№
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Старый Оскол ДД.ММ.ГГГГ
<адрес>
Судья Старооскольского городского суда Белгородской области Аралкина Ю.С.,
с участием представителя ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» – юридического лица, привлеченного к административной ответственности, ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
в отсутствие представителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 – представителя юридического лица ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» на постановление и.о. заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» к административной ответственности по ст.14.19 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ юридическое лицо ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» привлечено к административной ответственности по ст.14.19 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Как следует из постановления, ООО «СО ЛВЗ «Люкс»» допущено административное правонарушение, выразившееся в нарушении порядка учета этилового спирта и спиртосодержащей продукции при их производстве в 1-м квартале 2017 года.
Не согласившись с принятым решением, представитель ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» по доверенности ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Ссылается на то, что ООО «СО ЛВЗ «Люкс»» в установленном законом порядке осуществило фиксацию поступления этилового спирта от поставщика. Выявив позднее техническую ошибку, ООО «СО ЛВЗ «Люкс»» направило письмо руководителю Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка с просьбой отменить ТТН ЕГАИС № от ДД.ММ.ГГГГ с целью изменения даты Акта расхождения (недостачи) ТТН ЕГАИС и приведения в соответствие представляемых сведений. Кроме того, ООО «СО ЛВЗ «Люкс»» вменяется допущение нарушения п.2 ст.8 ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Однако указанной статьей закона регулируются Правила использования оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Нарушений использования основного технологического оборудования Общество не допускало, а также не допускало нарушений п.11 и п.13 Постановления Правительства РФ от 19.06.2006 № 380, вменяемых МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО.
В судебном заседании представитель ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» ФИО1 поддержала доводы и требования, изложенные в жалобе, просила постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ФИО2, будучи своевременно и надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу, не явился, ходатайствовал о проведении судебного заседания в его отсутствие.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению, в том числе право личного участия в рассмотрении дела.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнение вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статьей 14.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
В силу ч. 3 ст.23.1 КоАП РФ данная категория дел отнесена к подсудности районных судов, поэтому ходатайство Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу о передачи жалобы по подсудности арбитражному суду не основано на законе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Пунктами 2 статьи 8 и 2 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что учет объема производства, оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включающих в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.
В соответствии с пунктами 11 и 13 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2006г. № 380, значения показателей, используемых для учета объема производства и оборота продукции, фиксируются организациями в журнале учета объема производства и оборота, за исключением розничной продажи и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в журнале учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Информация, зафиксированная в журналах, используется организациями, осуществляющими производство и оборот продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.03.2014 № 202).
Согласно п.5.2.1 Приказа Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № 149 «Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, представляемых территориальными органами федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов», не допускается представление заявки о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции (в том числе импорт) до момента фактического получения продукции в полном объеме в соответствии с сопроводительными документами.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №1459 от 29.12.2015 года.
Пунктом 6 названных Правил определен состав информации, которую организации представляют в ЕГАИС, в том числе - сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной.
Согласно пункту 24 при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация с использованием программно-аппаратных средств направляет в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными.
В случае отсутствия технической возможности исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в единую информационную систему заявки, организация направляет в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка заявление с уточненными данными.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом было установлено, что в декларации об объеме закупки этилового спирта, представленной «СО ЛВЗ «Люкс» за 1 квартал 2017 года отражена закупка этилового спирта по ТТН от 20.02.2017 года №262 в объеме 2729,17 дал у ООО «Курск Продукт», по данным отчета об объемах закупки этилового спирта (за период с 01.01.2017 года по 31.03.2017 года по дате накладной) дата фиксации ТТН №262 – 20.02.2017 года, при этом согласно информации, зафиксированной в ЕГАИС фактическая приемка этилового спирта произведена 21.02.2017 года.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Диспозиция ст.14.19 КоАП РФ носит формальный характер, в связи с чем, наличие или отсутствие последствий не имеет правового значения для наступления ответственности. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. С объективной стороны данное правонарушение выражается в непринятии как должностным лицом, так и организацией необходимых мер по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо в совершении действий, направленных на нарушение установленного порядка учета этой продукции. Субъективная сторона выражается в прямом умысле виновного.
