ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-328/2013 от 24.07.2013 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

 РЕШЕНИЕ

 г. Тюмень 24 июля 2013 года

 Судья Центрального районного суда г. Тюмени Иванов А.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Попова В.А. на постановление заместителя руководителя Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области № от 26 марта 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.25 ч. 6.2 КоАП РФ,

 установил:

 Постановлением заместителя руководителя Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Тюменской области N № от 26 марта 2013 г. Попова В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.25 ч. 6.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа <данные изъяты>

 Не согласившись с указанным постановлением, Попов В.А. обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить постановление, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на невиновность в совершении инкриминируемого ему правонарушения, на допущенные по делу нарушения норм процессуального закона.

 На указанное постановление Поповым В.А. принесена жалоба, в которой он просит отменить постановление и прекратить производство по делу в его отношении, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.25 ч. 6.2 КоАП РФ, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, ссылаясь на то, что должностным лицом при вынесении постановления не были учтены изменения в валютном законодательстве, в соответствии с которыми на момент составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления у Попова В.А. отсутствовала обязанность по представлению в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям.

 В судебное заседание Попов В.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела по жалобе извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела по жалобе в его отсутствие.

 Представитель должностного лица - заместителя руководителя Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела по жалобе извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела по жалобе в его отсутствие и письменные объяснения, приобщенные к материалам дела, в которых не оспаривает доводов жалобы и не возражает против удовлетворения жалобы.

 Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело по жалобе защитника Попова В.А. при данной явке.

 Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья находит решение судьи и постановление должностного лица подлежащими отмене по следующим основаниям.

 В соответствии с пп. 2 п. 2. ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 настоящего Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

 В силу п. 4 ст. 23 вышеуказанного Федерального закона, в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют права запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

 Согласно п. 4 ст. 5 данного Закона Банк России устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

 Порядок представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами регламентирован Инструкцией Банк России от 15 июня 2004 года N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".

 Согласно п. 1.3 вышеуказанной Инструкции, Общество было обязано представить в уполномоченный банк справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте (справку о валютных операциях), поступившей на банковский счет, не позднее 15 рабочих дней со дня поступления иностранной валюты на его расчетный счет в уполномоченном банке.

 Фактически в уполномоченный банк справка о валютных операциях была представлена 15 ноября 2012 года, то есть с нарушением срока, установленного Инструкции № 138, на 27 дней.

 В соответствии с ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более, чем на десять, но не более чем на тридцать дней, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

 Таким образом, Попова В.А. совершил административное правонарушение, выраженное в нарушении установленных сроков представления форм учета по валютным организациям, в соответствии с Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций (утв. Центральным Банком Российской Федерации 01.06.2004 г. N 258-П) (Положение N 258-П) документов, являющихся формой учета и отчетности по валютным операциями. В данном случае указанные документы должны были быть представлены в уполномоченный банк не позднее 10.05.2011 г., однако справка о подтверждающих документах в уполномоченный банк была представлена только 06.06.2011 г., то есть с пропуском срока.

 Должностное лицо ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора тюменской области обоснованно пришло к выводу о том, что должностным лицом Г. не соблюдены требования, установленные Положением N 258-П, заключающиеся в обязанности резидента представить в уполномоченный банк документы, являющиеся формой учета и отчетности по валютным операциям, к сроку, установленному актом органа валютного регулирования.

 При этом несоблюдение установленных сроков представления форм учета, к которым в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 10.12.2007 г. N 1950-У отнесена и справка о подтверждающих документах, является нарушением установленного порядка представления отчетности по валютным операциям и составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 6 - 2 ст. 15.25 КоАП РФ.

 Единые правила оформления паспорта сделки предусмотрены Инструкцией Центрального Б. от 15.06.2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".

 Согласно ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" является актом органа валютного регулирования, определяющим обязательный для исполнения резидентами порядок осуществления валютных операций с нерезидентами.

 В соответствии с п. 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).

 В п. 2.2 Положения N 258-П указывается, что подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению.

 Согласно п. 2.4 Положения N 258-П резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.

 В соответствии с п. 1.3 Указаний Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 г. N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" зарегистрированными в Минюсте России 25.12.2007 г. за N 10804 и вступившими в силу 27.01.2007 г., справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П, относится к формам учета по валютным операциям.

 На дату осуществления спорной валютной операции Инструкция Центрального банка России от 15.06.2004 г. N 117-И и Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 г. N 258-П действовали в редакциях, в соответствии с которыми оформление паспорта сделки требовалось, а Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 г. N 258-П применялось в отношении валютных операций между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта (кредитного договора) превышала в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта (п. 3.2 Инструкции Центрального банка России от 15.06.2004 г. N 117-И, п. 1.2 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 г. N 258-П).

 29.12.2010 г. Центральным банком Российской Федерации - Указанием N 2556-У "О внесении изменения в пункт 1.2 Положения Банка России от 1 июня 2004 года N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", зарегистрированным в Минюсте РФ 11.02.2011 г. за N 19820, в абзаце 4 п. 1.2 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 г. N 258-П слова "в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта" заменены словами "в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банка России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения".

 Также, 29.12.2010 г. Центральным банком Российской Федерации - Указанием N 2557-у "О внесении изменений в инструкцию Б. от 15 июня 2004 года N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок", зарегистрированным в Минюсте РФ 08.02.2011 г. N 19730, также были внесены аналогичные изменения в Инструкцию Центрального банка России от 15.06.2004 г. 117-И, а именно, п. 3.2 дополнен абзацем следующего содержания: "между нерезидентом и резидентом в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Б. на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения".

 Таким образом, согласно Указаниям Банка России, вступившими в силу 27.02.2011 г., действующее валютное законодательство не требует представления резидентом в банк ПС справки и подтверждающих документов по валютным операциям между резидентом и нерезидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Б. на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения, что следует также и из действующей на момент рассмотрения данной жалобы Инструкции Банка России от 04.06.2012 г. N 138-И "О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (п. 5.2).

 На основании ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

 Указания Банка России от 29.12.2010 г. N 2556 и 2557, в соответствии с которыми нормы Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 г. N 258-П не распространяются на валютные операции между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банка России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения, вступили в законную силу 27.02.2011 г.

 С учетом изложенного, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тысяч долларов США, то предоставление справки о подтверждающих документах позже срока, установленного валютным законодательством, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 - 2 ст. 15.25 КоАП РФ.

 Таким образом, на момент составления протокола по делу об административном правонарушении, вынесения должностным обжалуемого постановления и рассмотрения жалобы судом у резидентов отсутствует обязанность по представлению в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям при исполнении контракта на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 тыс. долларов США.

 Поскольку вступившие в законную силу Указания Банка России N 2556, 2557 от 29.12.2010 г. улучшают положения лица, привлеченного к административной ответственности, и обжалуемое постановление не исполнено, на момент рассмотрения спора в суде у резидентов отсутствует обязанность по представлению в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям при исполнении контракта на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 тыс. долларов США, суд, рассматривающий жалобу, считает, что в данном случае подлежит применению ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.

 Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях должностного лица Попова В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ.

 Учитывая изложенное, решение судьи и постановление должностного лица подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении Г. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - прекращению в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

 решил:

 Постановление заместителя руководителя Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Тюменской области № от 26 марта 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.25 ч. 6.2 КоАП РФ, в отношении Попова В.А. отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.25 ч. 6.2 КоАП РФ, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 Судья Иванов А.Г.