Дело № 12-327/2019 Мировой судья Петрова Н.В.
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
28 мая 2019 года г. Йошкар-Ола
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Майоровой С.М.,
с участием лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, – ФИО1,
прокурора – помощника прокурора г. Йошкар-Олы Комисаровой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора г. Йошкар-Олы Алимова И.Д. на постановление мирового судьи судебного участка № 12 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 12 апреля 2019 года в отношении
ФИО1, <иные данные>, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшейся,
о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 12 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 12 апреля 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ, в отношении директора <иные данные>) ФИО1 прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, заместитель прокурора г. Йошкар-Олы Алимов И.Д. обратился в суд с протестом, в котором просил постановление мирового судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование протеста указал, что прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении директора <иные данные> ФИО1 за малозначительностью, мировой судья не принял во внимание, что игнорирование ФИО1 требований федерального закона, постановления Правительства Российской Федерации, направленных на получение необходимой информации об образовательной организации, а также соблюдение прав граждан на получение качественных образовательных услуг, ущемляет права не только одного гражданина, а права неопределенного круга лиц, противоречит основным принципам доступности образования.
В судебном заседании помощник прокурора Комисарова В.С. поддержала доводы протеста, просила постановлением мирового судьи отменить, административное дело в отношении ФИО1 направить на новое рассмотрение.
Директор <иные данные> ФИО1 представила суду возражение на протест заместителя прокурора г. Йошкар-Олы и просила оставить его без удовлетворения, а постановление мирового судьи от 12 апреля 2019 года - без изменения.
Проверив доводы протеста, заслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела об административном правонарушении №, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Йошкар-Олы во исполнение задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 16 января 2019 года №, поручения прокуратуры Республики Марий Эл от 28 января 2019 года №, а также информации УГИБДД МВД по Республике Марий Эл совместно со специалистом отдела государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл проведена проверка исполнения законодательства о предоставлении платных образовательных услуг о безопасности дорожного движения при подготовке кандидатов в водители транспортных средств в деятельности <иные данные> расположенном по адресу: <адрес> В ходе проверки выявлены отдельные нарушения требований вышеуказанного законодательства.
Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании.
<иные данные> зарегистрировано в установленном законом порядке в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером №.
Решением учредителя <иные данные> от ДД.ММ.ГГГГ№ директору Учреждения ФИО1 продлен срок полномочий сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Юридическое лицо имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, на <иные данные> распространяются требования законодательства об образовании.
Согласно п. 1 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 706 (далее Правила) под «платными образовательными услугами» понимается осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение (далее договор).
В соответствии с п. 12 Правил Договор заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения: а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя - юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя - индивидуального предпринимателя; б) место нахождения или место жительства исполнителя; в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика; г) место нахождения или место жительства заказчика; д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика; е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору); ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося; з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты; и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии); к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности); л) форма обучения; м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения); н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы); о) порядок изменения и расторжения договора; п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 74 Федерального закона № 273-ФЗ профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена и выдачей свидетельства о профессии водитель. Для сдачи экзамена в ГИБДД никакие дополнительные условия получения допуска (дополнительные занятия, контрольная сдача ПДД) не требуется. Успешно сданный квалификационный экзамен и выдача свидетельства о профессии водитель является фактом, подтверждающим освоение образовательной программы, и не имеет срока действия.
Согласно пункту 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 года № 292 к освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).
Однако, как установлено в ходе прокурорской проверки в нарушение вышеуказанных норм законодательства договоры на оказание образовательных услуг <иные данные> не содержат телефон заказчика (родителя); место жительства и телефон обучающегося; права и обязанности обучающегося; права и ответственность исполнителя и заказчика. В нарушение п. 3 ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ в договорах не указан вид образовательной программы (необходимо указание на то, что данная программа относиться к основной программе профессионального обучения - программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих), форма обучения, сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения). Пунктом 4.8. Договоров предусматриваются к выполнению дополнительные услуги в виде дополнительных занятий. В нарушение ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ в соответствии с пунктом 1.1. Договоров обучение происходит по программе, утвержденной УГИБДД МВД по Республике Марий Эл, при том, что образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Нарушаются права на обучение и на выбор образовательной организации лиц, не имеющих основного общего образования, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, в соответствии с пунктом 5.1. рабочей программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», утвержденной директором <иные данные> от ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 5.1. примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1408, к обучению практическому вождению в условиях дорожного движения допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие медицинскую справку установленного образца и знающие требования Правил дорожного движения. При этом пунктами 2.1. и 2.10. положения о приеме граждан, утвержденного директором <иные данные> от ДД.ММ.ГГГГ пунктами 2.2., 2.3. правил внутреннего распорядка, утвержденного директором <иные данные> от ДД.ММ.ГГГГ, ограничиваются вышеперечисленные права обучающихся (не принимаются на обучение лица, не имеющие основного общего образования, а также требуются медицинские справки с обучающихся до начала практического вождения в условиях дорожного движения).
Указанные выше обстоятельства подтверждаются актом проверки прокуратуры г. Йошкар-Олы от ДД.ММ.ГГГГ, что явилось основанием для вынесения ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора г. Йошкар-Олы постановления о возбуждении в отношении директора <иные данные> ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ.
Кроме того, факт совершения директором <иные данные> ФИО1 административного правонарушения и ее виновность подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств: объяснением ФИО1, не отрицавшей выявленные прокуратурой г. Йошкар-Олы нарушения; актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ; справкой по результатом проверки; лицензией на осуществление образовательной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ; должностной инструкцией директора Учреждения; уставом Учреждения; рабочей программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В»; договорами на подготовку водителей транспортных средств категории «В» от 23 октября, ДД.ММ.ГГГГ; дополнительными соглашениями к договорам от 23 октября, ДД.ММ.ГГГГ и другими доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В судебном заседании суда первой и второй инстанции ФИО1 вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ признала.
При рассмотрении настоящего дела мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в действиях директора <иные данные> ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в действиях директора <иные данные> ФИО1 содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ, следовательно, ФИО1 обоснованно привлечена мировым судьей к ответственности.
Дело рассмотрено судьей первой инстанции с соблюдением правил подведомственности и подсудности дел об административном правонарушении, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции, выраженной в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 названного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничится устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как следует из материалов и обстоятельств дела, мировой судья оценил конкретные обстоятельства совершения правонарушения, учел отсутствие по делу доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий и доказательств существенного нарушения охраняемых общественных правонарушений, а также учел устранение нарушений на момент рассмотрения дела, и обоснованно прекратил производств по делу об административном правонарушении в отношении директора ЧУ ДПО «Автошкола «Форсаж-К» ФИО1 за малозначительностью и освободил ее от административного наказания, ограничившись устным замечанием.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, прихожу к убеждению, что постановление мирового судьи, вынесенное в отношении директора <иные данные> ФИО1, является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 12 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 12 апреля 2019 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ, в отношении директора <иные данные>ФИО1 прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, оставить без изменения, а протест заместителя прокурора г. Йошкар-Олы Алимова И.Д. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения
Председательствующий С.М. Майорова