Из материалов дела усматривается, что ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»», выявив техническую ошибку, направило письмо руководителю Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка с просьбой отменить ТТН ЕГАИС 262 от 20.02.2017 с целью изменения даты Акта расхождения (недостачи) ТТН ЕГАИС и приведения в соответствие представляемых сведений, поскольку фактическая приемка этилового спирта по указанной ТТН была произведена 21.02.2017 года, то есть были приняты все зависящие от него меры по соблюдению порядка учета этилового спирта и спиртосодержащей продукции при их производстве.
В письме 22.03.2017 года Обществом представлено пояснение о том, что 20.02.2017 года в УТМ была выгружена ТТН ЕГАИС № 262 от ООО «КурскПродукт», но фактическая приемка этилового спирта по указанной ТТН была произведена 21.02.2017 года, на что был составлен «Акт Расхождения (недостачи) ТТН ЕГАИС» № ЛЮ000000308 от 21.02.2017 года и получен «Акт подтверждения акта расхождения ТТН ЕГАИС» № ЛЮ000000260 от 20.02.2017 года. Обозначенные Акты зафиксировались в УТМ ЕГАИС по дате входящей ТТН, а именно 20.02.2017 года, что не является действительностью, и изменить дату Акта в УТМ ЕГАИС у Общества нет технической возможности. Следовательно, этиловый спирт в количестве 2 627,68 дбс, не отражается в период получения с 21.02.2017 года по 24.04.2017 года, а отражается в период до 20.02.2017 года включительно, что является ошибочным.
Таким образом, судом не установлено наличие каких-либо умышленных действий по предоставлению недостоверной, искаженной информации, а при допущении технической ошибки Обществом были предприняты все возможные от него меры по ее исправлению, что предусмотрено вышеуказанными Правилами учета. Однако, административный орган при вынесении оспариваемого постановления не принял во внимание эти обстоятельства, и не предоставил в опровержение указанных доводов доказательств иного.
В статье 1.5 КоАП РФ провозглашен принцип презумпции невиновности, согласно которому неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
С объективной стороны данное правонарушение выражается в непринятии организацией необходимых мер по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо в совершении действий, направленных на нарушение установленного порядка учета этой продукции.
Правилами учета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1459 от 29.12.2015 года, определен предмет учета, в каком порядке и в каких единицах осуществляется учет, с помощью каких технических средств, а также порядок фиксации соответствующих объемов.
Сведения об объемах полученного ООО «СО «Люкс» от поставщика ООО «Курский продукт» спирта, отраженные в оспариваемом постановлении, содержатся в ЕГАИС. При фиксации в системе ЕГАИС данных о поступившей спиртосодержащей продукции заявитель ошибочно указал дату – 20.02.2017 года из ТТН, вместо даты 21.02.2017 года фактической отгрузки товара, однако, это не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.19 КоАП РФ.
Подпунктом "18" пункта 6 Правил функционирования Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотрено, что организации представляют в ЕГАИС сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной.
Исходя из диспозиции статьи 14.19 КоАП РФ, под сведениями, содержащимися в товарно-транспортной накладной, непредставление которых в ЕГАИС могло бы образовать состав указанного правонарушения, следует иметь в виду именно объемы соответствующей продукции, но не дата либо иные реквизиты документов.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление вынесено административным органом в отсутствие доказательств состава административного правонарушения, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление и.о. заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ФИО3 № 03-17/311-4 от 19 июня 2017 года подлежит отмене, а производство по делу в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ – прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.5-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу представителя ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс» удовлетворить.
Постановление и.о. заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.19 КоАП РФ, в отношении ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» –отменить.
Производство по делу прекратить в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение судьи может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Старооскольский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Ю.С.Аралкина