого имущества от <дата> следует, что от имени юридического лица сделку, подлежащую обязательному контролю, совершает лицо, наделённое полномочиями на проведение данной сделки, подтверждёнными Уставом, договором передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации.
Из договора купли-продажи недвижимого имущества от <дата> следует, что от имени юридического лица сделку, подлежащую обязательному контролю, совершает лицо, наделённое полномочиями на проведение данной сделки, подтверждёнными Уставом.По смыслу пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ единоличный исполнительный орган юридического лица для целей Федерального закона № 115-ФЗ при совершении операции с имуществом, подлежащей обязательному контролю, признается представителем лица, совершающего указанную операцию, представителем получателя по операции.
Информация об указанных выше сделках ОЭС направлена банком на основании договора купли-продажи лома и отходов драгоценных металлов от <дата>№, договоров купли продажи недвижимого имущества и документов, подтверждающих переход права собственности на имущество, представленных клиентами банка в рамках осуществления кредитной организацией внутреннего контроля. В указанных договорах купли-продажи указаны физические лица - представители юридического лица.
Таким образом, на дату формирования данных ОЭС Банк обладал всей информацией необходимой для представления сведений о представителе юридического лица, не являющегося клиентом Банка, но направил в уполномоченный орган ОЭС с неверно заполненными полями «TU2» и «NAMEU2».
Несоответствие фактических данных, содержащихся в ОЭС и имеющих существенное значение для определения характера операции и ее существенных условий, данным первичных документов входящих в перечень, определенный подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, свидетельствуют о предоставлении в уполномоченный орган недостоверных данных, что явилось основанием для привлечения специального должностного лица ответственного за осуществление внутреннего контроля, включая организацию и контроль представления сведений в уполномоченный орган - Росфинмониторинг, начальника отдела финансового мониторинга АКБ «Ижкомбанк» - ФИО1
Факты нарушений зафиксированы в протоколе об административном правонарушении № от <дата>, составленном с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ, Правилами внутреннего контроля в целях противодействия (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденные приказом и.о. директора ФИО7<дата>, должностной инструкцией начальника отдела финансового мониторинга, утвержденной директором АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) ФИО8<дата>, согласно которой ФИО1 ознакомлен с указанной инструкцией <дата>.
В соответствии с п. 4.2.2 Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, АКБ «Ижкомбанк» (ПАО), утвержденных <дата> и.о. директора ФИО7 (с изменениями), функции по организации реализации правил внутреннего контроля, организации представления и контролю представления сведений в уполномоченный орган, возложены на ответственного сотрудника под ПОД/ФТ.
Согласно п. 4.8.7 Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ ответственность за организацию по предоставлению в уполномоченный орган сведений в соответствии с нормативными требованиями несёт ответственный сотрудник.
В силу п. 4.1.5 данный Правил ответственный сотрудник возглавляет отдел финансового мониторинга.
Согласно приказу АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) о переводе работника на другую работу от <дата>№с на должность начальника отдела финансового мониторинга с <дата> назначен ФИО1, с данным приказом ФИО1 ознакомлен <дата>.
Пунктом 3.3 должностной инструкции начальника отдела финансового мониторинга, утверждённой директором АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) ФИО8<дата> предусмотрена функция- организация представления в уполномоченный орган под ПОД/ФТ, сведений в соответствии с ФЗ № 115.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата> и <дата> начальник отдела финансового мониторинга ФИО1, являясь должностным лицом, обязан был принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что сделано не было ввиду ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей.
Таким образом, должностное лицо - начальник отдела финансового мониторинга ФИО1 является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Часть 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Постановлением заместителя управляющего Отделением - Национальным банком по УР Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ ФИО2 № № от <дата> должностное лицо ФИО1, начальник отдела финансового мониторинга АКБ «Ижкомбанк» (ПАО), привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Доводы заявителя о том, что не представленная АКБ «Ижкомбанк» информация не имеет существенного значения и не влияет на идентификацию операции, суд считает несостоятельными, поскольку предоставление указанных сведений прямо предусмотрено Федеральным законом № 115-ФЗ и не может быть изменено практикой сложившейся в кредитной организации.
Обстоятельств, позволяющих признать совершенное заявителем правонарушение малозначительным по ст. 2.9 КоАП РФ, судом не установлено.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Признание административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ является правом суда. Исключительных обстоятельств, позволяющих признать совершенное заявителем правонарушение малозначительным, судом не установлено. Выявленные нарушения свидетельствуют о неудовлетворительной работе службы внутреннего контроля АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) в области ПОД/ФТ, несоответствующей характеру и масштабу осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков, с учетом установленных Банком России требований к системе внутреннего контроля кредитных организаций, что создает предпосылки для вовлечения кредитной организации в процессы легализации преступных доходов и финансирования терроризма. Также считаем, что при решении вопроса о применении малозначительности, не может быть принят во внимание довод заявителя об отсутствии вреда. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких - либо материальных последствий (состав правонарушения является формальным). Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения действия (бездействия). В связи с чем, отсутствие нарушения прав и законных интересов граждан и организаций не может свидетельствовать о малозначительности совершенного правонарушения. Нарушение должностным лицом требований закона малозначительным быть не может.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу не имеется.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, не установлено.
Оснований для удовлетворения жалобы нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, уд
РЕШИЛ:
Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № №, вынесенное заместителем управляющего Отделением - Национальным банком по УР Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ от <дата> в отношении должностного лица – начальника отдела финансового мониторинга АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) ФИО1 по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ФИО1- без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение 10 суток, со дня вручения или получения его копии.
Судья- ПОДПИСЬ
КОПИЯ ВЕРНА
Судья - А.А.Созонов